Лента новостей
Статья15 января 2014, 10:00

Можно даже лапти померить

В детском саду №12 "Белочка" музейная педагогика стала частью воспитательного процесса.
Реализация данного направления потребовала преобразования предметно-развивающей среды дошкольного учреждения, и мы решили создать свой "музейный комплекс", включающий мини-музеи в групповых помещениях. С этой целью в ноябре прошлого года был проведён смотр-конкурс "Лучший мини-музей в ДОУ".

В процессе создания музейного комплекса педагогам и воспитанникам детского сада пришлось попробовать себя в роли дизайнеров, художников, историков, музееведов, экскурсоводов. Вниманию конкурсной комиссии были представлены следующие мини-музеи: "Железный камень"; "В гостях у сказки", "Открытки", "Производства нашего города", "Часы", "Погремушки", "Мячи", "Полезные машины", "Дерево", "Куклы", "Семейные увлечения", "Музыкальные инструменты".

Музеи получились разными по оформлению и содержанию, но все отражали специфику возрастов детей. Так, в группах старшего возраста появились музеи: "В гостях у сказки", который знакомит детей с фольклором, расширяет кругозор, воспитывает любовь к сказке, способствует развитию речи, воображения, фантазии; "Производства нашего города", который расширяет представления ребят о заводах и фабриках родного города, а музей "Семейные увлечения" знакомит нас с экспонатами, выполненными в технике декупаж, бумагопластика, лоскутное шитьё, бисероплетение. В группах для малышей были организованы мини-музеи погремушек, кукол, железного камня, часов. Очень интересным получился мини-музей открыток. Члены комиссии побывали в "детстве", рассматривая музейные экземпляры, среди которых именинные, праздничные открытки, собранные со всего мира.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, зато мини-музеи содержат экспонаты, которые разрешается трогать, рассматривать. С ними можно играть, а при желании даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. Если им разрешают померить лапти, посидеть за прялкой, рассмотреть вблизи настоящую медаль, они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса.

Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Песталоцци: "В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка". Мини-музеи стали неотъемлемой частью воспитания творческой личности, и мы уверены, что ребенок покидает музей с ощущением уверенного подъема на еще одну ступеньку.
Автор:Наталья Глушкова