Лента новостей
Статья15 мая 2012, 15:53

Приближали День Победы как могли

В военное время Тамбовская область стала крупной госпитальной базой. Ушли на фронт 58 процентов врачей и 47 процентов медсестер. В Кирсанове действовали курсы медицинских сестер. К середине февраля 1942 года на них была подготовлена 21 медсестра, 10 из них ушли добровольно на фронт.

Одним из преподавателей Кирсановской фельдшерско-акушерской школы был М. И. Кузин, хирург госпиталя, впоследствии член Академии медицинских наук СССР, профессор, директор Всесоюзного научно-исследовательского института хирургии имени Вишневского.
Ушла на фронт и наша землячка В. К. Маренкова — выпускница Воронежского медицинского института. Сначала она выполняла обязанности начальника санитарной части, потом — командира санитарной роты, и вскоре — военного врача третьего отдельного медсанбата 44-го полка 42-й стрелковой дивизии 49 армии. С первых дней пребывания на фронте приходилось сутками стоять у операционного стола. Условия были сложные: работали в наспех развернутых санитарных палатках или уцелевших строениях в непосредственной близости от военных действий. Причем белые опознавательные кресты медслужбы почти никак не защищали от бомб и снарядов.
В сентябре 1943 года в боях погиб ее муж, а в январе 1944-го родился сын. К этому времени Маренкова находилась уже в Кирсанове. Продолжая оставаться военнообязанной, она работала в эвакогоспитале.
После расформирования госпиталя она начала трудиться хирургом в Кирсановской больнице. ее учителем и наставником стал Заслуженный врач РСФСР А. Г. Глазков, чье имя носит одна из городских улиц в настоящее время. После смерти Глазкова В. К. Маренкова возглавила хирургическое отделение. 44 года проработала она на одном месте.
За свой ратный труд, а также многолетнюю работу в мирное время Маренкова имеет многочисленные награды: ей присвоены звания "Заслуженного врача РСФСР" и "Почетного гражданина города Кирсанова".
В нашем городе за период войны побывало 16 госпиталей. Одни располагались на длительное время, другие размещались на небольшой срок. А были и такие, что, едва развернувшись, свертывались и уезжали вслед за фронтом. Из кирсановских медработников было сформировано четыре госпиталя, которые прошли по дорогам войны, два из которых дошли до Берлина.
Город отдал под госпитали все пригодные для этого здания, в первую очередь школы. Раненые поступали в Кирсанов в санитарных поездах. Еще до прибытия поезда, извещенные заранее, к вокзалу подъезжали санитарные и грузовые машины со всех госпиталей. Каждый заранее давал сведения, сколько раненых может принять. А по прибытии спешил их забрать. Раненых быстро выводили или выносили на носилках из вагонов. Грузили в машины. А в госпиталях немедленно приступали к операциям и обработке ран. Днем врачи и медсестры делали операции и перевязки, а вечером учились, т. к. не хватало знаний по методике военно-полевой хирургии.
Заведующий хирургическим отделением больницы А. Г. Глазков не работал ни в одном из госпиталей, но бывал в них, откликаясь на просьбы коллег проконсультировать или оказать помощь в сложной операции. Он был назначен главным врачом Кирсановской больницы, заведующим хирургическим отделением в 1936 году, став единственным хирургом на всю больницу.
В больнице тогда не было не только дежурных врачей, но и анестезиологической службы. Три дня в неделю были операционные, иногда приходилось проводить по нескольку операций в день, являясь одновременно и хирургом, и анестезиологом. Он оперировал больных по всем заболеваниям днем и ночью, работая на износ, не щадя своего здоровья. Он жил, а не работал в больнице, принимая близко к сердцу страдания больных и их родственников, и люди хотели оперироваться только у него, хотя со временем появились и другие врачи.
Глазков всю жизнь учился, знакомился с новыми разработками в хирургии и внедрял их в своей больнице. Охотно делился знаниями с молодыми врачами. Кирсановцы несколько раз избирали его депутатом местного и областного Советов. А. Г. Глазков умер во время операции 6 марта 1961 года, закончить которую пришлось ассистирующей ему В. К. Маренковой. Больной остался жив.
В военное время Глазков, как и другие кирсановские медработники (Поминов и Демидов), отчислили свои полуторамесячный и месячный заработки на строительство санитарных самолетов "Тамбовский медработник". Работники Рамзинского фельдшерского пункта внесли наличными месячный заработок (газета "Кирсановская коммуна" от 1.01.1943 года).
Медицинские работники нашего города и района внесли большой вклад в победу над врагом. Не покладая рук, не считаясь со временем, они прилагали все силы и знания, чтобы вылечить больных. В газете "Кирсановская коммуна" от 19 ноября 1941 года читаем: "За самоотверженный труд, за чуткое и любовное отношение к нам, больным, искренне благодарим врачей: Е. С. Глазкову и И. К. Питину, медицинских сестер: М. Донских, Л. Прохорову, Д. Самодурову и Ю. Орлову"…

Автор:Н. ЗАХАРОВА