Лента новостей
Статья22 сентября 2015, 07:27

Маруся

Смотрю на старую, пожелтевшую от времени фотографию своей бабушки и не перестаю восхищаться: красивая, статная… А коса-то какая, а глаза, а брови! Да, прав был поэт, произнеся однажды ставшую афоризмом фразу: «Есть женщины в русских селеньях….». В ней преклонение не только перед внешней, но и внутренней красотой и силой простой женщины с нелёгкой судьбой, посылавшей ей одно испытание за другим. Но поэт создал обобщённый образ, а я хочу рассказать о конкретном человеке, очень близком мне и дорогом, достойном уважения, внимания и доброй памяти - бабушке Маше.
Шли двадцатые годы прошлого века. В крестьянской семье Даниловых, переселившейся к тому времени из села Криволучье в посёлок Филатовский, 15 апреля 1926 года родился третий ребёнок, долгожданная дочка Мария. Несмотря на то, что жилось очень трудно, бедно (семья ютились в маленькой, тесной землянке), родители не опускали рук, работали и потихоньку строили своими силами дом. И вот, когда всё уже было почти готово - оставалось только застеклить рамы - решили перебраться из мрачной, холодной землянки в светлый, казавшийся огромным, дом. Новоселье справляли тихо, скромно. Столько труда, сил и средств было затрачено на строительство! Во всём приходилось себе отказывать: и недоедали, и недосыпали. Первое время и спать на полу приходилось, и окна занавесить нечем было (Марии запомнилось, как мать с отцом загораживали их мешками).
Но постепенно жизнь налаживалась. В 1931 году в семье Даниловых произошло два важных события: они вступили в образованный колхоз, и у них родилась ещё одна дочка - Нина. Старшие дети росли трудолюбивыми, заботливыми по отношению друг к другу, во всём старались помогать родителям. Мария увлекалась рукоделием, была любознательной, хорошо училась.
19 июня 1941 года она закончила семилетку и решила поступать в Кирсановский техникум. Хотела стать зоотехником. Документы на неё и ещё на некоторых парней и девушек были отправлены, но учиться не пришлось, потому что 22 июня грянула Великая Отечественная война. Она стала серьёзным испытанием для юной девушки и её сверстников.
Старший брат Иван, призванный на службу в ряды Красной Армии ещё в 1938 году, оказался на фронте в первые же дни войны. В феврале 1942 года он пропал без вести в районе Майкопа.
Брат Николай тоже воевал, был радистом, дошёл до Венгрии. После демобилизации много лет работал художником-оформителем в воинской части на Украине.
Отца, Алексея Петровича, на фронт не взяли по возрасту. Ему, имеющему образование четыре класса, пришлось работать во время войны плотником, разнорабочим, бригадиром и председателем колхоза.
Бабушка вспоминала, как вместе с другими подростками помогала колхозу сажать махорку, сеять просо, копать свёклу… Она научилась косить и складывать сено и солому в копны, вязать снопы, молотить цепами зерно. За что бы ни бралась, любое дело спорилось в её руках. Примером служили родители.
Воспитание в семье было строгим. Никаких поблажек от отца, никакого снисхождения. Наоборот, когда на колхоз пришёл запрос на мобилизацию молодых парней и девушек на торфопредприятие в Свердловскую область, Алексей Петрович отправил свою дочь в Алапаевск в числе первых.
Со слезами на глазах рассказывала бабушка о двух с половиной годах, проведённых на Урале. Время было очень тяжелое: голод, холод. Морозы стояли лютые, а одежды тёплой не было. Руки пухли от непосильной работы: торф резали вручную.
Маруся отморозила пальцы, от недоедания началась дистрофия. Потом отказали ноги.
Работать она уже не могла, а тем, кто не работал, паёк не давали. Спасибо поварихе-еврейке, она подкармливала понемногу.
С особой теплотой вспоминала бабушка и брата Николая: он прислал ей 500 рублей, хотя сам, наверное, очень нуждался в этих деньгах. «Я за 300 рублей купила себе булку развесного хлеба (это 2,5 кг), а 200 рублей отдала в столовую - должна была. Щипала, щипала я булку, пока не съела по кусочку всю, только потом смогла уснуть».
А ещё всю жизнь помнила бабушка бригадиршу, которая оказалась Софьей Николаевной, полной тёзкой её матери. Она и заботилась о молодой девушке по-матерински, отдавала свой паёк, когда той становилось совсем худо. Узнала бригадирша, что земляк Марии собирается в отпуск домой, в Тамбовскую область, выхлопотала ей сухой паёк и немного денег.
Прошли санобработку и отправились в дальнюю дорогу. Доехали с попутчиком до Ртищева. А там случилась беда: украли у девушки старенький чемоданчик, в котором были все её нехитрые пожитки и продукты. Погоревала Маруся, но что делать? Добралась до Иноковки, а дальше… пешком по шпалам. Теперь её попутчиком был солдатик, который направлялся в Леонтьевку.
