Лента новостей
Статья2 июля 2012, 14:17

Наилучший метод "социальной терапии для пожилых

В солнечный июньский день я отправилась в очередной рейд. На сей раз вместе с заместителем директора Центра социальных услуг для населения Жердевского района Т. Н. Даниелян и заведующей отделением социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов О. Е. Нечипорук в красивое село Алексеевку. Основная цель визита - проверить качество работы местных соцработников. А кто об этом лучше расскажет, как не сами подопечные? Встречали алексеевцы нас радушно, по всему было видно, что ждали – хотелось поговорить по душам, рассказать о своих проблемах и сельском житье - бытье.
По приезде в село к нам присоединились три социальных работника - женщины активные и энергичные, из местных. У каждой на участке по пять подопечных. По статистическим данным, каждый третий житель Алексеевского сельсовета - пенсионер, поэтому работа Центра непосредственно связана со старшим поколением. Сколько пожилых людей находится на обслуживании, со столькими характерами этим женщинам приходится работать. Но всех их объединяет чувство одиночества, дефицит внимания.
Как говорят в один голос алексеевские соцработники, их главная задача – помочь пожилым людям адаптироваться к современной, непростой жизни. Как я успела убедиться, к каждому своему подопечному они подходят индивидуально, находя для него наилучший метод «социальной терапии».
Первым пунктом нашего визита стал дом вдовы участника Великой Отечественной войны, ветерана труда, труженицы тыла Марии Федоровны Рыбкиной, которой без помощи любимой Натальи (как она ласково называет своего соцработника) ей на сегодняшний день просто не обойтись. Во время нашей короткой беседы она рассказала, что с детства привыкла много трудиться: ей было 13 лет, когда отца забрали на фронт, а мать осталась одна с семью детьми на руках. Мария была старшей, поэтому трудиться привыкла много, да и сейчас не посидит сложа руки: на клумбе зеленели цветы, в доме – порядок.
Попрощавшись, мы отправились к другой сельчанке, которую обслуживает Галина Ивановна Паршина. Клавдия Михайловна Жукова живет одна в небольшом стареньком домике: продукты и лекарства ей доставляет соцработник.
Другая подопечная – ветеран труда и труженица тыла – всю жизнь отработала в местном колхозе дояркой. Мария Антоновна Умникова на жизнь не жаловалась: подробно рассказала о своем житье - бытье. Ее здоровье и физическое состояние не позволяют ей заниматься приготовлением пищи, мытьем посуды, возделыванием огорода… Помочь ей в удовлетворении этих и других потребностей – главная задача соцработника.
Александра Алексеевна Кузнецова встретила нас жалобой на головную боль. Ее соцработник Наталья Владимировна Кузнецова, вошедшая вместе с нами в дом, сразу же измерила давления, нашла в аптечке необходимые таблетки. Одним словом, оказала бабе Шуре (как она ее называла) оперативную помощь. Как говорит Наталья, социальный работник просто обязан знать принцип действия многих препаратов, способы приема, дозировку. Важную роль в процессе восстановления здоровья играет психологическая установка и самовнушение. Нужно обязательно отвлечь человека от проблемы – «головная боль», занять интересным разговором на волнующую тему.
В которой раз видя это, я убедилась, что соцработники первыми принимают на себя волну людских проблем, и в меру своих возможностей помогают их решать. Не будет преувеличением сказать, что именно от социального работника, от его желания помочь, искреннего участия в делах подопечного зависит настроение, а, следовательно, и самочувствие пожилых людей. Они – первые, а зачастую и единственные специалисты, приходящие на помощь одиноким престарелым гражданам и инвалидам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Ведь кто принесет воды той же самой бабе Шуре: центральный водопровод не подведен, а до ближайшего колодца несколько десятков метров. Палочкой-выручалочкой здесь оказывается все та же Наталья. Но настоящие проблемы возникают зимой, когда дорогу к колодцу заносит снегом.
Клавдия Михайловна Кондратова живет в стареньком домике в маленькой деревне Марьино Алексеевского сельсовета, где нет ни магазина, ни почты, ни ФАПа. Дважды в неделю соцработник Т. В. Бабаева доставляет ей хлеб и другие необходимые продукты. Ведь пожилой бабушке своим ходом уже никуда не добраться.
Татьяна Николаевна Даниелян вежливо расспрашивает бабушку о жизни, насколько качественное обслуживает ее соцработник. И ни одной жалобы на жизнь и на свою «палочку - выручалочку»! С радостью вспоминает времена, когда Марьино было красивым многолюдным населенным пунктом, а сейчас деревушка состоит из нескольких ветхих домишек, окруженных тенью многовековых деревьев.
А вот другой сельчанке Валентине Петровне Паниной соцработник носит даже книги, которые одинокая женщина с удовольствием читает. В благоустройство домашнего быта дети внесли посильную лепту, обеспечив маму стиральной машинкой-автоматом, подвели в дом газ. И даже при таких условиях, учитывая состояние здоровья, не обойтись без соцработника.
В Центре социальных услуг для населения Жердевского района делается все для того, чтобы пенсионеры и инвалиды не чувствовали себя одинокими, обделенными, брошенными. Здесь проводится огромная работа по оказанию им помощи. Основная цель деятельности Центра - доступность качественных услуг для клиента с учетом его состояния здоровья, возраста, места проживания и в соответствии с национальными и региональными стандартами качества. Опыт работы с пожилыми людьми показывает, что важными предпосылками долгожительства является образ жизни и состояние здоровья. Например, в Алексеевке при библиотеке работает клуб «Мечта», собирающий под своим крылом пожилых для проведения активного досуга.
«Связь с близкими на дальних расстояниях» - этот рекламный слоган в жизни пожилого человека приобретает глубокий смысл. У большинства подопечных, как я успела подметить, дети живут в крупных городах, поэтому связь с ними у них осуществляется посредством мобильного телефона. Как им пользоваться? Пожилому человеку порой бывает трудно разобраться в новинках бытовой техники. И опять на помощь приходят соцработники. Тут нужно уметь разбираться в разнообразии мобильных операторов, знать наиболее приемлемые для бюджета пенсионера тарифные планы, их положительные и отрицательные стороны, чтобы давать постоянную, грамотную консультацию пожилому человеку. Но это не главное. Важно помочь соединиться с родственниками, проследить, чтобы телефон был в режиме разговора, а затем показать, как правильно выключить аппарат.
Социальное обслуживание людей пожилого возраста на селе представляет огромное поле деятельности для социального работника. Они стараются обеспечить возможность пожилому человеку продолжать активную жизнедеятельность, чувствовать свою полезность, уметь полноценно заполнить досуг и организовать свободное время, нацелить на то, чтобы пенсионеры не оставались в стороне от происходящих в селе событий. Нужно разносторонне и правильно разъяснять дела и проблемы родного села, иногда покритиковать и власть, иногда одобрить ее действия. И ни в коем случае не отказываться от таких разговоров.
Надо признать, что при столь многоплановой деятельности труд тех, кто посвятил себя нелегкому, но благородному делу помощи пожилым людям, все еще ценится в обществе далеко не адекватно его социальному и экономическому эффекту. Семьи большинства социальных работников сами испытывают нужду, их доход ниже прожиточного минимума (это тема - для отдельного разговора). Но тем большего признания и уважения они заслуживают, тем выше их нравственный статус в глазах людей - клиентов социальной службы. Для всех они любимые, ставшие родными Натальи, Галины, Татьяны….

Автор:И. Гуськова. Фото автора.