Лента новостей
Статья4 апреля 2012, 12:55

Начинаем с малого

Первое сентябрьское утро. В нашей уютной, светлой школе непривычная тишина. Я люблю приходить первого сентября в школу чуть раньше обычного. Вот-вот школа заговорит, загудит, всё оживёт, а пока хочется ещё раз осмыслить сегодняшний день, представить, как он пройдёт. В течение многих лет я вхожу в класс. И с каждым годом всё более убеждаюсь: до чего же это непросто – учить детей. На тебя надеются, тебе хотят верить, за тобой идут. А если так, отвечай требованиям своего времени, имей определённые цели, решай самые трудные задачи. И помни: именно от тебя зависит, какими войдут в жизнь те, чьи тетрадки изо дня в день лежат на твоём столе, кого ведёшь ты от темы к теме, из класса в класс…

В 90-х годах я впервые пришла в Софьинскую среднюю школу имени Е.А.Боратынского Умётского района. Меня привело сюда стремление оказаться как можно ближе к источнику поэзии, ведь эти места дали русской литературе одного из лучших философских поэтов. Уже имея определённый запас знаний о жизни и творчестве Е.А.Боратынского, именно в Софьинке я полюбила его стихи, раскрыла смысл многих строчек, поняла значение его поэзии. И мне захотелось свою любовь к поэту, восхищение его творчеством передать детям, чтобы и они открыли для себя прекрасный, волнующий и пленительный мир русской поэзии. Как это сделать? Какими формами работы заинтересовать детей? Как привлечь их к чтению книг в наше время, когда к книге обращаются всё реже и реже? Как подтолкнуть к осознанию важности изучения родного края? Как взлелеять в детских душах первые ростки любви к Родине, Отечеству? До сих пор я отвечаю на эти вопросы, каждый год стараясь найти новые подходы к их решению.
Первого сентября я провожу традиционный урок литературы, посвящённый Евгению Абрамовичу Боратынскому. В школьном музее поэта рассказываю о его жизни, читаю его стихи. Нередко своими впечатлениями делятся и ученики, ведь имя Боратынского им известно с детства. Многие ребята хорошо знают окрестности Мары – бывшего имения Боратынских, из поколения в поколение передаются рассказы о последних жителях некогда процветающего, культурного центра России XIX века. Родной край, его история, земляки, которыми по праву нужно гордиться, неповторимый облик родной природы – всё это, проходя через сознание моих учеников, становится частью их судьбы.
У каждого человека должны быть в памяти яркие воспоминания о школьной жизни. События, остающиеся в памяти навсегда, помогают одним сохранить в своих душах человеческое, другим – дают поддержку. И этому в немалой степени способствует работа школы по краеведению. Она позволяет успешно решать одну из задач образования – воспитывать у детей уважительное отношение к культуре своего народа, любовь к Родине. Патриотизм начинается с малого: с любви к своей семье, дому, школе, с любви к тому месту, где родился, а вырастает в высокое святое чувство.
Работу с учащимися по изучению литературы родного края я организую в двух формах: уроки по изучению жизни и творчества поэта-земляка Е.А.Боратынского и занятия в кружке «Литературное краеведение».
Единичные уроки о жизни и творчестве поэта-земляка дают учащимся малую возможность привести полученные знания в систему, создать целостное представление о творчестве поэта, поэтому мною разработана система уроков по изучению жизни и творчества Е.А.Боратынского для 5-11 классов, включающая три урока для каждого класса и позволяющая через интерес к краеведению вести ребят к интересу и любви к литературе, а через них – к глубокой и осознанной любви к малой родине, без чего нет любви к Отечеству. В 2006 году в Тамбовском областном институте повышения квалификации работников образования (ТИПКРО) издано методическое пособие с разработками данных уроков.
Большую помощь в подготовке и проведении этих уроков оказывает школьный музей поэта, руководителем и экскурсоводом которого я являюсь. Музей Е.А.Боратынского стал центром развития духовного воспитания и нравственно-интеллектуального развития учащихся. На базе музея регулярно проводятся научные семинары, конференции, среди гостей музея – известные литературоведы, исследователи творчества Е.А.Боратынского.
Один из путей активизации учебно-воспитательной работы по литературе – литературно-краеведческий кружок. В литературном краеведении заключены огромные возможности для расширения общеобразовательного и мировоззренческого кругозора школьников, для повышения их общей и эстетической культуры, для воспитания патриотизма. Литературное краеведение учит ценить прошлое родной земли и беречь её в настоящем. Занятия литературно-краеведческого кружка посвящаются таким писателям и поэтам Тамбовщины, как: С.Н.Сергеев-Ценский, В.Т.Дорожкина, С.С.Милосердов, М.Румянцева, Л.Майская и др. Кружок ставит своей целью не только изучение жизни и творчества тамбовских писателей, но и пропаганду их творчества. На занятиях кружковцы готовят фотоальбомы, стенды, выставки, стенгазеты о литературе родного края. О работе литературно-краеведческого кружка неоднократно писала районная газета «Голос хлебороба». Методическая разработка заседания кружка, посвященного жизни и творчеству тамбовской поэтессы В.Т.Дорожкиной, была напечатана в сборнике ТИПКРО «Горжусь я малой родиной своей, частицей необъятнейшей России» (2004 г.).
Результатом эффективности работы по литературному краеведению является все возрастающий интерес к изучению литературы родного края, активное участие в различных конкурсах. В 2006 г. учащиеся школы стали победителями муниципального тура олимпиады по краеведению. В течение ряда лет ребята становятся призерами конкурса исследовательских работ по краеведению, проводимого областной станцией юных туристов. В 2005 г. ученица школы Татьяна Булгакова стала дипломантом Всероссийского Фестиваля исследовательских работ «Портфолио». Работы учащихся и педагогов школы по патриотическому воспитанию, литературно-краеведческой работе неоднократно отмечалась Грамотами и Благодарственными письмами управления образования и науки Тамбовской области. В 2005 г. исследовательская работа «Связь А.М.Жемчужникова с деревней Ильиновка Уметского района Тамбовской области» Юлии Васильевой заняла 2 место в областном конкурсе. Благодарственным письмом управления образования области отмечено активное участие Екатерины Хлопотниковой в областной литературно-поисковой экспедиции «Ратная слава Тамбовщины». В 2009 году наш музей Боратынского занял первое место в районном конкурсе школьных музеев.
…Школа. Вчера. Сегодня. Завтра. Она всегда будет источником, богатым и неиссякаемым, каждый день несущим крупицу за крупицей знания детям. И когда-нибудь эти зёрна дадут пышные всходы, сделав вчерашнего малыша полноправным гражданином общества с большой буквы. Готового, как когда-то и его учитель, учить другое поколение разумному, доброму, вечному.
Автор:Елена Жарикова