Вот и железнодорожный вокзал в Инжавино, народу много. Стала Мария высматривать, нет ли кого знакомых. Один мужичок оказался с Марьевского сельсовета, он сказал, что отец её, Алексей Петрович, здесь, приехал по делам. Узнав об этом, бегала Маруся по привокзальной площади, как во сне, отца искала. Не верилось ей, что живая, что почти уже дома.
Добирались дальше на санях. Зашёл отец в избу и говорит: «Я Маньку привёз». Никто ему не поверил. А уж как увидели, то и узнать не могли: кожа да кости. Еле живая приехала Маруся домой. Откармливали осторожно, нельзя было вдоволь еды давать, а есть хотелось всё время.
Шёл 1945 год. Понемногу девушка окрепла и стала работать наравне со всеми. А трудились в далёком от фронта посёлке днём и ночью, не считаясь ни со временем, ни со здоровьем. Сами голодали, жили в нужде, но бойцам, защищавшим Родину, отправляли и продукты питания, и вещи. Главным для всех была победа над врагом, поэтому приближали этот день, как могли. И он пришёл.
Наступили тёплые майские дни. Всё чаще были слышны разговоры о том, что войне скоро конец, а, значит, и страданиям, и горю людскому - тоже. Но не испытаниям на прочность, силу духа и терпение! Так уж устроена жизнь, что не знаешь заранее, какие повороты наметятся в ней завтра.
Восьмого мая собрали из села пять человек, среди них была и Мария Данилова, и отправили на строительство газопровода в с. Михайловка Тамалинского района. А было это так: «Выехали на быках, - рассказывала бабушка. - С собой взяли продуктов на неделю: хлеб с лебедой, картошку, желудёвую муку. Ночевали в Салтыках в клубе. А утром прибыл начальник из района и объявил, что закончилась война. От радости мы не понимали, что дальше делать, запрягли быков и хотели ехать домой. Но нам объяснили, что время ещё военное и план, который был дан колхозу по строительству газопровода, никто не отменял. Добрались мы до места назначения и за неделю выполнили всю норму. Домой возвращались радостные, счастливые. Начиналась новая, долгая, мирная жизнь.
После войны Мария Алексеевна 9 лет проработала телефонисткой в Красивке, затем почтальоном в посёлке Филатовский. И послевоенное время лёгким не было. За почтой ездила на лошади в Кулевчу, потом до темноты разносила: сначала в посёлок Приют, затем по посёлку Филатовский. Страшно было, особенно в день выплаты пенсий, много денег приходилось возить, а это большая ответственность. Но она знала, что ждут свою Марусю адресаты, и поэтому в любую погоду спешила к людям. Всего отдала она почтовой службе 22 года.
Война помешала бабушке получить достойное образование и выбрать профессию по душе, однако закалила характер, научила быть выносливой и не бояться трудностей. А их было немало. Личная жизнь у неё не сложилась, поэтому одна растила двух дочерей. Чтобы содержать семью, часто приходилось подрабатывать. Бралась за любое дело, не стыдилась подменить уборщицу, например, или помочь на севе, на току. За безупречный, добросовестный труд не раз ей объявляли благодарность с занесением в трудовую книжку, награждали премией, что немаловажно было по тем временам.
Трудолюбие Мария Алексеевна унаследовала от отца и матери. Многое умела она делать: прекрасно вышивала гладью, замечательно вязала крючком и спицами. Уже в преклонном возрасте продолжала вести домашнее хозяйство: весной, летом и осенью пропадала на огороде, ухаживала за садом, долгими зимними вечерами пряла пряжу, вязала дочерям и внукам носки.
Так и жила на радость своим родным и близким эта трудолюбивая, скромная в своей душевной красоте женщина.
Вот уже несколько лет нет с нами бабушки, но она живёт в наших воспоминаниях. У всех тружеников тыла, переживших страшную и беспощадную войну, похожие детство и юность: они изучали географию по сводкам Совинформбюро; у них похожие пути-дороги, пройдя которыми, они сохранили чистую душу, веру в торжество справедливости, любовь к своей большой и малой родине.
Современному поколению трудно представить, как можно полоскать бельё в ледяной проруби, выкапывать из промёрзлой земли картошку, есть кашу, приготовленную из шелухи злаков… И при этом не ныть, не брюзжать, не жаловаться на трудности, а сохранять жизнестойкость, бодрость духа.
Сердце переполняется гордостью за тех людей, которые вынесли все тяготы военного лихолетья и так много сил приложили, чтобы отстоять мир. Они настоящие герои! Их имена не должны быть забыты!



Фото из семейного архива.
Автор:Наталья Штрак