Лента новостей
Статья9 января 2013, 12:34

Не надо искать чуда за тридевять земель

Не надо искать  чуда за тридевять земель
Еще отец Феофан в девяностых годах минувшего века приложил огромные усилия, чтобы восстановить оскверненную в годы безбожья демьяновскую святыню. В двадцатых монастырь был закрыт и почти полностью разрушен. Тамбовской епархии здание частично передали только в 1991 году, тогда же оно было заново освящено в честь Преображения Господня. А вообще этот год для храма юбилейный, ему исполняется 105 лет.

Из рук в руки
Помнится, 22 года назад, когда храм вновь начал действовать, там были голые стены, а кругом здания – пустырь. Тогда он еще не принадлежал полностью епархии, и во время службы в подвале электрики поправляли здоровье крепкими напитками. До сих пор в подвалах, как напоминание о былом складе, сохранился запах химических веществ. В конце девяностых годов благодаря хлопотам бывшего директора совхоза «Заря» А. П. Петрова все здание отошло храму.
Постепенно церковь наполнялась православными атрибутами. Местные жители приносили иконы, среди которых были как спасенные от разорения из старого монастыря, так и пожертвованные прихожанами из дома. Сегодня, как и полагается, со всех стен на молящихся смотрят образы Господа, Богородицы и святых, и церковь уже не выглядит пустынной и холодной.
Когда настоятель храма отец Феофан по состоянию здоровья вышел за штат, на его место прибыл отец Владимир с наставлением от епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия сохранить приход, ведь в противном случае такая огромная территория просто-напросто останется без духовного пастыря.
Однако опасения владыки не подтвердились, за минувшие пять лет, что отец Владимир служит в этом храме, преобразование здания продвинулось дальше. В этот период появилось газовое отопление с частичной заменой самой системы. Электропроводка, когда-то висевшая клочками, состоявшая из сплошных скруток и готовая вот-вот заискрить, полностью демонтирована и заменена на новую. Избавились и от прогнивших полов на большой площади. Окна, подлежавшие ремонту, приведены в надлежащее состояние, остальные постепенно меняются на пластиковые, которых в храме уже порядка двадцати. В настоящее время заканчивается ремонт в помещениях, отведенных под кабинет настоятеля и воскресную школу. Также перекрыто триста квадратных метров крыши.
– Нам бы еще восстановить купол, чтобы вернуть храму исторический вид, - поделился планами отец Владимир.
Конечно, объемы огромные. Для города собрать на них средства было бы не так сложно, но для села… Выручают меценаты, среди которых много давних друзей настоятеля. Никогда не отказывает в помощи и председатель приходского совета Валентина Алексеевна Макарова из села Искра, всегда спешащая в храм по первому зову.
Образование не стало бесполезным
Помимо благоустройства храма, отец Владимир занимается и просветительской деятельностью. С его подачи в местной школе создана православная библиотека из более ста изданий для детей, а также сформирована методическая библиотека для преподавателей основ православной культуры. И книги эти читаются и детьми, и взрослыми. Еще за три года до появления официального предмета основы православной культуры в Комсомольском филиале Шпикуловской школы с согласия директора практиковались уроки духовного воспитания. Стоит отметить, что дети восприняли новшество с радостью.
Отец Владимир по образованию педагог, и это помогает ему в общении с детьми, да и с прихожанами тоже. И сегодня трудно поверить, что когда-то он был очень застенчивым молодым человеком, которому общение с незнакомыми людьми давалось с трудом. Но педагогика сделала свое дело. Сегодня священник рассказывает детворе о заповедях Божьих на простых жизненных примерах:
– Дорогу мы все переходим по правилам, и если их нарушаем, то за этим следуют трагические последствия той или иной степени тяжести. То же самое и с заповедями, преступая которые, мы ломаем свою жизнь, совершая ошибки, следующие одна за другой, собирающиеся в огромный снежный ком.
Дорога к мечте
Родом отец Владимир из города Буденновска Ставропольского края. Со стороны обоих родителей были верующие предки, поэтому в их доме всегда висела икона. Однако крест он впервые надел в 17 лет и тогда почувствовал, как этот маленький крестик защищает, словно возведенная стена. Это было настолько радостное ощущение, что молодой человек начал тянуться к храму. До сих пор он помнит первую исповедь и первое причастие, и ощущение после этого – словно мир взорвался множеством ярких красок и стал светлее и радостнее.
Впоследствии работая в Мичуринской школе, которой отдал пять лет, он сеял не только разумное, доброе, вечное, но и духовное. Результатом было то, что некоторые из его подопечных стали посещать воскресную школу, а один из них и вовсе из мусульманства перешел в православие.
