Лента новостей
Статья4 сентября 2013, 12:18

О некоторых новациях в законе "Об образовании"

Несколько дней назад школьный звонок возвестил о начале нового учебного года. С 1 сентября страна будет учиться и жить по новому закону об образовании, принятому в конце 2012 года. Об особенностях, новшествах и преобразованиях в сфере образования рассказывает начальник отдела образования Наталия Юрьевна Землякова.

Возраст поступления в школу по ныне действующему законодательству определён от 6,5 до 8 лет. По новому закону: начало обучения позже 8 лет возможно по решению учредителя. Это может привести к тому, что в таких случаях придется брать заключение ПМПК и убеждать учредителя к нему прислушаться.
Введено дисциплинарное взыскание к учащимся, вплоть до исключения из школы и перевода. Не применяется лишь к дошкольникам, ученикам начальной школы, детям с задержкой психического развития и умственной отсталостью.
Если ребёнок имеет академическую задолженность (не успевает по 1 или более предметам): ему даётся год (продолжает обучаться с классом), за который он 2 раза имеет возможность пройти переаттестацию. Если пройти переаттестацию не удается, то возможно: а) повторное обучение («второй год»); б) перевод на обучение по адаптированной образовательной программе; в) обучение по индивидуальному учебному плану, включающему, среди прочего, и растягивание сроков обучения по определенным предметам.
Для выпускников школ «VIII вида» – не имеющих основного среднего образования – при завершении получения образования выдается свидетельство по установленному образцу (сейчас выдается лишь справка). В нём отражаются результаты обучения по отдельным предметам по сравнению с обычными программами. Служит ориентиром для дальнейшего профессионального обучения.
В новом законе «Об образовании» впервые в России на столь высоком уровне говорится об инклюзивном образовании (обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей). Оно даёт ребятам с ограниченными возможностями здоровья шанс лучше осваивать накопленные человечеством знания и активнее общаться со сверстниками, максимально развивая данные от природы возможности.
Ребёнок с особыми потребностями может учиться в средней школе, где при необходимости с ним дополнительно будут работать специалисты: психологи, логопеды, тьюторы и пр. Родители могут выбрать для своего ребенка коррекционную школу, дистанционное образование или различные комбинации этих форм.
В образовательных организациях функция по присмотру и уходу отделена от непосредственно образования. Следовательно, «продлёнка» в школе, а также «присмотр и уход» в детских садах могут стать платными. И в эту плату «не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования». Ныне действующее положение (ст. 52.1, пункт 2) об оплате родителями не более 20% затрат детского сада на содержание детей исчезло. Эти два обстоятельства означают, что родителям придётся платить за уход и присмотр 100%. Правда, в законе прописано, что цену за такую услугу муниципалитет должен назначать исходя из материального положения родителей. Льготы (бесплатность) сохранятся для: детей-инвалидов, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, детей с туберкулезной интоксикацией.
Кроме того, в статье 67, п.4 закона детский сад и школа получают право отказать ребёнку в приёме, если у них нет свободных мест. Ранее такая норма в законодательстве отсутствовала.

О едином учебнике истории
Сейчас в нашей стране ведутся дискуссии о том, нужен ли школе единый учебник истории или должны быть разные учебники, трактующие историю с разных позиций?
С одной стороны хорошо, когда разные умы создают исторический образ России, по-разному учат уму-разуму школьников. Как говорится, один ум хорошо, а два лучше! С другой, единый исторический образ России в умах школьников (подрастающего поколения) – залог морально-политического единства российского общества.
Считаю, что единый учебник нужен. Необходимо объединить все ныне известные знания и факты в одну книгу. Проще станет и ученикам, и учителям, не будет путаницы и расхождений в знаниях. Ведь сейчас у поступающих в учебные заведения не только разный уровень знаний, но и различная информация по некоторым историческим фактам.

Об электронных дневниках и журналах
Третий год 92% общеобразовательных учреждений района участвуют в дистанционном проекте по ведению электронного дневника и электронного журнала успеваемости.
Формат электронного журнала успеваемости удобен как учителям, так и ученикам и их родителям. Педагог может получить доступ к журналу из любого места, где есть компьютер и выход в Интернет. Таким образом, например, проверяя работы учеников на дому, можно выставлять оценки в режиме реального времени, не дожидаясь следующего дня, когда станет доступен бумажный журнал. Кроме того, система даёт возможность автоматически обрабатывать данные. Например, высчитывать оценки за четверть, сопоставлять уровень успеваемости между разными классами и, что немаловажно, формировать отчетность для государственных органов.
Программа разработана таким образом, что в день, когда напротив фамилии ученика появляется новая оценка, его родители могут увидеть её в своём онлайн-кабинете с подробностями и комментарием учителя. В конце учебного дня родитель получает сводную ведомость обо всех оценках на свой мобильный телефон в виде SMS. При этом конфиденциальность данных об успеваемости других учащихся сохраняется.

О питании и не только
Школьное питание – одна из насущных проблем системы образования сегодня. Здоровье наших детей напрямую связано с тем, что они едят. По данным педиатров, у детей и подростков болезни органов пищеварения находятся на третьем месте.
Поэтому во всех школах с началом каждого нового учебного года организуется горячее питание детей. За счёт средств субсидий регионального бюджета обеспечиваются питанием дети из малообеспеченных семей. Детям из многодетных семей предоставляется бесплатное питание.
В рамках модернизации общего образования произведён капремонт пищеблока и обеденного зала школьной столовой Умётской школы; косметический ремонт столовых филиалов; проведено полное технологическое переоснащение пищеблока базовой школы (столовая доготовочная), частичное переоснащение 2-х пищеблоков сельских школ (комнаты для приёма пищи – Оржевский и Сулакский филиалы); закуплено технологическое оборудование для других филиалов (холодильные шкафы, производственные столы, водонагреватели); закуплена мебель для обеденного зала Умётской школы, высвободившаяся мебель перераспределена по филиалам; повара прошли курсы повышения квалификации.
Вместе с тем, всего горячим питанием в прошлом учебном году было охвачено 83,2% школьников района (2012 г. - 85,7%, 2011 г. - 86,6%). В районе созданы условия для полноценного питания школьников, а охват горячим питанием с каждым годом уменьшается. Есть повод задуматься. Главная причина сложившейся ситуации, на мой взгляд – перекусывание на переменах.

О школьной форме
Актуальность введения единых стандартов не обошла и школьную форму. Глава администрации области О.Бетин подписал постановление «Об утверждении единых требований к одежде обучающихся общеобразовательных организаций». Требования утверждаются в целях обеспечения обучающихся удобной и эстетичной школьной одеждой, устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия, предупреждения возникновения психологического дискомфорта перед сверстниками, укрепления общего имиджа общеобразовательной организации, формирования школьной идентичности, а также сохранения здоровья обучающихся.
Определиться с выбором новой школьной формой помогла выставка-ярмарка школьной формы, которая состоялась в Тамбове в начале июля, где присутствовала и наша делегация из педагогов, родителей и, конечно же, детей. Производители одежды представили свои модели – юбки, брюки, сарафаны, пиджаки, жилеты в синем, чёрном, сером, бордовом цвете. Выбор остался за синим цветом. Но лишь немногим родителям удалось приобрести школьную форму нужного фасона и размера. Проблема заключалась в том, что производители не смогли выполнить всех заказов потребителей за столь короткий срок.
Радует то, что выбор был сделан в пользу строгого и делового стиля одежды.
Автор:Наталия Землякова