Лента новостей
Статья25 мая 2011, 12:14

“Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять”

В последнее время большое внимание уделяется в школе новым технологиям, нестандартным урокам. Одна из новаций, получившая большое распространение, – интегрированные уроки – это создание межпредметных проектов. Они дают возможность представлять мир как одно целое, в котором все элементы взаимосвязаны, осуществляют синтез знаний по различным дисциплинам, влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности учащихся. Дети на таких уроках работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Все школьные дисциплины обладают своеобразным интегрированным потенциалом.

В Сосновской школе №1 был проведен теоретико-практический семинар "Роль интеграции предметов гуманитарного цикла при формировании ключевых компетенций обучающихся". В рамках его параллельно прошли две пары интегрированных уроков: истории и литературы в 11 “б” классе "Чудовищная нелепица войны в романе М. Шолохова "Тихий Дон" и документах истории" (учителя Л.Д. Епихина и Н.И. Шепелева), литературного чтения и английского языка во 2 “а” классе "Путешествие в космическую галактику" (учителя Р.Е. Сошникова и Е.А. Фетискина).
Нашим современным детям очень трудно представить себе даже Великую Отечественную войну, не говоря уже о первой мировой, во время которой развивались события "Тихого Дона", войти в ту эпоху. И здесь на помощь литературе приходит история.
– Дон, славный батюшка Дон. Давно красуется под солнцем омытая дождем степь. Донская степь. Обильная земля, взрастившая великий талант М.А. Шолохова, – звучит голос Любови Дмитриевны как дополнение к картинам донских просторов, настраивая, погружая в атмосферу того времени, так же, как и подобранные к уроку фрагменты из одноименного кинофильма, фактический материал, отобранный историком Натальей Ивановной Шепелевой, исследовательские работы учащихся.
На протяжении двух уроков, читая и анализируя, сопоставляя, подтверждая и делая выводы, следя за судьбами героев, за переделкой человеческих характеров во время военных событий, учащиеся приходят к главной мысли уроков: в гражданской войне победителей быть не может. Эта тема не осталась в 20-ом веке. Она очень актуальна и в наше время, когда конфликты вспыхивают то здесь, то там.
В это время учащиеся 2 “а” класса учились вдумчивому чтению, нравственности, "собирали досье" на зайца – это был первый опыт соединения таких предметов, как чтение и английский язык, сотрудничество и наставничество опытного учителя Раисы Ефимовны Сошниковой и молодого специалиста-учителя английского языка Евгении Анатольевны Фетискиной. Для Евгении Анатольевны это и первый интегрированный урок, и первый открытый урок на суд района. Но дети так увлеченно и дружно работали, что было видно и сторонним наблюдателям: они и знают, и хотят отвечать, понимают, о чем они говорят, и понимают учителя.
Интегрированные уроки в первой школе довольно часты, и по разным предметам. Это не дань моде, скорее, веление времени – чтобы одержать верх в борьбе за учеников с телевизором, компьютером, улицей. Как заключила Любовь Дмитриевна: "Наши дети имеют хороший ум. Задача учителя – найти ему применение".

Автор:Елена МАНЯХИНА.