Лента новостей
Статья11 апреля 2012, 17:35

Колокола из Жердевки

Да, вы всё правильно поняли: звонят на российских просторах колокола, отлитые в нашем городе. Причём это не исторические экспонаты, изготовленные старинными умельцами и чудом дошедшие до нас, а колокола, созданные в наши дни. Такое эксклюзивное увлечение у Н. Д. Стольникова и А. А. Скороходова.

Музыка над городом плывет
Радостно, торжественно,
красиво…
Колокольный звон… Какая
сила!
Чистый звук, что за душу
берет.
Звон плывет, взмывая
в облака,
Он, как свет: прозрачный
и хрустальный.
И парит над миром чудо,
тайна,
Возродившись к жизни
на века.

Т. Лаврова.


Жердевские колокола отливают по уникальной технологии 17-го века. Её разработали жившие тогда известные колокололитейщики из династии Моториных (последний из которых, Михаил, отлил Царь-колокол весом 202 тонны, находящийся сейчас в Кремле). Узнать секреты колокололитейного дела оказалось совсем не просто, потому что раньше они передавались от отца к сыну из уст в уста и хранились в строжайшей тайне. Бережно охраняют тонкости колокольного дела и сегодня.
На первых порах жердевские энтузиасты, не найдя дельных подсказок в литературе и Интернете, отправились за советами в Ярославль, где работает колокололитейный завод с многолетней историей. Однако единственное, что рекомендовали ярославские мастера: «Дерзайте». Одержимые своей идеей Стольников и Скороходов дерзнули. А что ещё им оставалось делать? Конечно, получилось не сразу. Все нюансы колокольного искусства пришлось познавать самостоятельно методом проб и ошибок. Лишь с 12-й попытки удалось сделать глиняный кожух формы, который не растрескался и был пригоден для дальнейшей работы.
Изюминка жердевских колоколов – их звучание. Оно, в частности, зависит и от процентного соотношения олова и меди. Рекомендуемая пропорция: 20% олова и 80 – меди, хотя сегодня нередко можно встретить колокола, в которых олова 17 и даже 13%. Стольников, учитывая опыт Моториных, кладёт в состав своей бронзы 21% олова, что делает «голос» его колоколов благозвучнее.
А с чего же всё начиналось? – спросите вы.
– Меня очаровали цвет бронзы, её необыкновенная теплота и, конечно же, звук. Колокольный перезвон я слышал и раньше, но всё-таки сильное воздействие на меня произвел величественный вид самого колокола, – так ответил на этот вопрос Н. Д. Стольников – инициатор колокололитейного дела в Жердевке.
Продолжением близкого «знакомства» с колоколами стала настольная книга всех колокололитейщиков «Колокола и колокололитейное искусство» Н. И. Оловянишникова. С удовольствием прочитав её, Н. Д. Стольников решил попробовать, получится ли у него создать настоящий колокол. Но прежде, чем приступить к практике, пришлось разобраться в теории: прочесть еще десятки книг на интересующую тему, посетить Ленинскую библиотеку, посмотреть, как делают колокола в Ярославле, Шуе, Воронеже. Но оказалось, что и этого недостаточно.
Теперь нужен был единомышленник, человек, который имел бы представление о металлургии, в частности, – практический опыт литья. И к удивлению Николая Дмитриевича, он нашёлся, в чем, кстати, помогла наша газета. Александр Александрович Скороходов, житель Бурнака, прочитал в ней объявление Н. Д. Стольникова о том, что он ищет соратника с редкими для нашей местности знаниями, и предложил свою помощь. Не зря гласит народная мудрость: «Двое, трое – ни как один». После знакомства мужчины отделали для работы мастерскую, где и началось претворение мечты в жизнь.
Первые удачные колокола «родились» перед Пасхой. Для создателей они – самые памятные. Один из них так и назвали «Первенец Арсений», в честь сына Н. Д. Стольникова. В старину, к слову, каждому колоколу давали имя, и, видно, не случайно. О своих изделиях Николай Дмитриевич говорит как о дорогих людях, с искренней симпатией, глубоким уважением, даже, можно сказать, с любовью. Ему дорог каждый квадратный миллиметр прочеканенного вручную колокола.
– Создание колокола – процесс очень интересный, творческий, – рассказывает Николай Дмитриевич. – Необходимо тщательно разрабатывать не только построение профиля будущего колокола, но и каждую деталь орнамента: шрифт, изображения, высоту их рельефа.
Оказывается, у каждого колокола свой язык, размер и вес которого рассчитывается индивидуально, исходя из размера и веса «его владельца». И ударять язык должен в определенную точку – самую толстую часть колокола, иначе он не будет звучать или вообще расколется.
За три года (примерно столько существует союз жердевских колокололитейщиков) в нашем городе было отлито более двух десятков различных колоколов и колокольчиков. Большинство из них покинуло Жердевку.
– Один небольшой колокол увезли Патриарху Антиохийскому (Антиохийская Православная Церковь считается третьей в ранге Православных Церквей после Константинопольской и Александрийской). Не знаю, конечно, как встретил он его, – с отцовской заботой говорит Николай Дмитриевич.
Одну звонницу отдали по себестоимости Рязанской епархии, еще одну – в Подмосковье, третья – сейчас находится на выставке "Колокольный перезвон", которая проводится в городском музейном комплексе Котовска. Посетители с удовольствием наслаждаются мелодичным звоном малой колокольной звонницы.
Н. Д. Стольников дарит свои колокола близким друзьям, умеющим ценить колокольное искусство. Два колокола местного литья есть и на колокольне жердевского храма, один из них куплен, а другой передан в дар. Мастера готовы продавать свои «создания» и другим церквям Тамбовской епархии, причем на треть дешевле сложившихся цен.
Высокую оценку нашим колоколам дал профессиональный звонарь Н. И. Завьялов. Он преподает колокольный звон семинаристам Сретенской духовной семинарии в Москве. Сам же звонарь играет на колоколах в основных храмах по большим праздникам. Н. И. Завьялов отметил, что жердевские колокола ничем не уступают, а по звучанию и декору даже превосходят колокола многих других производителей.

