Лента новостей
Статья12 ноября 2012, 15:39

Как снимался на Тамбовщине фильм «Жила-была одна баба»

Как снимался на Тамбовщине фильм «Жила-была одна баба»

Неслучайная
случайность


Удивительные обстоятельства происходят порой в нашей жизни. Вдруг вскрываются какие-то факты, которые раньше сильно не задевали, происходят встречи с людьми, проливающими свет как раз на эти факты и события, с ними связанные. Так получилось, что нынешним летом у меня состоялось несколько встреч с людьми, которых так или иначе коснулись давние исторические события, происходящие в нашем крае. А именно - крестьянское восстание под предводительством Антонова. И то, что раньше об этом было прочитано в книгах, теперь ожило и стало восприниматься более остро.
Это встречи со старожилами сел Трескино и Караваино, сиротство некоторых проистекает именно оттуда и в чью память врезались рассказы матерей, родственников о пережитом ими тогда. А также встречи с местными краеведами, собравшими исторические свидетельства и материалы о тех событиях для школьных музеев. В это же самое время произошла встреча с человеком, снимавшимся в массовках фильма о российской трагедии начала ХХ века - «Жила-была одна баба». Ведущий специалист областного научно-методического центра народного творчества и досуга Надежда Владимировна Павлова рассказала столько интересного, позволяющего лучше проникнуться воспроизведенной на экране атмосферой художественного фильма, режиссерским взглядом на эти события. А снимал его Андрей Смирнов. Тот самый, который много лет назад снял трепетный фильм о Великой Отечественной войне «Белорусский вокзал». Но здесь совсем иной почерк - чрезвычайно жесткий, без тени лиричности.

Историческая правда
глазами художника


Фильм «Жила-была одна баба» многие называют не просто жестким, а и жестоким, излишне натуралистичным. Он - о жизни России в период с 1909 по 1921 годы, которая пережила первую мировую войну, затем еще более страшную, потому как братоубийственную - гражданскую, а на Тамбовщине еще и Антоновский мятеж. Все это показано через восприятие тамбовской крестьянки Варвары. Фильм начинается кадрами об ушедшей под воду деревне – символичным предисловием-сравнением судьбы крестьянства с градом Китежем, который постигла такая участь.
Великолепный актерский ансамбль с Дарьей Екимасовой в главной роли. Там снимались Нина Русланова, Юрий Шевчук, Роман Мадянов, Алексей Серебряков, Владислав Абашин (первый муж главной героини - он на снимке) и другие известные артисты российского кино. Признанный лучшим фильмом 2011 года, он собрал противоречивые и даже порой весьма полярные отзывы - от признания до полного неприятия. Но уже одно то, что всколыхнул общественное мнение, натолкнул зрителя на глубокое осмысление и серьезные размышления, а ими изобилует Интернет, говорит о его неординарности и самобытности, актуальности затронутой темы, режиссерской удаче и актерских находках.
Мне не удалось посмотреть фильм, когда он демонстрировался в нашем кинотеатре, а дома принималась смотреть его несколько раз - настолько он необычен. В первый раз, чтобы понять режиссерский замысел, а во второй и в третий - чтобы получше разглядеть как именно представлена наша Тамбовщина в ракурсе того времени, чтобы найти узнанное и услышанное от участницы съемки в массовках.
В противовес расхожей фразе Станиславского хочется заметить: «Я вам верю!» Уже самые первые кадры сельской свадьбы захватывают своей правдивостью буквально в каждой мелочи. Почему-то именно так все и представлялось. Может оттого, что живем в этих местах и общаемся с потомками участников далеких событий. И, пожалуй, главное - правдивость эта проявилась в прозвучавших песнях. А вот в этом есть и немалая заслуга тамбовских этнографов, дважды в этом году посетивших наш район и записывающих старинные песни и обряды. Представительница этого центра, как упоминается выше, Надежда Павлова снималась в массовке.

Наши этнографы
внесли свою лепту


Об этом, к сожалению, нигде не упоминается - ни в титрах, ни в сносках. Но мы попросили Надежду Павлову рассказать, как все происходило. Вот что она поведала.
- Режиссер и постановщики фильма хотели, чтобы все выглядело предельно правдиво, так, как это характерно именно для нашей местности. При работе над фильмом их интересовало все до тонкостей: обряды, песни, диалекты… Пригодилась книга сотрудника нашего центра, кандидата филологических наук Л.Ю. Евтихиевой «Тамбовский курагод» (курагод - хоровод. - Прим. автора). Наш научно-методический центр народного творчества и досуга с 1991 года работает в этом направлении.
Собран богатейший материал, состоялось уже много музыкальных фестивалей с участием фольклорных коллективов. Этот материал очень пригодился создателям фильма.
Мы поделились с ними всем, чем могли, к нам в Тамбов специально приезжала участница известного фольклорного ансамбля Покровского Ольга Юкечева, которая являлась одним из консультантов фильма. Как известно, режиссер Андрей Смирнов много лет работал над этим проектом, тщательно изучил весь материал, и выбор консультанта, думаю, был не случаен.
- Когда смотрела фильм, искала глазами знакомые лица, зная о вашем участии в массовке. И не нашла.
- А вы и не могли этого сделать. В такой массе при быстрой смене кадров лица не разглядеть. Кого-то из нас со спины сняли, других - сбоку. К тому же, многое из отснятого материала в конечном итоге в фильм не попало. Ведь всегда снимается очень много материала, потом режиссер работает над ним. Оставляет то, что соответствует его замыслу, видению. К слову, этот фильм Смирновым задумывался, как эпический, многосерийный, как, к примеру, «Даурия». Но видимо, что-то в планах изменилось, хотя не исключено, что отснятое еще будет им как-то использовано, Возможно, для телеверсии.
Нам было, конечно, очень жаль того, что не вошло с нашим участием. Особенно сцены ярмарки - они были очень красочные и колоритные.
- Наверняка были какие-то особенно запоминающиеся при съемках моменты…
- Их много. Вся атмосфера съемок особенная, как и общения с артистами за кадром. Они к нам относились по-дружески, с симпатией, мы их увидели в естественной жизни. У нас появилось много новых друзей. А один из запомнившихся моментов, это, когда вы видите на экране, как движется свадебный поезд. Внимание зрителя приковано к главным героям. А у нас вовремя съемок повозка старая тех времен, колеса еле дышат в трещинах, едва не перевернулась. Повозкой по сюжету управлял молодой неопытный парнишка. Хорошо, что было всего два дубля. В кино все хотели сделать настоящим. Мы все старались, даже рисковали.
- А в каком селе снимался эпизод свадьбы?
- В с. Царевка Знаменского района.

