Лента новостей
Статья19 марта 2013, 12:13

Грани таланта Анатолия Бабайцева

…Этого человека можно увидеть и с кинокамерой в руках на районных праздниках, и с баяном на сцене, и в качестве хорового дирижёра, и рядом с известными артистами, политиками, у которых он берёт актуальное интервью. Более 40 лет Анатолий Николаевич Бабайцев посвятил важнейшей сфере человеческой деятельности - культуре.

П уть в культуру начался для Анатолия Бабайцева ещё в босоногом детстве. В вишнёвом саду около дома стоял большой стол, за которым по субботам собиралась вся многочисленная родня, и отец, Николай Яковлевич, просил сына спеть что-нибудь. Толя пошёл в него, унаследовав красивый голос, хороший слух, чем старший Бабайцев очень гордился. И мальчик старался оправдать доверие отца, которого очень любил и уважал. Эти чувства Анатолий Николаевич пронесёт через всю жизнь. Наверно, очень хотелось Николаю Яковлевичу, чтобы сын развивал свой талант. И однажды отец занял деньги - семья, в которой было трое детей, жила небогато, и купил ему маленький баян. «Учись играть, сынок, - серьёзно, как взрослому, сказал он тогда. - Музыка - великое дело. С ней жить легче и радостней».
Вскоре Толю отдали в музыкальную школу. В это время там принимали по конкурсу, желающих было много. Отбирали лучших из лучших.
На экзамене преподаватель спросил у застенчивого малыша:
- Что петь будете?
- «Санта Лючию» - уверенно ответил мальчик.
- А на каком языке изволите? На русском или, может быть, на итальянском? - в шутку спросил экзаменатор, не сомневаясь, какой ответ получит.
Но ребёнок буквально огорошил его, с гордостью заявив:
- На итальянском, конечно! Как Робертино Лоретти…
Пока Толя пел, около класса, где проходили экзамены, собралась чуть ли не вся школа. Звонкий детский голос слышен был даже на улице…
- Как поёт, как поёт!..» - раздавались восхищённые возгласы.
Вопрос с приёмом с этого момента был решён.
Обучение сразу в двух школах - общеобразовательной и музыкальной, конечно, требовало немало сил и времени, но парнишка учился отлично, радуя своими успехами родителей и педагогов. С ранних лет он отличался упорством, трудолюбием и целеустремлённостью. Видя перед собой пример отца, который не пил и не курил, был физически крепким человеком, Толя к дурным привычкам не пристрастился, в отличие от многих своих сверстников. Вёл здоровый образ жизни, занимался спортом, увлёкся самбо и в дальнейшем стал кандидатом в мастера спорта по этому виду единоборств. К моменту окончания школы парень твёрдо знал, что будет делать дальше. Любовь к музыке, желание реализовать свои разносторонние творческие возможности, живой интерес к окружающему миру, событиям, происходящим в стране и обществе, - всё это помогло ему найти своё место в жизни, своё призвание. Музыкальное училище в Великом Новгороде, Санкт-Петербургский гуманитарный университет, где четыре года учился операторскому делу, Тамбовский институт культуры (дирижёрско-хоровой факультет), Европейская школа корреспондентского обучения, не считая многочисленных курсов, стажировок, - это основные этапы его пути к становлению в профессии. А поскольку круг его интересов широк и человек он разносторонне развитый и талантливый, то в культуре он мастер-универсал: и аккомпаниатор, и художественный руководитель, и телеоператор, и автор документальных фильмов, газетных публикаций.

