Лента новостей
Статья15 мая 2012, 10:56

Путь к Богу и людям

Полина Животенко учится в 9 “а” классе Инжавинской средней школы. В этом учебном году она участвовала в муниципальном этапе XI регионального конкурса одаренных детей системы дополнительного образования “Звездопад талантов” в номинации “Журналистика” на тему “С чего начинается Родина”, где представила репортаж “Прощание с Родиной” и заняла 1-е место. 30 марта состоялся финал, где она заняла третье место в той же номинации.
Полина Животенко также приняла участие в региональном конкурсе “Подвижники православной веры XX века ” и снова вышла в финал. Со своим очерком “Путь к Богу и людям” о судьбе нашего земляка Войно-Ясенецкого, известного и как архиепископ Лука, была отмечена грамотой.
Сегодня мы публикуем ее очерк “Путь к Богу и людям” (руководитель учитель О.В. Михкельсон).


Среди славных имен русского Благочестия есть одно, особенно близкое нам, тамбовчанам. Это имя профессора, архиепископа Тамбовского Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого. Удивительно, сколько может сделать полезного даже отдельный человек, если делает он это на благо своей Родины, делает самозабвенно и вдохновенно. И чтобы обрести себя, надо пройти путем страшных испытаний, одержать победу над собственной слабостью.
Для архиепископа Луки, профессора Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, этого богатого умом и щедрого сердцем человека, вся жизнь была цепью испытаний и скорбей, которые он переносил с глубоким христианским смирением. В одном из писем сыну Михаилу он писал, что «полюбил страдание, так удивительно очищающее душу». И это те слова, которые стоит запомнить, размышляя об удивительной жизни епископа Луки, хирурга и ученого Войно-Ясенецкого.
Жизнь его, действительно, была полна удивительных противоречий. Талантливый ученый и хирург - неожиданно для самого себя ставший епископом. Человек, прошедший сталинские лагеря и получивший затем высочайшую награду - Сталинскую премию. Когда государство пыталось при помощи науки покончить с религией, он написал книги «Дух, душа, тело» и «Наука и религия», в которых провозгласил гармонию этих двух путей познания мира.
Я много читала о деятельности профессора Войно-Ясенецкого, и меня всегда поражала его неуемная энергия. Энергия, направленная, прежде всего, на то, чтобы сделать окружающую жизнь добрее, честнее, благочестивее. Нравственные и этические принципы этого человека были предельно точны. Вот выдержка из его мемуаров: «Главное в жизни - всегда делать людям добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое».
На фотографиях советских времен мы видим облаченного в рясу седовласого старца. На груди - крест и знак архиерейского достоинства - панагия. Сурово и проницательно глядит он поверх очков, как бы пытаясь заглянуть к вам в душу. Глядя на эти фотографии, я представляла его себе как важного и маститого профессора, архиепископа, знающего себе цену. Но, познакомившись с его биографией, увидела его совершенно другим.
Это был красивый, сильный, гордый человек. Сохранились свидетельства очевидцев его разговора с главой Ташкентской ЧК Петерсом, имевшим репутацию свирепого человека. Петерс спросил профессора:
- Как это Вы, Войно-Ясенецкий, ночью молитесь, а днем режете людей?
- Я режу людей во имя их спасения, - ответил священник, - а во имя чего их режете Вы?
- Но как Вы можете верить в Бога? Разве Вы Его видели?
- Нет, не видел. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там ума. И совести тоже там не находил. Значит ли это, что их нет?
Надо было иметь большое мужество, чтобы в то время так ответить.
Анализируешь жизнь Валентина Феликсовича и поражаешься: сколько мог сделать человек за свою жизнь, хотя и довольно долгую, но все-таки человеческую, а значит, короткую. Его жизнь можно вместить в несколько фраз: дорога к Богу и людям.
Сам выбор его жизненного пути это подтверждает. С детства он очень любил рисовать и мечтал учиться в Академии художеств. Но во время вступительных экзаменов после мучительной внутренней борьбы решил - не вправе заниматься тем, что ему нравится, а должен своим трудом облегчить страдания людей. Поэтому он поступил на медицинский факультет Киевского университета, чтобы стать земским врачом и лечить крестьян. Он много занимался научной работой, окончил университет с отличием. Ему пророчили карьеру ученого, а он стал работать земским врачом. Всю жизнь быть деревенским врачом ему не пришлось, но всю жизнь служить людям - да.
Многие врачи рассказывали, что Валентин Феликсович всегда с большой любовью и глубоким вниманием относился к каждому больному человеку, его отношение к больным было идеальным.
В 1923 году 46-летний священник был пострижен в монашество и посвящен в епископы с именем Лука. Но после первой же архиерейской службы его арестовали. Так начался период его 11-летних скитаний по тюрьмам и ссылкам.
В ссылках он по-прежнему был готов прийти на помощь всем нуждавшимся во врачебной помощи и пастырском благословении. Он лечил и оперировал иногда подручными средствами: с помощью перочинного ножа, слесарных клещей, зашивая рану женским волосом...
А когда началась Великая Отечественная война, послал телеграмму в правительство не с просьбой о помиловании, а предлагая свою помощь в лечении раненых солдат.
