Лента новостей
Статья17 июля 2012, 14:24

Физкультура личности

"Здоровый образ жизни", "Физкультура личности", "Физкультурная образованность", - эти понятия входят в нашу повседневную жизнь, составляя её неотъемлемую часть.
Именно в дошкольные годы, закладывается фундамент здоровья человека, формируются личностные качества, раскрываются способности ребенка.
Физкультурные мероприятия, утренняя гимнастика и просто подвижная игра имеют четкие правила, команды и уже сами по себе формируют у детей умение управлять своим поведением. Они приобретают способность к преодолению препятствий, умение выделить основной мотив и подчинить ему целую систему действий на протяжении довольно значительного промежутка времени. Например, чтобы возглавить эстафету, Владик старательно выполнял нелюбимые им упражнения со скакалкой.
Большие возможности в процессе физического воспитания появляются для развития самостоятельности. Ребенку предстоит самостоятельно одеться для утренней гимнастики, переодеться на физкультурное занятие, подготовить оборудование, выполнить различные упражнения и т.д. Но всегда ли мы используем эти возможности в полной мере? Часто ловлю себя на мысли: вот бросилась помогать малышу перейти по бревну, выполнить упражнение на гимнастической стенке, а ведь это он мог сделать самостоятельно. Чрезмерная опека мешает ребенку осознать свои возможности. Где уж говорить о развитии инициативности!
Инициативный ребенок умеет найти себе занятие, предложить интересное другим детям. И это можно широко использовать на занятиях физкультурой, во время утренней гимнастики, спортивного досуга, праздника. Но… вдруг ребенок предложит игру, не соответствующую этапу обучения. Надо вместе с детьми проанализировать это предложение на предмет практической значимости, но поиск выхода из ситуации оставить всё же за ними. При таком подходе у ребят будет формироваться разумная инициативность.
Директор института дошкольного образования и семейного воспитания РАО В. Кудрявцев и его коллега, кандидат педагогических наук Б. Егоров в своей работе "Развивающая педагогика оздоровления" убедительно доказывают, что и в области физического воспитания дошкольников реализация принципов развивающего образования не только необходима, но и возможна. Они предлагают формировать способность ребенка к творчеству (креативность). На первый взгляд может показаться: ну какое творчество может проявить дошкольник в беге, прыжках, наклонах и поворотах? Конечно, в его повседневной жизни имеют место самые разнообразные формы творческой активности. Дети самостоятельно создают множество вариантов известных движений, комбинируют их элементы в новые сочетания. Вот и воспитатель может предложить детям специальные игровые задания, выполняя которые ребята будут преодолевать стереотип действий (движений). Например, сегодня дети не передают мяч друг другу из-за головы, а пытаются нарисовать им контуры предметов (цветка, звезды и т.д.), раскрутить его на полу, как волчок, или же пронести его на голове вместо шляпы и др.
Все формы физического воспитания могут помочь развить в ребенке свободу поведения. Но как быть с чувством осторожности и предусмотрительности? Эти качества зависят от сформированности у малыша понимания причинно-следственных связей и отношений в самых различных ситуациях. Так, простудные заболевания очень часто зависят от нашего умения одеваться по погоде, с учетом характера предстоящей деятельности. Готовя оборудование для мероприятия, важно предусмотреть всё, что поможет избежать даже незначительной травмы. Тогда ребенок будет расти смелым, но осторожным.
Психологи рекомендуют разрешить детям всё, кроме четырех табу: "Не навреди другому человеку”; "Не навреди себе”; "Не навреди вещам, сделанным другими людьми”;"Не навреди окружающей природе”.
Это и будет той позитивной свободой, которую дети будут хорошо отличать от вседозволенности. Пусть им во всем сопутствует удача!

Автор:Галина Саликова