Лента новостей
Статья20 декабря 2011, 10:27

Мы такие, как все

Знаменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, считается одной из лучших в области. Подтверждение тому - целый стенд с благодарностями, грамотами, полученными этим учреждением в разные годы от областного управления образования и науки, областной, районной администраций, областной Думы и райсовета. А директор - Елена Евгеньевна Воеводина, возглавляющая работу этого коллектива вот уже более шестнадцати лет, награждена нагрудным знаком "Почётный работник общего образования". Многие педагоги с огромным опытом работы также удостоены различных наград, в том числе и министерских грамот.

Впрочем, награды сотрудников Знаменской коррекционной школы - это следствие не только добросовестного труда, но и творческого отношения к своему делу, смыслом которого являются дети, нередко обездоленные. Проверку на доброту, сердечность, сострадание проходят далеко не все переступившие порог сего заведения. Неслучайно в разговоре Елена Евгеньевна подметит: "Если человек не задержался в нашем коллективе более трёх месяцев - значит это не его призвание. Работать с больными детьми нелегко, непросто. Нужно к каждому найти подход, понять душу ребёнка. Словом, воспитанников нужно любить как своих родных детей, только тогда будет результат. А это дано далеко не каждому, поэтому не все взрослые выдерживают экзамен доброты, милосердия…”
Но в данный момент это к коллективу не относится. В настоящее время здесь трудятся в основном те, кто когда-то успешно преодолел испытательный срок. А для некоторых учителей и воспитателей коррекционная школа стала единственным местом их работы. Впрочем, обо всём по порядку.
В этом учреждении сейчас проживает и обучается сто тринадцать детей. Поступают сюда воспитанники строго по медицинским показаниям, поэтому и учебная программа несколько другая. В связи с этим все учителя и воспитатели, приступая к педагогической деятельности, проходят специальные курсы повышения квалификации. Понятно, что детям с ограниченными возможностями здоровья не под силу глубокие познания многих дисциплин, поэтому главный упор, в основном после окончания четырёх классов, делается на привитие у них основ трудового обучения и воспитания.
В этом возрасте, как правило, уже прослеживаются наклонности каждого ребёнка к тому или иному виду трудовой деятельности. И те, кто любят шить, вязать и у кого это получается, больше времени будут заниматься рукоделием, а те, которые тяготеют к строительным специальностям, будут учиться штукатурить, красить, класть, слесарить. Но основы сельскохозяйственного труда познают, причём не только теоретически, но и практически, все воспитанники. Связано это с тем, что абсолютное большинство учащихся - сельские жители, многие по окончании школы, как правило, возвращаются домой и не только помогают родителям выращивать овощи, но и трудятся в крестьянско-фермерских хозяйствах.
А вообще Знаменская коррекционная школа имеет лицензию на осуществление профессиональной подготовки по специальности штукатур. Поэтому с профтехучилищами городов Котовска и Уварово, где многие воспитанники проходят дальнейшее более углубленное обучение строительным специальностям, поддерживается тесный контакт. И преподаватель Сергей Александрович Шавырнин на своих уроках учитывает техническую систему образования профтехучилищ.
Таким образом, ребята, познавшие в школе "азы" будущей профессии, весьма успешно учатся в ПУ.
- Трудовому обучению мы уделяем большое внимание, - говорит директор школы Елена Евгеньевна Воеводина. - У каждого воспитанника для закрепления теоретических знаний на практике имеется своё рабочее место, где он может попробовать и оштукатурить, и даже плитку положить… В общем, сейчас увидите.
Когда мы вошли в мастерскую, занятия уже закончились и нас встретил преподаватель профессиональной подготовки Сергей Александрович Шавырнин, кстати, имеющий первую квалификационную категорию.
В классе, где проходят теоретические занятия, имеется вся необходимая наглядная информация, а также предметы строительного дела. По соседству размещён класс для проведения практических занятий, где есть и бетономешалка, и песок, и глина, небольшие стояки - стенки в расчёте на каждого воспитанника.