Просьба была удовлетворена. Во время войны святитель Лука заведовал хирургическим отделением в госпитале. Он забирал к себе наиболее тяжело больных и раненых и блестяще проводил операции. После войны архиепископ был награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Но это не помешало властям вернуть его в ссылку.
Читаешь о нем и поражаешься мужеству этого человека. Жестокий холод, голод были постоянными спутниками профессора-священника. Но ничто не могло сломить его. Наверное, у каждого заключенного было что-то свое самое главное, что помогало выжить, когда рушились все надежды. У святителя этой главной опорой была молитва. Многое пришлось ему переосмыслить за время заключения. Окружающим было непонятно, откуда черпает силы этот человек. Но епископ Лука с честью и достоинством нес свой крест, черпая силы в вере, которую невозможно было разрушить.
После войны он заведовал больницей в Симбирской губернии, оперировал днем и ночью - на глазах, на печени, желудке, делал трепанацию черепа, гинекологические операции. Слава о замечательном хирурге быстро распространялась. У порога больницы выстраивались посетители из других губерний.
Его труд получил высокую оценку. Священный Синод Русской Православной Церкви возвел его в сан архиепископа, назначив на Красноярскую кафедру.
В 1944 году Военный госпиталь переехал в Тамбов, и Лука вступил в управление Тамбовской епархией. Там он сразу столкнулся со многими трудностями. Необходимо было восстановить главный собор, который использовали под рабочее общежитие. Он был в плачевном состоянии: иконостас сломан и выброшен, стены исписаны ругательствами. Когда Лука совершал первое богослужение в восстановленном храме, то обратился к верующим с кратким словом: «После долгого духовного голода мы сможем снова собираться и благодарить Бога. Я назначен к вам пастырем». Он любил проповедовать и считал проповедь самым важным делом. Его проповеди, яркие, содержательные, привлекали в церковь много людей. К 1946 году в Тамбовской области было открыто 24 прихода.
Жители Тамбова с особым почтением относятся к архиепископу, ведь многие из них получили от его рук исцеление. Городская больница носит имя архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), который в годы Великой Отечественной войны работал хирургом в городских больницах. В 1993 году больницу освятил Святейший Патриарх Алексий II. На территории больницы расположен памятник профессору медицины Архиепископу Луке. Здесь же находится памятник медикам, выполнявшим свой долг во время Великой Отечественной войны, и Тамбовский музей истории медицины, в котором есть экспозиция, посвященная святому Луке.
В 1946 году Лука был награжден Сталинской премией первой степени за «Очерки гнойной хирургии». Почти всю премию он пожертвовал на помощь сиротам - жертвам войны. В том же году Лука был переведен на должность архиепископа Симферопольского и Крымского. В Крыму ему также пришлось устраивать жизнь разоренной епархии. Несмотря на занятость, он продолжал заниматься научной работой, старался сохранить сложившийся в последние годы жизненный режим: бесплатный прием больных дома, консультации в госпиталях, проведение богослужений, руководство епархией. Живя в Симферополе, он переписывался с некоторыми ташкентскими хирургами, в частности, профессором Масумовым, интересовался медицинскими новостями.
Архиепископ Лука продолжал участвовать в общественной жизни и, в первую очередь, в борьбе за мир. В воззвании “Защитим мир служением добру!” он провозглашал: “Противодействовать злу войны и всякому социальному злу церковь может только служением добру, ибо зло побеждается только добром”.
В 1956 году Войно-Ясенецкий полностью ослеп. Потеря зрения окончательно оторвала его от медицины и полностью отдала во власть религии. В записанных в эти годы со слов архиепископа Луки мемуарах упорно и беспрерывно проходит мысль, что все происходившее в его жизни было “предначертано свыше”.
Вся его жизнь - молчаливый подвиг души и духа. Таких людей можно назвать проповедниками, подвижниками Благочестия. Они выбирают трудный путь, чтобы потом по их следам - дорогами испытаний и спасений - прошли другие. Валентин Феликсович закончил сложный и трудный, но всегда честный и отданный человечеству жизненный путь. Умер архиепископ Лука 11 июня 1961 года, в День всех святых. Было ему 84 года. Хоронили его со всеми религиозными почестями. Огромное количество людей провожало в последний путь доктора медицины, профессора Войно-Ясенецкого - блестящего хирурга, известного врача и ученого, замечательного благочестивого человека, верного сына своей Родины. С уходом архиепископа Луки в другой мир одним праведником на земле стало меньше. Но хочется надеяться, что следы этого подвижника медицины и веры будут нравственным ориентиром для нас.
На могиле его стоит белый мраморный памятник, на котором высечена надпись, заметная издалека:
АРХИЕПИСКОП ЛУКА
(ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ)
27/IV 1877 - 11/VI 1961
Доктор медицинских наук,
профессор хирургии

Говорят, архиепископ Лука сам составил эту надпись. И не без умысла. В сердцах людей он навсегда останется епископом-хирургом.

Автор:Полина Животенко