Лента новостей
Статья5 июня 2012, 16:34

О джигитах и камикадзе, или Что снится инструктору

… Парень за рулем заметно нервничает. Пальцы, вцепившиеся в руль, слегка побелели, рука, переключающая передачи, явно дрожит, взгляд в зеркале заднего вида передает всю гамму чувств — от легкого волнения до панического ужаса. При всем этом он судорожно пытается сохранить видимое спокойствие — а как же, ведь он мужчина, пусть даже и оказавшийся за рулем первый раз в своей жизни… Признаться, до этого я всегда считала, что волнение неопытного водителя — прерогатива исключительно женская. Считала до тех пор, пока не побывала в качестве пассажира в учебном автомобиле. И это далеко не единственное открытие, которое мне довелось сделать за день моего журналистского "дежурства" ...

Открытие 1. Утро начинается не с кофе


Утро Юрия Анатольевича Никишина, инструктора по вождению ООО "Сервис-центр "Автомобилист", как и троих его коллег, начинается с вполне прозаических и чисто практических вещей. Забрать учебный автомобиль из гаража, проверить его техническое состояние, съездить на заправку, — тут уж в самом деле не до кофе. Нет времени на него и потом — рабочий день расписан по минутам, обучающиеся сменяют один другого, между сменами остается буквально несколько минут для заполнения документов. Мастера производственного обучения (так официально звучит должность инструкторов) работают с восьми утра до пяти вечера шесть дней в неделю, но при необходимости, особенно перед экзаменами, приходится захватывать и вечера, и выходные дни.
Напряженность графика — прямое следствие многочисленности желающих получить права. У Юрия Анатольевича сейчас 12 учеников, а обычно у одного инструктора занимаются от 10 до 17 человек. Учатся в автошколе жители нашего города и района, а также соседних районов, Уметского и Инжавинского. При таком количестве обучаемых учебной машине приходится накатывать более ста километров в день.

Открытие 2. Дороги, что мы выбираем


Учебные маршруты инструктор выбирает по ходу, исходя из их сложности и трудностей, которые есть у конкретного ученика. Кому-то требуется тренировать левый поворот, кому-то разворот на перекрестке, а кому-то, прежде чем проходить трудные участки в городе, нужно успокоить нервы на прямой и безлюдной загородной трассе. Определенных маршрутов для учебных поездок нет, потому что ученики не должны привыкать к одному маршруту. Но и при соблюдении этого условия все маршруты в нашем небольшом городе известны Юрию Анатольевичу за десять с лишним лет работы вдоль и поперек. По его словам, от скуки спасает общение с учениками и то, что дорожная ситуация никогда не повторяется.
Самое трудное время года для вождения — зима, с ее морозами, гололедом и снежными заносами. Но и весной не легче — к сырой погоде, скользкой дороге и распутице прибавляются ямы на дороге, выщербленные за зиму транзитными большегрузами. В этом году их было особенно много: на дороге даже не всегда было место для того, чтобы объехать яму, не попав колесом в соседнюю выбоину. Но для учебного автомобиля и такие дороги — не помеха. Ведь суть обучения состоит не в том, чтобы гнать на полной скорости, а в том, чтобы аккуратно вести машину, выбирая темп движения в соответствии с дорожной ситуацией и поведением участников движения.

Открытие 3. В ВАЗе только девушки


Вопреки расхожему мнению, что сейчас только девушки учатся на права, в этот день за рулем учебной "пятерки" побывало больше мужчин, чем женщин, однако это был как раз тот случай, когда исключение подтверждает правило. В общем числе обучающихся в автошколе мужчины оказываются в меньшинстве: в Кирсанове, как и в больших городах, девушки занимают две трети аудитории автошкол.
К моему удовольствию, Юрий Анатольевич развеивает распространенный мужской миф о неспособности женщин к вождению. По его словам, бывают и девушки, с первого дня обучения уверенно чувствующие себя за рулем. И парни, не перестающие нервничать и совершать ошибки во время экзамена, тоже бывают. Более того, девушки, по мнению Юрия Анатольевича, ездят аккуратнее и внимательнее, хоть и медленнее — времени на принятие решения им требуется больше. Зато мужчины, чувствуя себя более уверенными за рулем, могут оказаться слишком самоуверенными в опасных ситуациях. Но в целом ошибки и недостатки в вождении есть, конечно же, и у женщин, и у мужчин, инструктор легко обнаружит их даже в поведении опытных водителей со стажем вождения более 20 лет. Манера езды тренируется ежедневной многолетней практикой и оттачивается до автоматизма, и если водитель, к примеру, не включает сигнал поворота на пустынной проселочной дороге, то следующий раз он может забыть его включить уже на оживленной трассе.

Открытие 4.
Зачем инструктору шестое чувство?