Все время, пока будущий священник занимался воспитанием молодежи, он параллельно помогал настоятелю местного храма в качестве алтарника. В то время он уже понимал, что без церкви его мир был тусклым, лишенным жизненной силы. И в 2003 году он обратился к епископу Тамбовскому и Мичуринскому Феодосию, чтобы тот благословил его на заочное обучение в семинарии. Такого в духовном образовательном учреждении до этого не практиковалось. Но видя искреннее стремление молодого человека к служению Богу, владыка дал свое благословение с тем условием, что необычный семинарист будет на два дня в неделю приезжать в Тамбов переписывать лекции, брать спецлитературу и консультироваться с преподавателями. Кстати, там же, в семинарии, он и познакомился с будущей женой Марией, которая училась на регентском отделении. Однажды они встретились взглядом, и между ними словно пробежала искра. С тех пор идут по жизни рука об руку.
Отец Владимир до сих пор с трепетом вспоминает таинство рукоположения, когда владыка снял с будущего священника обручальное кольцо и положил его на престол, в знак того, что он должен заботиться о церкви так же, как и о семье. Потом епископ возложил руку на коленопреклоненного ставленника и произнес: «Божественная благодать всегда немощное (слабое) врачующая и оскудевающее (теряющее силу) восполняющая, проручествует (переходит через руки на) благоговейнейшего иподьякона, помолимся о нем, да приидет на него благодать Всесвятого Духа». Дальше завел его в алтарь и приступил к облачению в церковные одежды, и при надевании каждого из предметов спрашивал у собравшихся в церкви: «Аксиус?», - то есть достоин ли ставленник этих вещей. Все отвечали: «Аксиус!»
А вскоре в Петропавловском храме иподьякона рукополагают в священники.
Твердость духа вселяет Господь
После окончания духовной семинарии отец Владимир по распределению попал служить в село Мамонтово Сосновского района. Это сейчас там место массового паломничества, а тогда была просто небольшая деревенька с населением в 25 человек, правда, известная тем, что на ее территории расположен один из старейших монастырей Тамбовской области.
Тогда молодому священнику с мягким характером пришлось впервые проявить твердость и встать на защиту православия. В тот период в Мамонтову пустынь привезли памятник святителю Николаю, сделанный знаменитым архитектором Зурабом Церетели. Священник, увидев гигантскую статую, ужаснулся. Почитаемый всеми православный святой был одет в католическое облачение, да и пальцы для благословения были сложены далеко не по православным канонам. А святое Евангелие и вовсе держал как бухучет. Отец Владимир воспротивился установке памятника. Приехавшая комиссия из уважаемых святых отцов признала, что памятник, действительно, не подходит для православного храма. После чего его благополучно подарили тамбовскому католическому костелу. А вместо церетелевского установили новый, работы русского архитектора, сделанный по православным традициям, причем сразу видно – с любовью.
Но это не единственное испытание, через которое прошел отец Владимир. Когда они с женой только прибыли на службу в село Мамонтово, храм там, как выразился сам настоятель, был холодным, и не только из-за того, что не отапливался, но еще и потому, что там не совершались службы, то есть не намоленный. А в первый же год им с матушкой Марией пришлось прочувствовать на себе всю суровость русской зимы, которая выдалась на редкость холодной, даже вода, стоявшая в ведре в храме, как замерзла с самого начала, так до весны ни разу и не оттаяла. Но тем не менее супруги ни разу не заболели даже легким насморком.
Когда семья была переведена в наш район, супруги несколько месяцев жили в храме, потом снимали квартиру в военном городке. Было сложно и в психологическом, и в финансовом плане, но как-то все утряслось, и теперь отец Владимир с женой и тремя дочерьми живут в приобретенном для них доме.
– Бог своих не оставляет, – подытожил рассказ о себе настоятель. – Он всегда укрепит дух и тело тех, кто уповает на него.

Основатель
История монастыря в поселке Демьян Бедный – это история его строительства. Фактически, как монастырь обитель не состоялась, хотя и стала своеобразной «колонией» на тамбовской земле далекого и очень чтимого в народе Валаамского Преображенского монастыря. Возможно, со временем Носовский монастырь мог бы стать вторым Валаамом в тамбовских степях. Но увы!
А началось все с завещания потомственного почетного гражданина Андрея Михайловича Носова, человека в Тамбове известного своей благотворительностью. Он не был женат, довольно большое состояние свое завещал частью племянникам своим,частью городу Тамбову на разные благотворительные учреждения и цели, частью некоторым церквям на помин, и наконец, часть своего имения близ села Ивановка Борисоглебского уезда на 870 десятин земли с хутором, а также денежный капитал из 140 000 рублей он завещал духовному ведомству на учреждение мужского монастыря в означенном имении.
Андрей Михайлович был человек глубокой веры в Бога и его промыслы. Нередко бывал в опасности, грозившей ему смертью. Он ждал помощи только от Бога, надеялся на него и по вере своей получал избавление.