Как работалось
в массовке


- Как, на ваш взгляд, трудно было артистам входить в роль, передать весь колорит сельского быта?
- Думаю, да. Мы, снимавшиеся в массовках, на мой взгляд, изначально были естественнее и правдивее. Нам понятнее и ближе действительность, которую надо отразить. Чтобы помочь актерам войти в образ, достичь желанной правдивости, постановщики фильма приглашали старожилов села для общения с ними. Артисты, общаясь, подмечали мельчайшие особенности характерных выражений их лиц, жестов, мимики, привычек. Улавливали суть внешности образа. Они же все, безусловно, талантливые. Вот потому все действующие лица в фильме выглядят правдиво, убедительно. Учтены были все детали одежды, а в этом также помогли тамбовские этнографы. Не только артисты, вся массовка была в соответствующих костюмах. Во время съемок у нас по этой причине возникало чувство, что сработала некая машина времени, и мы перенеслись в начало ХХ века.
Андрей Смирнов очень талантливый режиссер. Он умел нас настроить, духовно вдохновить. Объяснял - что именно и как мы должны делать во время съемок с участием массовки. Говорил в рупор: «Толпа живет, толпа движется, толпа играет…»
С ним работали на съемках в качестве помощников самые лучшие режиссеры и ассистенты, операторы. Там были очень интересные люди, с которыми мы общались. Например, с женой трагически погибшего Игоря Талькова.
Надо заметить, что к отбору артистов, как и участников массовок, Андрей Смирнов подходил очень придирчиво. Он ни за что не допускал, чтобы в кадре крупным планом мелькнуло одно и то же лицо. А в отдельных сценах нас было до трехсот человек.
- Не знаю, можно ли сцену массового расстрела считать кульминационной в фильме, но она так животрепещуща. Зрителя, думаю, не покидает чувство, что он в данный момент присутствует среди этих обреченных на гибель ни в чем не повинных людей. А как вы все это переживали, будучи непосредственными участниками съемок?
- Как свою личную драму, как будто все это происходило с нами по-настоящему. В этих сценах были заняты и правнуки участников тех далеких событий. Тот вой толпы, который слышите во время фильма в сцене расстрела, это натуральный звук, живой. В нем выразились охватившие нас чувства.
- После выхода фильма на экран, зрителями и кинокритиками высказаны неоднозначные мнения. Кто-то упрекает режиссера, что он сгустил краски, сделал акцент на том, как жестока была в те годы именно новая власть, что и привело к антоновскому мятежу. Мы вообще в последнее время все чаще пытаемся переосмыслить какие-то исторические события, разобраться где правда, а где - ложь. И нередко впадаем из одной крайности в другую. А как считаете вы, насколько верно отображены исторические события, происходящие на Тамбовщине в этом фильме? Какое у вас сложилось впечатление как у участника съемок?
- Режиссер отразил их так, как он это увидел как художник. Мы можем быть с чем-то согласны или не согласны, но нужно понимать - это искусство. Фильм художественный, а не документальный. Режиссер доносит до зрителя то, что его волнует.
- Ваше впечатление от участия в съемках?
- Прекрасное, получила огромное удовольствие. Я впервые в жизни снималась в кино, мне это понравилось.

Эпилог
со значением


Думаю, жителям нашего края должно быть лестно, что на Тамбовщине снят исторический фильм. Особенно тем, кто принял в нем участие. Как бы мрачен и тяжел он ни был, передает ту эпоху - в этом мнении сходятся, пожалуй, все, посмотревшие фильм. Среди отзывов в Интернете встретила и такой: «Соглашаться с тем, что показано на экране, или нет - дело каждого зрителя. Однако отрицать трагедию, постигшую Россию в первой половине прошлого века, не может никто. Показанная судьба героини усиливает впечатление трагизма произошедшего - вся страна оказалась в роли той несчастной деревенской бабы, обесчещенной, изнасилованной, преданной и брошенной на растерзание врагов».
В качестве эпилога на экране вновь возникает картинка об уходящей под воду, в небытие, затопляемой деревне. Сквозит надежда крестьянина укрыться в молитве. И предостережение: кто не помнит прошлого, обречен переживать его вновь. Художественными средствами создатели фильма призывают нас делать выводы из истории и не повторять ошибок прошлого.
Автор:Любовь Пьянова