- Сегодня мы учились не простой штукатурке, а рельефной в виде плитки, - рассказывает Сергей Александрович. - Дело это не совсем простое, поэтому пока получилось не у всех красиво, но, надеюсь, что со временем с этим справятся многие.
Чуть подальше находится стена со вставленной рамой.
- А это для чего? - интересуюсь.
- Здесь ребята учатся как правильно оштукатурить откосы.
- Всё сделанное приходится, наверное, разрушать, чтобы продолжить следующие операции?
- К сожалению, да. Правда, в целях экономии средств мы работаем без цемента. Но всё равно с хорошо выполненной работой иногда бывает жаль расставаться, но никуда не деться от этого, иначе практические навыки не приобрести.
И всё-таки плоды своего труда ребята могут увидеть. Многие ремонтные работы в учреждении выполнены ими под руководством, конечно, наставника. Гордостью школы в настоящее время является актовый зал, который после ремонтных работ превратился в современный и красивый. Впрочем, в этом учреждении уют и красота царят в каждом уголке.
- Ремонт всего помещения мы делаем сами, ведь средств на эти цели отпускается недостаточно, - рассказывает директор. - Поэтому в летнее время, когда заканчивается учебный процесс, учителя, воспитатели, технические работники занимаются побелкой, покраской, оклеиванием комнат.
- Очень милые и весёлые получились у вас спальные комнаты, - размышляю вслух во время их обхода.
- Да, мы старались подобрать обои тёплых тонов и ярких рисунков, - продолжает собеседница. - А как же, ведь для детей это место, где они проводят немало времени, поэтому здесь хотелось воссоздать домашнюю обстановку.
Надо заметить, что многие педагоги творчески и с душой отнеслись к ремонту классных комнат. Даже в небольшом, смотрящем окнами на запад, кабинете музыки преподаватель Валерий Владимирович Бабкин, чтобы видеть и слышать каждого воспитанника, отказался от традиционных парт, а смастерил трёхярусные скамеечки, на которых певчие рассажены по голосам. Это особенно важно при репетиции хорового пения. Хор в школе не такой уж и маленький, в его состав входит до шестидесяти человек.
Коль речь зашла о музыкальном образовании, добавлю, что воспитанники школы успешно выступают в областных фестивалях детей-инвалидов. Ведь здесь постоянно действуют кружки шумового оркестра, вокальной группы, сольного пения. Словом, талантливый и опытный преподаватель старается не только привить у детей любовь к музыке, но и научить их пению.
- Разве это возможно? Ведь не у каждого имеется слух, голос? - любопытствую.
- Возможно, если с ребёнком постоянно заниматься, - поясняет Валерий Владимирович, - ведь не зря же говорят, что учат танцевать даже медведей.
Может быть потому, что музыкальный руководитель творчески подходит к каждому своему уроку, не считается с личным временем, в школьной копилке наград имеется немало дипломов и грамот различных музыкальных фестивалей, конкурсов.
Фартуки, прихватки, скатерти - такие красивые шьют девочки на уроках швейного дела, коему их обучает Надежда Евгеньевна Кузнецова, что их, как горячие пирожки, раскупают работники школы.
- Вы посмотрите, какая ровная строчка, как аккуратно окантован фартук, - говорит Елена Евгеньевна, протягивая готовое изделие. - Это дело рук наших девочек. Надежда Евгеньевна - человек не только ответственный, требовательный, но и терпеливый. Ведь не надо забывать, что все наши воспитанники с ограниченными возможностями здоровья и сразу добиться хорошего результата невозможно. Она терпеливо объясняет, показывает, как надо правильно и умело строчить, оверлочить на машинке.
Кстати, в классе швейного дела установлено несколько электрических швейных машин, поэтому во время урока каждая девочка сможет поработать самостоятельно.
