Сегодня

Воскресенье, 19 августа 2018
vkontakte twitter facebook ok

Говорим правильно

Номер газеты: 
29
Дата публикации: 
18.07.2012

Одной из основных задач любого дошкольного учреждения является подготовка ребёнка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Важный показатель готовности ребёнка к чтению и письму - чистая, чёткая, правильная речь.

   Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьёзных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. У многих детей отсутствует желание и привычка заниматься, наблюдаются недостаточная усидчивость, сниженное внимание или память, трудности в поведении. Но есть и другие причины, такие как нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, несформированность звукового анализа и синтеза.
   Современный метод, которым пользуются не только учителя начальной школы, но и педагоги старших групп детских дошкольных учреждений, является звуковым аналитико-синтетическим. Это означает, что в процессе овладения чтением и письмом дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка.
   Задача педагога в "добукварном" периоде - помочь детям различать звуки по их принадлежности к гласным, либо к согласным, а согласные, в свою очередь, дифференцировать по твёрдости-мягкости. Последний фактор особенно важен, так как такие согласные обозначаются на письме общей буквой (нос - нёс, сад - сядь и т.д.).
   Исходя из данного метода, изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребёнок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки), а также синтеза (сочетание звуковых элементов в единое целое). И только потом происходит знакомство с обозначением звуков буквами.
   В школе этот период (добукварный) длится примерно одну-две недели, и не каждый ребёнок в состоянии за столь короткий срок усвоить весь объём необходимых сведений. В настоящее время возраст поступления в школу "снизился" до 6 лет, при этом процент детей с речевой патологией достаточно высок.
   Научно доказано, что главными предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, звуковой анализ слов.
  Фонематическое восприятие - первая ступень к овладению грамотой, звуковой анализ - вторая, требующая специального планомерного обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.
   Звуковой анализ - основа грамотного письма. Обучение детей звуковому анализу слова начинается с определения последовательности звуков в нём. На первом этапе мы учим детей слышать в словах отдельные звуки, сравнивать слова по звучанию. Для того, чтобы ребёнок мог анализировать слово, оно должно быть понятно. Необходимо показать ему слово предметно, представив его звуковую структуру в виде модели. Рисуем схему слова: например, в слове три звука - три клеточки. Находим звук - клеточка закрывается фишкой. Рисунок помогает ребёнку определить качество, количество и последовательность звуков.
  Реальное представление слова в виде картины-схемы обогащает слуховой и зрительный образы каждого согласного и гласного звуков, создавая дополнительную опору восприятию.
   Занимаясь с ребёнком, мы учим его вслушиваться в слово, слышать звуки, его составляющие. Такое комплексное воздействие различных ощущений (слуховых, зрительных) многократно усиливает представления ребёнка.
   Значительное место в обучении играют словесные игры, с помощью которых у детей формируется ориентация в звуковой структуре слова, пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь. Когда мы знакомимся с гласными звуками, их артикуляцией, дети учатся находить такие звуки в проанализированных ранее трёхзвуковых словах, вводится новое обозначение (красная фишка).
   На следующих занятиях дети узнают о согласных звуках, знакомятся с их артикуляцией, характеристикой по твёрдости-мягкости и их условным обозначением. В конце работы по усвоению звукового анализа графическая схема звукового состава слова не используется. Составление слова с помощью фишек ребята делают самостоятельно.
   Завершающий этап занятий предусматривает знакомство с буквой, которой обозначается изучаемый звук. Необходимо связать звуковой (фонетический) образ звука со зрительным (графическим) образом. Это возможно лишь тогда, когда дети будут чётко понимать, что главным отличием звука от буквы является то, что звук мы слышим и произносим, а букву видим и читаем.
    Можно много рассказывать о нашей работе, но главный её результат - дети, которые умеют правильно говорить, писать и читать.

Автор: 
Елена ИЛЬИНСКАЯ
воспитатель-логопед детского сада
Рубрика: 

Оставляя комментарий, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности на сайте.

Добавить комментарий

Наверх