Лента новостей
Статья28 мая 2014, 12:00

Любо, братцы, любо!

15 мая в Сампуре прошел очередной казачий круг.

Место сбора выглядело красиво и символично. С высоты утопающей в зелени весенней листвы цнинской кручи человеческому взору открывалась удивительная панорама нашего края – широкой, привольной, убегающей за горизонт земли. Родных просторов, за независимость и процветание которых казачество билось с многочисленными ворогами на протяжении многих веков.

Как на цнинский берег...


Площадка, предварительно очищенная молодыми казаками от многочисленных мусорных примет времени, «спряталась» от современного мира под благодатной сенью высоких дубов, кленов и вязов. И если забыть о том, что в десятке метров тянут ввысь свои «стрелы» две вышки мобильной сотовой связи, а рядом ожидают собравшихся разномастные авто, то вполне можно окунуться в атмосферу начала минувшего века или даже конца века девятнадцатого. Когда человечество еще не дошло до кровавого рубежа мировых войн, живя пусть и не в мире, но и не в тотальном противостоянии.
Впрочем, пусть и менее масштабные, но гремели войны на земле постоянно, перекраивая границы государств, порождая своих героев и антигероев, формируя общность людей-ратоборцев, людей, умеющих не только пахать землю, но и защищать ее с оружием в руках.
В России таким отрядом стало казачество, чья судьба, чья история неразрывно вплетена в ратную историю Отечества.
Дон, Терек, Кубань, Запорожье, Урал… А причем здесь Тамбовщина? - спросят многие. Зачем в угоду кому-то примерять на мужицко-пролетарский регион пусть и красивый, но чужой кафтан, а точнее – форму?
Однако, как оказалось, история Тамбовского края (губернии, а потом области), его рождение происходило при непосредственном участии казаков, которые в прямом смысле слова городили пограничные заставы, оберегали землю от набегов степных племен.
Почему же казачий след на тамбовской земле за столетия стерся так основательно?
Как утверждают историки, роковым для тамбовского казачества стало выступление на стороне мятежного войска бахмутского атамана Кондратия Булавина, в октябре 1707 года возглавившего народное восстание против ужесточения власти Петра I, ведущего в ту пору тяжелую Северную войну.
Повинности крестьян в это время стали настолько обременительными, что вынуждали все большее количество их бежать на Дон, откуда, как гласила известная поговорка, выдачи не было.
Царь решил силой вернуть беглецов помещикам, издав указ о сыске беглых в донских городах и назначив ответственным за исполнение его Юрия Долгорукова.
Последний провел рейд по территории Верхнего Дона, по рекам Бузулук, Медведица, Хопер, изловив две тысячи беглых крестьян. Оставшиеся попрятались по степям и оврагам, чуть позже примкнув к восставшим отрядам.
Об атмосфере, в которой проходила эта, по сути, карательная операция, красноречиво свидетельствует отрывок из письма Кондратия Булавина: «А нашу братью казаков многих пытали и кнутом, били и носы и губы резали напрасно, и жён и девиц брали на постели насильно и чинили над ними всякое ругательство, а детей наших младенцев по деревьям вешали за ноги».
Стоит ли удивляться, что вольнолюбивые и отважные казаки поднялись против царского опричника войной. Тамбовское казачество, видимо, влилось в булавинские отряды в апреле 1708 года, когда атаман (9 мая 1708 года Булавин был избран атаманом Войска Донского) вместе с предводителем запорожцев Щукой привел войско в Пристанский городок на Хопре, радостно встреченное казаками Хохлача.
Финал восстания всем известен из учебников истории. Преданный домовитыми казаками, Кондратий Булавин 7 июля 1708 года был убит, Войско Донское присягнуло русскому царю, пойманных зачинщиков восстания казнили. В назидание и устрашение потомкам восемь донских станиц уничтожили, часть земель отобрали.
Было стерто с лица земли и казачье поселение, куреня которого дымили на земле нынешней Тамбовщины…
Однако история казачества продолжалась, год за годом, век за веком приумножаясь новыми страницами подвигов и свершений.
Постепенно образ казака, воина-пахаря, свято стоящего на защите православной веры и граничных рубежей Родины, приобрел почти былинный, легендарный характер. Неудержимый наскок казацкой конной лавы обращал в бегство знаменитых турецких янычар, французских «ворчунов» Бонапарта, австрийскую и германскую кавалерию.
Однако не только воинское мастерство отличало казаков, но и глубокая вера, непоколебимая приверженность канонам православного христианства с его вечными ценностями – заповедями, делавшая казачество сильным втройне.
Не случайно именно в казачьей среде большевистская безбожная власть получила самый дружный отпор. Они же, большевики, и жестоко отомстили станичникам после своей победы, сделав все, чтобы уничтожить казачество как единую общность людей.
И, казалось, в этом вполне преуспели. Но, к счастью, не совсем.

Свято хранить верность матери-Родине России

…и Церкви Русской Святой Православной… Эти строки присяги казака, прозвучавшей теплым майским днем на берегу тихо несущей свои воды Цны, особенно запали в память.
Матери-России, Святой Церкви и уж потом традициям и обычаям казачьим клянутся быть верными молодые ребята и взрослые мужи и женщины (принимают сейчас в казачество и их), обещая ради этого не щадить ни сил, ни жизни.
А еще соблюдать заповеди Господни, нормы нравственности и законы казачьего братства.
Как, согласитесь, это диссонирует с тем, что юношество сейчас впитывает с экранов телевизоров и компьютеров, с определенного времени ставших чуть ли не главными нашими врагами в борьбе за сердца и умы младших поколений. Борьбе, которую после увиденного, хочется верить, мы еще не проиграли.
- Казаки, на молитву становись! – разлетелась по поляне, растаяв в густой листве, команда сампурского атамана есаула Владимира Алтухова. Фуражки взяты на руку, взгляды построжали. Духовник казаков протоиерей Георгий Золотов произносит слова, веками придававшие сил слабым, помогающие убогим и сирым, вразумляющие власть имущих – слова православной молитвы.
Так начался ритуал принятия в свой тесный круг новых казаков: Владислава Парфиевца, Александра Евдокимова, Андрея Мишукова, Александра Гарибян и Светланы Севостьяновой.
Слова зачитанной присяги подтвердили дружным троекратным «Обещаем!», а затем по седой традиции предков по спинам новичков (за исключением женщины) походила легендарная нагайка, послушная руке полевого атамана Отдельского Тамбовского казачьего общества полковника казачьих войск Евгения Савельева.
Испили ребята и заветную чарку (естественно, минералки) с казацкой шашки. А потом всем миром, точнее - кругом, неторопливо решили насущные вопросы: переизбрали заместителя атамана (им стал подъесаул Олег Свистунов, сменивший возглавившего Совет старейшин сотника Александра Агапова), и в деталях разобрали подготовку к областному строевому казачьему смотру, который пройдет (вернее, к выходу газеты уже прошел) в Моршанском районе.
Знаменитое «Любо!» завершило официальную часть казачьего круга, жизнь которого, пока, к сожалению, концентрируется лишь вокруг Сампурского филиала Тамбовского аграрно-технологического техникума.
- Пора вам двигаться в массы, - подчеркивая благое начало сампурцев, напутствовал казаков первый заместитель главы администрации района Владимир Клинцов (казачий чин - есаул), а отец Георгий присовокупил свое веское: «И в церковь!». Ибо слова присяги казака не должны оставаться только красивыми словами.
Автор:Владимир Поветкин