- Многим так нравится шить, что нередко воспитанницы после занятий просятся поработать на машинке, - говорит Надежда Евгеньевна. - Мы не отказываем. Пусть учатся этому ремеслу, в жизни всё пригодится.
А чтобы простимулировать результаты труда своих обучающихся, директор подумывает об организации продажи швейных изделий на рынке и на вырученные средства закупать материал.
Огурцы, помидоры, морковь и другие овощи в меню воспитанников, выращены ими же. На уроках сельхозтруда, которые вот уже на протяжении почти сорока лет проводит Мария Васильевна Патченская, ребята познают очень многое, но самое главное, на мой взгляд, эта добрейшая и очень трудолюбивая женщина учит детей бережному, заботливому отношению к земле не на словах, а на деле. Несмотря на возраст, Мария Васильевна засучив рукава наравне, а может быть и больше, с детьми копает землю, сеет, сажает, полет… А что может быть убедительнее собственного примера? Поэтому дети охотно трудятся.
Настоящей гордостью спецшколы является теплица площадью в шестьсот квадратных метров. Там в основном выращиваются огурцы. Построенная не одно десятилетие назад она требует постоянного ухода. Иногда сильный ветер причиняет вред остеклённой конструкции, поэтому Мария Васильевна, как заботливая хозяйка, вместе с детьми протыкает, шпаклюет всевозможные дырочки в застеклённых рамах, дабы сохранить тепло. Ведь чтобы эти пупырчатые огурчики вызревали в зимнее время, необходимо поддерживать температуру не ниже двадцати градусов тепла. Известно, что выращивание овощей в зимнее время требует большого и постоянного труда. В длинных ящиках, наполненных землёй, буреет навоз.
- Это мы с осени внесли органику, - поясняет Мария Васильевна. - Минеральными удобрениями не пользуемся, дороговато да и не безвредно.
- А где же берёте навоз? Это сейчас в дефиците.
- У соседей. Пока не отказывают. Скоро всё перекопаем, здесь тепло, к весне перегниёт. Мы тем временем рассаду будем выращивать.
Между прочим, сельхозуроки - это не только знания и навыки основ земледелия воспитанников, но и доход школы. За реализованную продукцию, в основном огурцы, выручка доходит до ста восьмидесяти тысяч рублей. Эти деньги идут на нужды школы, в том числе и на дополнительное питание.
Кстати, о питании. Оно здесь - пятиразовое, из расчёта ста двадцати рублей в день на каждого воспитанника. Деньги вроде и не очень большие, но в меню всегда мясные, молочные продукты, свежие фрукты, овощи, соки и…сладости.
Понятно, что вкус приготовленной пищи зависит от мастерства и умения повара. Непревзойдённым шеф-поваром здесь по праву считается Валентина Николаевна Лебедченко, которая на протяжении почти сорока лет готовит очень аппетитные блюда. Влюблённая в свою профессию, она всегда старается повкуснее накормить детей. Поэтому, не считаясь со временем, усталостью, не поленится замесить домашнюю лапшу, приготовить вареники (кому с творогом, кому с картошкой), потушить кабачки. И хотя хорошо знает вкусы детей, всякий раз, во время обеда, пройдётся по залу столовой и посмотрит на то, с каким аппетитом едят воспитанники, интересуется, какое блюдо им больше всего нравится.
- Валентина Николаевна любит, когда после обеда тарелки остаются пустыми, - отзывается о ней Елена Воеводина, - поэтому старается разнообразить приготовление обедов, внося в каждое блюдо свою "изюминку".
Может быть, потому ежедневный подъём в пять утра для Валентины Лебедченко не утомителен, что она любит своё поварское дело. И хотя бывают дни (особенно, когда у помощников выходные), что ни на минутку не придётся присесть, она не жалуется на усталость, понимая, что сто тринадцать учащихся ждут от неё вкусного обеда.
