Питевая вода - задача государственного масштаба

« Знамя труда »
44
от
Среда, 2 ноября, 2011 (Весь день)
1800
http://www.top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2011/11/02/top68.ru-pitevaya-voda-zadacha-gosudarstvennogo-masshtaba-5180.jpg?itok=Bn0y9QoE

Проблема водоснабжения не перестает волновать ржаксинцев. По этому вопросу люди обращаются в мобильную приемную депутатов, в сельские администрации, приходят на приемы граждан в районную администрацию. Недавно позвонили и к нам в редакцию пенсионеры из Большой Ржаксы, которые хотели бы подробнее узнать о программе "Чистая вода", ее финансировании, о том, как можно сельсоветам поучаствовать в программах по воде, чтобы построить новые водопроводные сети в наших селах и деревнях.
И сегодня об обеспечении населения района питьевой водой рассказывает начальник отдела архитектуры, строительства и ЖКХ администрации района Сергей Валентинович БАРАБАНОВ.

- Из-за отсутствия должного финансирования на протяжении последних 20 лет проблема водоснабжения в районе в настоящее время является одной из наиболее острых. В обеспечении населения района качественной питьевой водой основными препятствиями можно назвать: во-первых, изношенность водозаборных сооружений и разводящих сетей.
Водоснабжение населения района осуществляется из подземных водоносных горизонтов водопроводами и шахтными колодцами. Средний износ систем водоснабжения составляет более 60 процентов. Подобное состояние водопроводных сетей, их аварийность, неудовлетворительное состояние зон санитарной охраны водозаборных скважин приводит к ухудшению качества питьевой воды, обусловливает вторичное загрязнение при подаче ее населению.
Во-вторых надо отметить высокую стоимость затрат по обслуживанию объектов водоснабжения. Проведенный анализ работы муниципальных учреждений по обслуживанию систем водоснабжения, созданных в Волхонщенском и Лукинском сельсоветах, позволяет сделать вывод, что предоставление услуг по водоснабжению в сельской местности на данный момент является убыточным. Это связано с малой плотностью населения, высоким износом основных фондов, высокой стоимостью электроэнергии, несоответствием утвержденных тарифов фактическим расходам.
В-третьих, отсутствие на территориях сельсоветов собственников у систем водоснабжения и специализированных организаций по обслуживанию объектов водоснабжения. Как известно, в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение населения питьевой водой отнесено к полномочиям органов местной власти поселений. Реализация данных законом полномочий в разрезе сельсоветов и поссовета осуществляется по-разному. Наиболее качественно водоснабжение населения организовано на территории р.п. Ржакса, где водопроводные сети и сооружения находятся в муниципальной собственности и переданы на обслуживание ОАО "Тамбовская сетевая компания", в которой имеется финансовая и техническая возможность проводить работы по ремонту и реконструкции существующих сооружений, сокращению потерь и организации учета.
С 2005 года осуществляется процесс передачи систем водоснабжения от сельскохозяйственных предприятий в собственность сельсоветов. На данное время передача систем водоснабжения завершена в двух сельсоветах (Волхонщенский и Лукинский), в которых получены лицензии на право пользования участками недр с целью добычи пресных подземных вод и созданы специализированные организации по обслуживанию водопроводов. Ведутся работы по оформлению систем водоснабжения в собственность в Гавриловском и Золотовском сельсоветах. В остальных сельсоветах системы водоснабжения в собственность не приняты. В ряде населенных пунктах района они фактически являются бесхозяйными и содержатся населением. Больше половины населенных пунктов в районе не имеют централизованного снабжения питьевой водой, население в них обеспечивает себя водой из шахтных колодцев, большей частью это малые населённые пункты.
Кроме того, на сегодня сложилась высокая стоимость работ по строительству новых водозаборных узлов и водопроводов. В настоящее время стоимость строительства водозаборной скважины и водонапорной башни составляет в среднем 2,5 млн. рублей, стоимость строительства одного километра водопровода около 1,4 млн. рублей. Построить новые объекты водоснабжения за счет средств сельсовета или средств районного бюджета в существующих условиях не представляется возможным.
- А что делается для того, чтобы изменить ситуацию с обеспечением водой?
С.В.: - Для решения существующих проблем водоснабжения, в первую очередь, необходимо строительство новых водозаборных скважин, водонапорных башен и водопроводов. За последние три года в районе построено 3,3 км водопроводов, три водозаборных скважины, и две водонапорных башни. В настоящее время действуют следующие программы предусматривающие выделение средств на строительство объектов водоснабжения: областная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года" в рамках данной программы в текущем году построено 2,3 км. водопровода в с. Тимофеевка, долгосрочная целевая программа развития водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в Тамбовской области на 2011-2017 годы, которая утверждена в 2011 году и реализуется в рамках федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011-2017 годы. По этой программе ведутся работы по строительству водозаборной скважины и водонапорной башни в с. Большая Ржакса, в 2012 году по данной программе запланировано строительство водозаборной скважины и водонапорной башни в с. Отхожее. В 2010 году утверждена муниципальная целевая программа "Обеспечение населения района питьевой водой на 2011-2013 годы", которая направлена на привлечение средств, на строительство объектов водоснабжения из областного и федерального бюджета. В рамках районной программы планируется изготовить проектно-сметную документацию на строительство объектов водоснабжения в Степановском, Волхонщенском и Лукинском сельсоветах.
Для подачи заявки на выделение средств в порядке софинансирования на строительство объектов водоснабжения из федерального и областного бюджета администрациям сельсоветов необходимо изготовить проектно-сметную документацию. В текущий момент стоимость проекта на строительство водозаборной скважины с водонапорной башней составляет в пределах 100 тысяч рублей, стоимость проекта одного километра водопровода составляет от 40 до 65 тысяч рублей. Оплатить проектно-сметную документацию может население. Для изготовления проекта на строительство водозаборной скважины обязательно должна быть получена лицензия на добычу пресных подземных вод. Также необходимо предусмотреть средства в бюджете сельсовета на строительство объекта водоснабжения исходя из финансовых возможностей.
Большую роль в решении проблем с водоснабжением играет позиция самих жителей. В ряде населённых пунктов только их активная позиция позволяет поддерживать снабжение населения водой. Жители оплачивают электроэнергию, ремонтируют водопроводы, погружные насосы и водонапорные башни. В с. Большая Ржакса, с. Отхожее и п. Чакино жители собрали деньги на оплату проектно-сметной документации.
В последнее время государство решению проблем с водоснабжением населения стало уделять пристальное внимание. Выделяются средства из федерального и областного бюджета, привлекаются частные инвестиции. В соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года № 1235-р, развитие жилищно-коммунального комплекса, ориентированное на обеспечение гарантированного доступа населения России к качественной питьевой воде, и рассматривается как задача общегосударственного масштаба.


 

Автор: 
Наш корр. Фото Татьяны Тюленевой.
Читайте также:
Наверх