К огда Анатолий Николаевич Бабайцев приехал работать директором в Зеленогайский Дом культуры, за его плечами уже был солидный опыт по руководству художественной самодеятельностью на заводе «Прогресс» в Мичуринске. Директор предприятия очень не хотел отпускать умелого организатора творческого коллектива и всячески старался оттянуть время в надежде, что недремлющее око партии оставит в покое его сотрудника. Но пришлось-таки коммунисту Бабайцеву ехать в село «поднимать культуру».
Поднимать там действительно было что… На полу - пустые консервные банки, бутылки из-под вина и пива, рыбные скелеты. Во всём запустение, в том числе и в организации досуга населения.
Клуб по подчинённости был совхозным, материальная база была слабой.
- На мотоцикле, - вспоминает Анатолий Николаевич, - каждый день я привозил из города в мешках цемент, песок, инструменты. В свободное время сам штукатурил стены, потом белил, красил. Так всё лето. Ближе к осени подходит ко мне директор совхоза Юрий Михайлович Козырский и говорит: «Наблюдаю за тобой и удивляюсь. У меня такого работника ещё не было. Возишься тут один с утра до вечера и, считай, целую бригаду заменил. Мне такие люди нужны. Никуда не уходи». Помню, купил он тогда для Дома культуры что-то, я рад был».
Бабайцев навёл порядок в своём хозяйстве. Руководствуясь правилом «театр начинается с вешалки», приучил народ снимать верхнюю одежду перед входом в зрительный зал. Организовал радиотрансляцию на весь посёлок, купив за собственные средства динамики и развесив их на столбах и крыше ДК. Из них весь день раздавалась бодрящая музыка, и директор ДК обращался к жителям с объявлениями о том, какой фильм и во сколько будет демонстрироваться, когда будет очередное занятие в кружках и секциях. Жизнь в посёлке оживилась, люди с интересам прислушивались к радиопозывным. В самом ДК директор оборудовал кинолабораторию, аналогов которой не было даже в области. Вёл спортивные секции. Сменивший Козырского новый директор совхоза А.А. Багдашкин помог сделать ремонт внутри здания. Благодаря своей настойчивости, Бабайцев смог «пробить» и новые кресла для зрительного зала, и музыкальную аппаратуру, стройматериалы, одежду сцены.
Когда из Тамбова приезжали комиссии, все были поражены не только чистотой, порядком в здании, но и тем, что директор сумел за короткое время организовать работу кружков, спортивных секций, собрал самодеятельный творческий коллектив.
На базе Дома культуры стали проводиться областные семинары. Бабайцева ставили в пример другим руководителям крупных Дворцов культуры, где работало до сотни человек. Через два года Зеленогайский СДК уже занял первое место в области среди профсоюзных учреждений культуры. Свои передовые позиции он удерживал практически все десять лет, пока тут работал. Не раз он выступал перед коллегами, делился опытом. Но никаких секретов у него не было: хороший организатор, он делал то, что любил, вкладывал в работу всю свою душу, не жалел сил, времени и средств, пренебрегая личными интересами, порой на голом энтузиазме. Не каждый так может…
Однажды ему пришлось с высокой трибуны открыто и смело заявить о том, о чём многие молчали. Было это во время проведения пленума ВЦСПС, посвящённого культуре. Бабайцев сидел тогда в президиуме.
«Выступление моё было незапланированное, - вспоминает Анатолий Николаевич. - Мне даже не хотели давать слово, но я настоял. Просто не смог промолчать после выступления своего питерского коллеги. Он похвалился, что у него в учреждении доход - три миллиона рублей в месяц, и он имеет всё необходимое для работы. А тогда о коммерции ещё и речи не было. Откуда такие средства? Оказывается, он купил какую-то итальянскую установку по производству поп-корна. Я вышел и сказал, что это не пример, на селе другие условия. Нет самого необходимого - баянов, проигрывателей, костюмов концертных, ничего нет». Зал тогда встал и аплодировал этим словам. Потом Бабайцеву вручили приз за смелость и принципиальность и сказали: «Вот такие нужны в клубах специалисты».

А натолий Николаевич получал много заманчивых предложений возглавить крупные Дворцы культуры в Минске, других городах, но отказался от них. По семейным обстоятельствам, правда, был вынужден уехать из Зелёного Гая, где он оставил частицу своей души. Потом долгое время, бывая в посёлке, не решался зайти в клуб…
Работая в культуре, Анатолий Николаевич активно сотрудничал в качестве оператора с ведущими телевизионными компаниями. Готовил репортажи с заседаний Государственной Думы РФ для программы «Парламентский час» на российском канале. Познакомился со многими известными людьми - политиками, общественными деятелями, известными артистами, учёными, певцами. Шесть раз встречался с Владимиром Путиным.
Восемь лет был помощником депутата Госдумы от Липецкой области В.Ф. Топоркова. Многие годы связывают его с липецким телевизионным творческим объединением «Монолит». Частые командировки в Москву, по всей стране в поисках интересных сюжетов, встреч со знаменитостями - стоит только удивляться работоспособности Бабайцева. Будучи членом Союза журналистов России, он публиковал в СМИ свои интервью с известными людьми, репортажи, очерки, снимал документальное кино.
Первый его фильм «Трудная дорога к хлебу» стал победителем на Всесоюзном фестивале в Днепропетровске, второй, «Деревенька моя», занял первое место на фестивале в Санкт-Петербурге, третий, посвящённый лётчику-космонавту Герману Титову, - второе место во Всероссийском конкурсе любительского кино.