В Жердевке освоена давно забытая технология отливки поддужных колокольчиков с оригиналов прошлого века, которые раньше использовались по назначению – звенели под дугами на тройке лошадей, а теперь они находят применение на торжественных линейках в школах. Местные колокольчики с недавних пор есть в обеих зданиях Жердевской школы №1, в Бурнакской школе, а также в Жердевской школе искусств и детском саду № 6, куда ходил сын Н. Д. Стольникова Арсений.
А уже по современной технологии налажено литье икон из художественной бронзы (медная пластика).

ДОСЬЕ

Николай Дмитриевич Стольников родился в мае 1957 года в Тульской области. Обещал родителям, что станет хирургом. И лишь отчасти сдержал слово – связал свою жизнь с медициной, однако в другом качестве. Н. Д. Стольников – зубной техник.
В настоящее время вместе с семьей живет в Жердевке. С 2008 года увлекается колокольным делом.
Книга, повлиявшая на его жизнь, – «Опыт бронзового литья в русских традициях» А. В. Лапшина.
Жизненные принципы: не навреди; учиться никогда не поздно и всегда нужно; даже у самого плохого специалиста всегда есть то, что можно взять для себя.

кстати

Обычай звонить в колокола пришел на Русь с Запада, где длительное время существовал культ колоколов. Искусство колокольного литья считалось священным ремеслом, а колокола после отливки крестили и давали им личные имена.
***
Научно доказано, что колокольный звон «обезвреживает» споры сибирской язвы в радиусе 40 км.
***
По народным поверьям, влиянию церковного колокола не могут противостоять нечистые силы, и шабаш их тотчас же пропадает с первым ударом колокола, равно как теряет силу всякое волшебство, всякое гаданье.

Автор:М. Непушкина