Администрация школы-интерната позаботилась о создании нормальных условий работы. На пищеблоке сделан ремонт, приобретены жарочные шкафы, электросковорода, картофелечистка, овощерезка, хлеборезка. На днях получили тестомесильную машину, электрополотенца, стол для забора отходов. Средства для этих целей были выделены из областного бюджета.
Словом, побывав в Знаменской коррекционной школе-интернате, ещё раз убеждаешься в том, что здесь трудятся люди, болеющие за своё дело, творческие личности, передающие свои знания и умения своим воспитанникам. Вы бы только видели, какие поделки сделаны воспитанниками под руководством старших!
В специальной комнате, отведённой для этой цели, завораживает красота и сказочность рукодельных панно с ветками сирени, букета роз, макраме, различные фигурки животных, птиц, цветов, вылепленные из солёного теста, аппликации... Здесь уже стало традицией, что ежегодно каждый класс под руководством воспитателя представляет на школьную выставку самые лучшие поделки. Поэтому их коллекция постоянно пополняется, и в свободные минуты ребята с удовольствием посещают ставшее уже любимым это место и любуются красотой изделий, выполненных их же руками.
Надо заметить, что культурному досугу уделяется особое внимание. Я не имею в виду еженедельные дискотеки, вечера художественной самодеятельности и другие школьные мероприятия. Администрация старается организовывать поездки воспитанников в город Тамбов, где ребята посещают кукольный театр, зоопарк, парк культуры и отдыха.
Развитию духовной нравственности воспитанников способствует и воскресная школа, занятия в которой ведёт священнослужитель Знаменской церкви отец Андрей. Недавно слушатели совершили паломничество к святому источнику, что в Трегуляе. А в памятные даты умерших родителей воспитатели стараются ребёнка сводить в церковь и поставить поминальную свечку. К сожалению, здесь проживает несколько круглых сирот. Поэтому школа для них стала, по сути, родным домом. Неслучайно, выйдя из её стен, многие выпускники, продолжающие обучение в профтехучилищах, просятся на каникулах погостить здесь. И администрация школы идёт навстречу своим питомцам.
Не обделены вниманием воспитанники и представителями попечительского совета, возглавляет который Юрий Викторович Артёмов. К праздникам обычно от этой общественной организации дети получают подарки.
Большую помощь учреждению оказывает и отделение Российского детского благотворительного фонда. Как рассказала директор, за последнее время из этого фонда поступила мебель, компьютеры, верстаки для слесарного дела на сумму в два с половиной миллиона рублей. А по программе модернизации образования приобретено учебно-лабораторное оборудование на сто пятьдесят тысяч рублей.
Пополнился новым оборудованием и медицинский кабинет, где первую помощь оказывают врач Андрей Петрович Зотов и средние медработники Зоя Михайловна Денисова и Дмитрий Евгеньевич Кустов.
Ежегодную диспансеризацию воспитанники школы проходят на месте. Сюда приезжают абсолютно все специалисты из областной детской поликлиники.

Школа приёмных родителей
Более четырёх лет на базе Знаменской коррекционной школы-интерната действует служба по устройству детей в семью. Два специалиста: Екатерина Петровна Баранова, педагог-психолог, и Ирина Евгеньевна Пьянова, социальный педагог, не только ведут занятия среди будущих приёмных родителей, но и помогают, разъясняют, как правильно оформить опеку или патронат. За время существования данной службы обучение прошли двадцать пять кандидатов.
Я поинтересовалась у Елены Евгеньевны, а имеются ли реальные результаты по созданию таких семей? И была приятно удивлена. Оказывается, что в нашем районе только за данный период уже создано десять семей.
Несмотря на то, что "притирка" "отцов и детей" в новых семьях, можно сказать, состоялась, специалисты службы по-прежнему поддерживают тесный контакт. Помогают не только организовывать проведение праздников, вылазки в лес, экскурсии в зоопарк, посещение концертов, но и дают советы выхода из сложившейся психологической ситуации. И надо отметить, что уроки, тренинги специалистов не проходят даром. Пока что (тьфу-тьфу) ни одна вновь образованная семья не распалась, и приёмные дети чувствуют себя там комфортно, уютно.
