Лента новостей
Статья8 июля 2015, 10:04

По исторической тропинке

Я хочу рассказать историю моей семьи, которая тесно связана с основными событиями и вехами недавнего прошлого нашей страны.

В 1914 году Россия вступила в войну с Германией. Эту войну впоследствии назовут Первой мировой. Мой прапрадедушка Василий Андреевич Саюшев был участником этой войны. За мужество он был награждён двумя Георгиевскими крестами. Когда в 1917 году произошла Октябрьская революция, прапрадедушка вместе со своим родным братом Дмитрием Андреевичем полностью поддержали идеи революции, и в Гражданскую войну они сражались на стороне Красной Армии.

Мой прапрадедушка родом из деревни Погореловки Волчковского сельсовета Тамбовской области, поэтому на его долю также выпал весь ужас событий, связанных с Антоновским восстанием. Гражданская война, особенно в родных краях, – это страшная трагедия для каждого, оказавшегося в её жерновах. Так, семья прапрабабушки Домаши, жены моего прапрадеда, выступала на стороне Антонова. Всех оставшихся в живых после подавления восстания отправили в Сибирь, и дальнейшая их судьба неизвестна. Прапрабабушку спасло лишь то, что она была женой коммуниста. Но как передать её чувства, если с одной стороны – муж, а с другой – родители и братья?

Во время Великой Отечественной войны прапрадедушка был председателем родного колхоза. Колхозники сами жили впроголодь, но весь собранный урожай зерновых поставляли на фронт. Лозунг «Всё для фронта – всё для победы!» стал определяющим для людей, работавших в тылу.

Дмитрия Андреевича, прапрадедушкиного брата, дороги борьбы с белогвардейцами занесли на Дальний Восток. Он в совершенстве выучил китайский язык и стал советником по особым делам и переводчиком у Блюхера, прошёл с ним всю Гражданскую войну. Однако маховик репрессий раскручивался по всей стране. Василия Константиновича Блюхера в 1938 году арестовали, а вместе с ним и его подчинённых. Дмитрия Андреевича осудили на 15 лет по 58-й статье и отправили в лагеря на север Хабаровского края.

А 27 июля 1942 года вышел приказ Сталина о создании штрафных батальонов. Дмитрий Андреевич сразу же попросился на фронт. Его назначили командиром штрафбата. Три года войны он прошёл в этой должности, был на разных участках, фронтах, однако пули берегли его: Дмитрий Андреевич не был тяжело ранен в боях, а значит, по законам того времени, не искупил вину перед Родиной. После войны его опять отправили в лагеря.

Дмитрий Андреевич был реабилитирован в 1953 году, не досидев до окончания срока несколько месяцев. Возвращаться на родную Тамбовщину не стал, думая, что все его родственники тоже попали под репрессии. Брат прапрадеда женился на такой же невинно осуждённой женщине и остался работать в Хабаровском крае. Закончил свою трудовую карьеру в должности руководителя золотодобывающего предприятия. Но сердце рвалось на малую родину, и, выйдя на пенсию, Дмитрий Андреевич вместе с женой в 1970 году решился посетить родные края, поклониться могилам родителей. Каковы же были его удивление и радость, когда в родной Погореловке встретил своего племянника (моего прадеда). Это была единственная их встреча, из которой мы и узнали про судьбу Дмитрия Андреевича.

В 1922 году у Василия и Домаши родился сын Анатолий – мой прадедушка. В сентябре 1940 года моего прадедушку – Анатолия Васильевича Саюшева – призвали в армию. В июне 1941 года ему не было еще и 19 лет. С 17 июля 1941 года прадедушка – участник Великой Отечественной войны. Прадедушка Толя был несколько раз ранен, два раза ранения были тяжелыми. Прадедушка Толя защищал Москву, оборонял Сталинград, принимал участие в битве на Курской дуге. Но сейчас я хочу рассказать об освобождении Белоруссии. К этому времени прадедушка был лейтенантом, командиром минометного взвода.

Шёл июнь 1944 года. 6-я гвардейская армия 1-го Прибалтийского фронта готовилась к проведению Белорусской операции. Рано утром 24 июня части 6-й гвардейской армии возобновили стремительное продвижение к Западной Двине. Противник учитывал, что выход наших войск к реке поставит его оборону в трудное положение, и ожесточённо дрался за каждый рубеж.

67-я гвардейская стрелковая дивизия с боями продвигалась к Западной Двине. Когда до реки осталось 15–20 километров, в частях соединения начали создаваться усиленные передовые отряды, которые, преследуя врага, должны были с ходу форсировать реку, захватить плацдарм на противоположном берегу и удержать его до прихода основных сил. Такой отряд был создан и в 199-м стрелковом полку. В этот отряд попал и мой прадедушка.

24 июня 1944 года передовой отряд 199-го полка подошел к Западной Двине. Штатных переправочных средств не было, начали форсировать реку на подручных. С воздуха переправу прикрывали наши истребители. Командующий 6-й гвардейской армией генерал И.М. Чистяков, наблюдавший за переправой, писал в своих воспоминаниях: «Западная Двина широкая, быстрая, левый берег, который занимал противник, командует над нашим, правым. И вот что мы увидели, все водное пространство покрыто людьми. Кто на досках, кто на бочках, кто на бревнах, кто вплавь движется к противоположному берегу...»