Интуиция, или шестое чувство, — в особом почете у инструкторов. Ведь инструктор по вождению думает по меньшей мере за трех человек — за себя, за ученика и за водителя соседней машины. Предугадать мысль другого человека сложно, часто спасает только интуиция. В этом я имела возможность убедиться. Прервав спокойную беседу, Юрий Анатольевич может внезапно и резко нажать на педаль тормоза, интуитивно, каким-то внутренним чутьем почувствовав приближение из-за поворота невидимого до поры до времени автомобиля. А водителей, поведение которых не поддается логике правил дорожного движения, на дорогах Кирсанова предостаточно.
Вспомнив, что согласно статистике трем процентам населения по их психо-физиологическим свойствам вообще нельзя садиться за руль, спрашиваю у Юрия Анатольевича, бывают ли необучаемые ученики?
— Для меня таких нет, — отвечает он. — Вопрос для меня лишь в том, сколько времени и труда будет затрачено на ученика. Как и в обычной школе, темп обучения у всех разный, кому-то сразу все понятно, и он может сдать экзамен досрочно, а кому-то придется поучиться и позаниматься дополнительно. Главное — терпение. И доброе отношение.
И в самом деле, эти слова подтверждает его поведение. Юрий Анатольевич спокоен, сдержан, сосредоточен на дорожной ситуации и действиях ученика. Что бы тот ни сделал, какую бы ошибку ни совершил, инструктор никогда не повысит голос. Любимое и одновременно самое сильное его выражение: "Что, чудишь?". Волнение инcтруктора выдают иногда только нервные движения рук. И ему есть о чем беспокоиться.

Открытие 5.
Почувствуй себя камикадзе


Между собой инструктора в шутку называют себя "камикадзе" — емкое, смешное по звучанию и серьезное по смыслу слово. Видимо, чувства легендарных японских пилотов-смертников перед вылетом в чем-то схожи с ощущениями инструктора, занимающего ежедневно свое рабочее место, оборудованное вторым комплектом педалей тормоза и сцепления. И этот второй комплект предназначен не только для безопасности обучаемого. Дело в том, что юридически водителем учебного автомобиля является инструктор, хотя фактически за рулем находится ученик. Инструктор же несет полную ответственность и за возможный ущерб, нанесенный учебным автомобилем, к примеру, в случае ДТП.
А возможностей для этого на наших дорогах достаточно. И дело не только в неопытности сидящих за рулем учеников. Чаще всего внештатные ситуации возникают из-за невнимательности и иногда даже наглости других водителей. Сдав на права, люди порой забывают, что экзамен в автошколе — не школьный экзамен: сдал — и забыл. На дороге экзамены сдаешь каждый день, каждую минуту, проведенную за рулем.
Больше всего, по общему мнению инструкторов, нарушают таксисты. Сказать, что они пересмотрели фильм "Такси" — значит, ничего не сказать. За время моего "дежурства" машины с черно-желтыми шашечками постоянно шли на обгон на крутом повороте, подрезали учебную машину при объезде препятствия, мчались наперерез. Недавно учебный экипаж Юрия Анатольевича чуть было не попал в аварию: ученик собирался развернуться на перекрестке и, так как встречное такси показывало поворот налево, начал маневр, а таксист в последний момент передумал, выключил поворотник и поехал прямо…
"Частники" тоже не отстают от таксистов. Вот "99-я" с правого ряда поворачивает налево. А вот "девятка" включила указатель поворота не заранее перед маневром, а на несколько секунд позже, уже начав поворот направо. Все это мелочи, которые водители со стажем не считают за ошибки. Но и эти мелочи при определенном стечении обстоятельств могут привести к аварии. Поэтому-то инструктор и "весь день как на пружинах". Нервное напряжение, не отпускающее весь день, сказывается и ночью — по словам Юрия Анатольевича, ему часто снятся дорога и сложные дорожные ситуации, пережитые за день.
Водителей-лихачей инструктора знают не только по номерным знакам их автомобилей, но и в лицо — и на дороге стараются их избегать. Потому что как ни назови водителей, нарушающих ПДД, "мессерами" или "шумахерами", а спасение от них только одно — правило УДД, или "уступи дорогу дураку".
Самое страшное — грубые нарушения, ставящие под угрозу не только сохранность автомобиля горе-водителя, но и жизнь и здоровье других людей, имевших несчастье оказаться на его пути… И, если взглянуть с этого ракурса, надпись на стоящей у обочины иномарке "Угадай маневр", снабженная как иллюстрацией смеющейся мордочкой, уже не кажется такой уж смешной…

День закончился… Учебная "пятерка" отправляется в гараж, а я — восвояси. Этот день помог мне развеять многие мои предубеждения, научил относиться с уважением к нелегкому труду инструктора и с пониманием — к сложностям его учеников, принес мне немало открытий. Но если меня спросят, каково теперь мое мнение о многих других участниках дорожного движения, я отвечу анекдотом: "В южном городе приезжего подвозит такси. Летит на красный свет, нарушает все мыслимые и немыслимые правила. На жалобы пассажира водитель отвечает: "Э, дорогой, я же джигит, мне все можно". И тут на светофоре загорается зеленый сигнал. Водитель — по тормозам! На вопрос пассажира, что случилось, отвечает: "Э, дорогой, там сейчас другой джигит поедет!". Возможно, я ошибаюсь, но, по-моему, в нашем городе каждый второй — джигит…

Автор:Наталия Шаталина