В 1864 году Андрей Михайлович опасно заболел. Болел тяжело, однако остался жить. Поправившись от такой страшной болезни, возвратившись как бы из могилы, он стал думать, что бы сделать в благодарность Господу Богу за свое выздоровление, и пришел к убеждению – открыть богодельню для призрения бедных обоего пола, преимущественно граждан Тамбова. Потом был открыт приют для мальчиков и девочек. А ранее того он принял на себя содержание ремесленного училища. Много помогал голодающему народу раздачей хлеба.
В конце 1892 года Андрей Михайлович стал прихварывать, а 16 января 1893 его не стало. Преосвященный епископ Тамбовский, отпевая Носова, сказал: «Ты, Андрей Михайлович, холостой оставляешь жизнь, но семья твоя многочисленная - около 700 человек - в богодельне и ремесленных училищах».
Нет ничего удивительного в том, что при такой своей религиозной настроенности Андрей Михайлович пришел к мысли завещать значительный капитал и часть своей земли на учреждение мужского монастыря, в котором бы поминались за литургией имена рабов Божьих Андрея и родителей его Михаила и Надежды.
Возведение
Так началась огромная работа по делу устроения монастыря.
24 июня 1904 года иероманах Константин отслужил молебен на кирпичном заводе и с 25-го июня энергично взялся за дело. Люди зашевелились, точно в муравейнике. Не без зацепок, конечно, но дело шло. Бывали остановки, иногда долговременные. Чтобы успешно шла постройка корпуса, отец Константин в 1905 году провел по месту постройки водонапорные трубы из монастырского колодезя. Обошлось это недорого, а между тем возить воду из пруда бочками было бы неудобно и хлопотно.
Утром 20 сентября того же года епископ Козловский Нафанаил начал чин освящения места закладки. В тот день дождь лил сплошной стеной. Однако народ стоял непринужденно, как бы вовсе и не замечая его. Ризы у священников, камилавки и скуфьи совершенно промокли. С волос и бороды струилась вода. Владыка взял первый камень и положил его с известью в основание храма, постукивая молоточком, фотограф в этот момент снял его с окружавшими его священниками, но вследствие дождя фотографический снимок не удался. Вторым положил отец Святозар, затем - строитель иеромонах Константин, священник отец Василий Смирнов и другие.
К 1908 году корпус был готов, и в нем освящена Преображенская домовая церковь. Тогда же указом Святого Синода от 23 сентября 1908 года был учрежден Спасо-Преображенский Носовский мужской монастырь. Собственно весь монастырь и состоял из этого двухэтажного корпуса. Со временем построили одноэтажный корпус и баню. К 1911 году в монастыре проживало 11 насельников.
После строительства маленький, уютный и весьма светлый храм произвел впечатление на владыку. Стены оштукатурены и выкрашены светлой краской. Иконостас сиял золотом, особенно ярко блистали гладкие колонны. Резьба довольно изящная. Живопись очень хорошая. Особенно хороши были иконы Спасителя и Божьей Матери. И наконец, впервые в этой местности народ увидел чудное, торжественное, архиерейское богослужение.
Освящение престола началось 25 октября в половине девятого. Маленькая церковка была набита битком. Народ стоял в коридорах перед церковью, на лестницах и во дворе. Зато стоявшие вне церкви могли увидеть торжественный и великолепный крестный ход целого сонма священнослужителей в блестящих облачениях с владыкою во главе.
Носовский монастырь был закрыт, видимо, после 1918 года, но не позже начала 20-х годов. С тех пор из храма делали и складские помещения, и исправительную колонию, и даже клуб, где проводились дискотеки.
В настоящее время сохранился монастырский корпус с домовой церковью, которая была освящена архиепископом Евгением 19 августа 1991 года и действует как приходская.
До сих пор слышна молитва
В 1917 году в монастыре произошла трагедия – были зверски убиты иеромонах Сергий (Гальковский) и иеродиакон Андроник (Барсуков), которые были прославлены в лике святых Русской Православной Церкви в 2000 году.
С тех пор служители и прихожане храма слышат церковные песнопения. Например, помощница отца Владимира Галина Ивановна рассказала, что как-то после службы она чистила подсвечники и услышала, как словно издалека раздавалось церковное пение. Еще в то время, когда там был клуб, и на месте алтаря сидела директор, она слышала то же самое.
Одна из прихожанок и вовсе видела, как во время службы вошли монахи, выстроились перед центральным аналоем с обеих сторон и во главе с игуменом совершали службу. Как утверждает отец Владимир, придумать такое она не могла по той простой причине, что подобным образом священники располагаются при соборной службе или в монастырях, а непосвященные люди таких тонкостей, как правило, не знают.
Все эти события говорят о том, что за годы советской власти, несмотря на старания противников веры, это место не осквернилось. Так что зря мы ищем Божьей благодати в далеких местах, а оказывается, вот она, рядом.
Автор:Н. Каменская