Переправившиеся бойцы захватили небольшой плацдарм. Первая часть боевой задачи была выполнена. Предстояло выполнить вторую, не менее трудную – удержать захваченный плацдарм до подхода основных сил.

Вот как описывает события, происходившие на занятом нашими войсками плацдарме, командир 199-го гвардейского стрелкового полка гвардии подполковник Дегтярев: «При форсировании реки Западная Двина, в районе деревни Лобейки, 24 июня 1944 года товарищ Саюшев быстро, на подручных средствах, со взводом и материальной частью переправился на левый берег, где, установив минометы, открыл огонь, прикрывая переправу других подразделений. По завершении переправы взводу товарища Саюшева был поручен открытый фланг подразделения, который он упорно защищал, отражая контратаки противника, намеревавшегося сбросить подразделение в реку. Когда противник превосходящими силами пехоты при поддержке танков и артиллерии повёл ожесточенные контратаки, товарищ Саюшев, подавая личный пример мужества, четыре раза выводил взвод на отражение контратак рукопашным боем, после чего огнём миномётов уничтожал отступающего противника. В рукопашных схватках и огнем миномётов взвода товарища Саюшева уничтожено 2 огневые точки и 20 солдат противника».

За проявленное мужество в боях при форсировании Западной Двины А.В. Саюшев удостоин правительственной награды – ордена Красного Знамени. Однако прадедушка не знал про это награждение. Это был его последний бой в Великой Отечественной войне, так как мой прадед был тяжело ранен. Лечение в госпиталях продолжалось долго, и выписали прадедушку из госпиталя уже после окончания войны.

И вот в июне 1993 года приходит повестка из военкомата. Прадедушка Толя уже лежал в больнице. У него была злокачественная опухоль ноги как раз в месте ранения, полученного в бою, про который я написала выше. Оказалось, юные следопыты узнали про подвиг моего прадеда и то, что он удостоен высокой награды. И вот, через 49 (!) лет после того боя, награда нашла своего героя. Прадедушка был уже старенький, и он плакал, когда ему к рубашке прикрепили орден Красного Знамени. Через 2,5 месяца после этого памятного для нас всех события прадедушки не стало.

Во время Великой Отечественной войны мой прадедушка был ещё награждён медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда». После войны прадедушке вручили ещё орден Отечественной войны I степени и другие награды.

А моя прабабушка Екатерина Васильевна Саюшева (в девичестве Моисеева) во время войны была труженицей тыла. Прабабушка приписала себе год по документам, чтобы её взяли на трудовые работы. Она добывала торф в Шатурском районе Московской области, была бригадиром. Там её наградили медалью за труд в тылу. После войны прабабушка вернулась домой в Тамбовскую область.

Служению своей стране посвятил себя и мой дедушка Владимир Анатольевич Саюшев. После окончания средней школы в селе Волчки дедушка поступил в военное училище. Дедушка стал военным, защищал мирное небо нашей страны на Дальнем Востоке. И служил дедушка в гарнизоне Лазо (место сожжения японцами в паровозной топке героя гражданской войны Сергея Лазо). На этой станции бывал командарм Блюхер и, скорее всего, Дмитрий Андреевич Саюшев, наш родственник. Слова из военного марша «Отцы у нас артиллеристы, а мы ракетчики с тобой» полностью отражают связь поколений в моей семье, ведь прадедушка был артиллеристом, а дедушка – ракетчиком.

Мой прадедушка Анатолий Васильевич Саюшев много рассказывал о Великой Отечественной войне моему дедушке и моей маме, вспоминал эти страшные события, какие лишения и беды выпали на долю нашего народа. Но вся страна выстояла, победила! Мне жаль, что я лично не застала живым своего прадедушку. Но в моей семье память о его славном прошлом хранится до сих пор, и будет передаваться из поколения в поколение.

Закончить я хочу воспоминаниями моей мамы. Когда прадедушка Толя впервые приехал в Майкоп в гости к нашей семье, мама училась в 3-м классе, как и я сейчас. И вот увидел он у нас книгу «Оборона Сталинграда». А в этой книге были напечатаны фотографии военных корреспондентов. На одной фотографии, где был изображён боец, перетаскивающий ящик артиллерийских снарядов по льду замёрзшей Волги, под бомбёжками, взгляд прадедушки задержался особенно долго, а глаза покрылись влагой. Прадедушка сказал, что он вспомнил себя в этот период, как будто не было этих сорока лет (рассказ относится к 1985 году). И прадедушка захотел взять себе на память эту книгу. А когда он уже собирался домой, и мама подала ему книгу, прадедушка Толя сказал: «Нет, пусть она останется у вас. Я никогда не забуду того, что пережил во время войны. Это всегда будет стоять перед глазами и останется в памяти. А вот вы, молодёжь, к счастью, не видели этого. Не забывайте, что сделало наше поколение, чем пожертвовало ради победы. Пожалуйста, помните!»

Автор:Юля АБРОСИМОВА