С вязь с Мичуринским районом после ухода из Зелёного Гая не прервалась. Седьмой год Анатолий Николаевич работает художественным руководителем в Новоникольском Доме культуры, теперь это филиал МБУК «Заворонежский РДК». И здесь он взял на себя почётную миссию вести кинолетопись села и района. Одной из его заметных киноработ стал фильм «Мичуринский район: путь к успеху».
«От работы над ним, - признаётся Анатолий Николаевич, - я получил огромное удовлетворение. Он посвящён нелёгкому труду земледельца, сельскохозяйственному производству. Думаю, фильм получился».
Невозможно без волнения смотреть, как натруженные руки пожилой женщины бережно прижимают к груди буханку свежего хлеба. И таких авторских находок, выразительных кадров в киноленте немало. За всем этим стоит огромный труд сценариста, режиссёра, оператора Анатолия Николаевича Бабайцева.

Е го заслуги на ниве телевидения отмечены Почётным знаком «Честь, достоинство, профессионализм» Союза журналистов России, почётной грамотой Союза журналистов России «За вклад в отечественную тележурналистику». Бабайцев - дважды лауреат журналисткой премии имени А.А. Вермишева.
Чем бы он ни занимался, будь то подготовка праздничного концерта, операторская съёмка или ремонт в здании клуба - и такую функцию на добровольных началах приходится выполнять (у него есть и средне-специальное строительное образование), - свою работу он делает качественно и с душой. Благодаря стараниям небольшого коллектива клуба, помощи Новоникольского сельсовета, удалось, можно сказать, поднять бывший «Нефтяник» из руин. Директор и худрук не жалели собственных сил и средств, чтобы восстановить здание. Работали, засучив рукава, вместе с участниками художественной самодеятельности - вывезли два Камаза щебёнки и арматуры. Штукатурили, красили, белили. За свои деньги купили в зрительный зал аппаратуру для цветомузыки, ковровые дорожки. Бабайцев привёз из мичуринского ДК «Авангард» списанные кресла. Из 300 штук собрал половину, и они были установлены в зрительном зале. Теперь здесь уютно и красиво.
В художественной самодеятельности села - много участников. Богато оно талантами. «С удовольствием занимаюсь с вокальной группой, - говорит Анатолий Николаевич. - В ней нет профессионалов, все - любители, но очень стараются повышать своё мастерство, аккуратно приходят на репетиции. И меня радует, что люди тянутся в клуб, к творчеству».

К огда Новоникольское отпраздновало в клубе свой юбилей и зал опустел, Анатолий Николаевич устало опустился на стул. Баян, который весь вечер был у него в руках, кажется, тоже притомился и отдыхал рядом с хозяином… Позади - репетиции, неоднократные поездки в Москву, чтобы встретиться с известными людьми и уговорить их сказать несколько тёплых слов поздравлений жителям незнакомого им села, о котором почти все они никогда и не слышали; монтаж фильма, посвящённого юбиляру; хозяйственные хлопоты, тысячи мелочей, о которых надо было помнить, чтобы праздник прошёл без сучка без задоринки…
«Всё закончилось, и я вдруг почувствовал опустошение, - неожиданно признаётся Анатолий Николаевич. - Всё вокруг сразу стало неинтересным, серым… И так каждый раз, когда завершаешь какое-то дело…» А я про себя продолжила: «…И когда вкладываешь в него все свои силы».
Наверно, по-другому и не может быть. Душа, хоть и обязана трудиться день и ночь, но тоже нуждается в отдыхе, чтобы восстановиться, принять в себя новое семя творческой идеи и «заболеть» этим… Судя по тому, как горели глаза моего собеседника, когда он рассказывал о своих планах на ближайшее будущее, баланс сил восстановлен. Жизнь со всеми её красками, вкусом и ароматом продолжается…

Фото их архива Анатолия Бабайцева
Автор:Галина Свиридова