«За то, что они постановлений Моих не исполняли и заповеди Мои отвергли, и нарушали субботы Мои, и глаза их обращались к идолам отцов их». (Иез. 20:24.)
ОДНИМ из важных проявлений духовно-нравственной культуры человека является любовь к родному краю. Культура России созидалась людьми, которые любили своё Отечество, и является отражением духовной жизни её народа.
Очень отрадно, что в наше непростое время идёт восстановление исторического наследия, которое, несомненно, сыграет положительную роль в воспитании молодёжи. В частности, хочется сказать о достаточно неординарном
проекте «Славянский двор», инициаторы которого думают, что проведение славянского праздника на территории Екатерининского дендрологического парка привлечёт в Никифоровский район туристов, а, следовательно, и денежные средства в местный бюджет. Заметка о данном проекте, опубликованная в №31 районной газеты «Знамя» от 3 августа, вызвала неоднозначную реакцию. И вот почему.
В основу праздника, который будет проходить в импровизированном имении помещика Абрама Ушакова, по словам её автора, заложено «культурное» наследие наших предков – старинные обряды с лешими, русалками и ритуальными кострами. Несомненно, это наше историческое наследие, только не культурное, а языческое, и вместе с денежными инвестициями руководители проекта очень рискуют привлечь и нечистую силу, проще говоря, бесов.
Насколько мне известно, парк в селе Екатеринино был заложен А.А. Ушаковым во второй половине XIX века, в эпоху, когда христианство на Святой Руси существовало уже не одно столетие, а от язычества не осталось и следа. Полагаясь на исторические факты, позволю себе напомнить о том, что русское православие уходит своими корнями в Х век, во времена жития святой равноапостольной княгини Ольги – первой русской княгини-христианки, много потрудившейся для просвещения Руси.
Как свидетельствует летопись, летом 959 года отправилась Ольга в греческую землю и пришла к Царьграду (Константинополю), где царствовал тогда цесарь Константин, сын Льва. Царь, поражённый красотой Ольги и её разумом, сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Она же, поняв смысл сказанного, возразила ему: «Я — язычница. Если хочешь крестить меня, то крести меня сам, иначе — не крещусь». Царь и патриарх крестили её.
После крещения Константин вновь напомнил Ольге о замужестве. В ответ на его предложение она ответила: «Как же ты хочешь взять меня в жёны, если сам крестил и назвал дочерью. У христиан не разрешается это. Ты сам знаешь». И сказал царь: «Перехитрила ты меня, Ольга». И, дав ей многочисленные дары, золото и серебро, и сосуды различные, он отпустил её, назвав своей дочерью.
Ольга же, собравшись домой, пришла к патриарху и попросила у него благословения на возвращение. Она сказала ему: «Люди мои — язычники, и сын мой тоже: да сохранит меня Бог от всякого зла». И ответил патриарх: «Чадо верное! В Христа ты крестилась, и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя, как сохранил Еноха в древнейшие времена, а затем Ноя в ковчеге, Авраама от Авимелеха, Лота от содомлян, Моисея от фараона, Давида от Саула, трёх отроков от печи, Даниила от зверей, — так и тебя избавит от дьявола и от сетей его». Сказав это, патриарх благословил её.
Ольга намеревалась обратить в христианство и своего сына Святослава. Но сын пренебрёг этим. Однако если кто собирался креститься, Святослав не препятствовал этому, хотя и насмехался над ним.
Впоследствии Владимир, внук Ольги, княживший в Киеве, видя неспособность языческих верований объединить разрозненные племена и княжества, решил принять одну из основных монотеистических религий.
В 986 году он имел встречу с болгарскими мусульманами. Потом пришли к нему немцы из Рима и сказали: «Пришли мы, посланные папой», приходили к нему и хазарские евреи. Владимир спрашивал их всех: «Каков ваш закон?» Но услышанные ответы не удовлетворили его. От греков пришёл к Владимиру философ, который беседовал с ним несколько дней, изложив суть Священного Писания. Греческий философ почти убедил Владимира принять христианство, сказав ему: «Если хочешь быть с праведниками, то крестись». Но Владимир решил не торопиться.
В 987 году, посоветовавшись с боярами, послал он десять самых разумных мужей в страны, из которых приходили к нему миссионеры, узнать, чья вера лучше.
Когда они вернулись назад, Владимир вновь созвал бояр и обратился к послам со словами: «Говорите». Те сообщили, что у болгар служба показалась им очень унылой, у немцев – величия мало, а обрядов много и лишь греческая вера произвела на русских послов сильное впечатление. «И пришли мы к грекам. И ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой. И не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем забыть красоты той, ибо каждый, если вкусит сладкого, не возьмёт потом горького. Так и мы не можем уже оставаться прежними», - сказали они. Бояре ответили на это: «Если бы иной был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, которая была мудрейшею из всех людей».
Пришло лето 988 года. И пошёл Владимир с войском на Корсунь (Херсонес), и после долгой осады по предательству жителя города Анастаса взял его. Затем написал греческим императорам Василию и Константину: «Взял уже ваш славный город. Слышал же, что имеете сестру девицу. Если не отдадите её за меня замуж, с Царьградом будет то же, что и с Херсонесом». Те ответили: «Не пристало христианам выдавать за язычников. Если крестишься, то и её получишь, и царство небесное обретёшь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не отдадим сестру за тебя».
Услышав это, сказал князь Владимир греческим посланникам: «Скажите царям вашим так: я крещусь, прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи». Цари Византийские уговорили сестру свою Анну и передали ему сообщение: «Крестись, и тогда пошлём сестру свою тебе». Владимир ответил: «Придите с сестрой вашей и тогда крестите меня». Как свидетельствуют дошедшие до нас предания, Владимир заболел в то время глазами. Царевна Анна посоветовала ему поторопиться с крещением. И в августе 988 года князь Владимир крестился. Как только епископ возложил на него руку, тот прозрел и воскликнул: «Теперь узнал я истинного Бога!» Многие из дружины его, видя это, также крестились. После крещения Владимир женился на Анне, а город Херсонес вернул грекам.
Возвратившись в Киев, великий князь Владимир окрестил детей своих и всех приближённых, а идолов велел уничтожить. Затем отдал приказание народу явиться к реке. «Если не придёт кто завтра на реку — будь то богатый или бедный; или нищий, или раб, — будет мне враг», - заявил князь. На следующий день на Днепре собралось множество народу, и все крестились. В чистых водах осуществилось таинственное преображение русской души, духовное рождение народа, призванного к невиданным в истории подвигам христианского служения Богу и человечеству.
Люди, крестившись, разошлись по домам. Владимир же, глядя на них, воскликнул: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих, и дай им, Господи, познать Тебя, Истинного Бога, как познали Тебя христианские страны… Утверди в них правильную и неуклонную веру. И мне помоги, Господи». И приказал ставить церкви на месте бывших мест языческого поклонения. Так свидетельствует предание.
А к XIX веку культура Руси была вся пронизана христианскими обычаями и обрядами: человек приходил в мир с молитвой и уходил из него с ней. Может и тем, кто взялся за столь благое дело, как восстановление Екатерининского дендрологического парка, нужно поближе познакомиться с духовностью русского народа. Стержнем этой духовности на протяжении десяти веков является православное христианство. Именно оно всегда играло ведущую роль в истории русской культуры и государственности.