Кстати, по просьбе руководителя этого учебного заведения, довожу до сведения читателей, что желающие граждане могут взять на праздники или каникулы кого-то из воспитанников. Так что, уважаемые знаменцы, кто неравнодушен к судьбам обездоленных детей, может принять участие в их воспитании, сменить (хотя бы на время) школьную обстановку на домашний очаг. За справками можно обращаться лично к директору и по телефону 24-272.

Кадры
Успех любого коллектива зависит от того, насколько профессиональны его кадры, а здесь - тем более. В этом непростом процессе обучения, воспитания, ухода за детьми одного профессионализма недостаточно. Здесь без доброты, души, теплоты, сердца, понимания и любви не обойтись. Поэтому в коллективе случайных людей нет. Елена Воеводина довольна работой всего коллектива, состоящего их восьмидесяти четырёх человек. По её мнению, есть такие работники, которые заслуживают особой похвалы. Это руководитель методического объединения учителей, преподаватель русского языка и чтения Раиса Васильевна Злобина, которая в следующем году будет отмечать сорокалетие со дня начала педагогической деятельности в этом заведении.
Более двадцати лет преподаёт математику Ирина Александровна Ястребова. За добросовестный и многолетний труд имеет Почётную грамоту Министерства образования Российской Федерации.
Уверенных побед в спорте воспитанники добиваются благодаря учителю физкультуры Олегу Николаевичу Ююкину. Буквально недавно в областных соревнованиях по мини-футболу юные спортсмены этой школы заняли первое место, а по баскетболу - второе.
Хотя недавно пришли сюда заместители директора Елена Викторовна Башкова и Мария Вячеславовна Федотова, но зарекомендовали себя хорошими организаторами учебного и воспитательного процесса.
Очень любят дети многих воспитателей. Добрейшей души человек, умеющая найти подход к каждому ребёнку - такова Ираида Владимировна Пузанова. Дети в её группе, по мнению руководителя, приучены к опрятности, порядку, чистоте. И.Пузанова тоже награждена Почётной грамотой Министерства образования.
Мастерица, особенно по макраме, по-настоящему любящая воспитанников, Наталья Николаевна Ефремова, трудовой стаж которой приближается к двадцати годам.
- Дети вокруг Натальи Николаевны, словно цыплята вокруг наседки, - так отзывается о воспитателе директор школы Елена Воеводина.
После окончания педагогического института, а было это в 1982 году, в школу-интернат пришла Вера Ивановна Уварова. И не пожалела, что посвятила себя непростому труду - труду воспитателя. А всё потому, что Вера Ивановна любит вверенных ей детей, как своих, и они отвечают ей взаимностью.
Пятый год работает заместителем директора по хозяйственной части Сергей Александрович Руднев. Его по праву называют здесь палочкой-выручалочкой, потому как он разбирается и в отоплении, и в электрике, и в сантехнике. Быстрое и умелое устранение поломок в любой из вышеперечисленных систем - его заслуга.
Уверена, что достойных работников коллектива перечислила далеко не всех. Но то, что жизнь воспитанников этого учреждения проходит без ЧП и по мере возможности приближена к домашним условиям - заслуга каждого, кто трудится здесь.
А чтобы все дети были, как говорится, на виду, чтобы не было незаслуженных наказаний, ссор, обид в здании установлены несколько камер видеонаблюдения.
И возникшие конфликтные ситуации здесь не откладываются в дальний ящик, а разбираются сразу. Это создаёт уверенность у детей, что их всегда поймут, примут, без внимания не оставят. Несмотря на занятость двери кабинета директора всегда открыты для каждого ребёнка.
Словом, большой коллектив живёт как одна большая, дружная семья, когда и радости, и горечи делятся на всех.

Автор:Надежда БИРЮКОВА Фото автора