Лента новостей
Статья9 января 2013, 12:00

Елена Федорова: "Обрести гармонию..."

В театр приходят по-разному. Одни мечтают о сцене со школьной скамьи, другим этот путь подсказывает жизнь спустя годы, но выбор этот случайным не бывает. Актриса Елена Федорова в Тамбовском драматическом театре недавно отметила дату почти в четверть века служения. Не работы, а именно служения - так в театре принято говорить. И это уже не просто роли, а история времени больших перемен, несмотря на которые она сохраняет верность своему тамбовскому зрителю. А сегодня Елена поделилась с нами размышлениями о времени и о себе.

- Елена, ну а вы в детстве мечтали стать актрисой?
- Наверное, в детстве почти все испытывают дежурный набор мечтаний - стать артистом, космонавтом, теле- или поп-звездой, ну и тому подобное. Со временем это проходит, и люди спускаются с небес на землю. К счастью или к сожалению - это у всех по-разному. Я артисткой быть не мечтала, но танцевала - мама в балетную студию водила. Мне это дело просто нравилось и все. На севере, в маленьком городке Мурманской области, где мы жили, других развлечений, кроме Дома культуры, не было. Но кроме балетной студии там был еще народный театр, и мне было жутко интересно наблюдать, как на сцене не просто разыгрывались, а создавались спектакли. Я смотрела и очень хотела оказаться на месте какой-нибудь из героинь. Мне даже казалось, что я могу это лучше сыграть - не от самоуверенности, а от желания. Так все и закрутилось, а когда стала участвовать в постановках нашего маленького, но смелого на задумки народного театра, поняла - это мое, и ничего другого уже не надо.

- То есть вы решили стать актрисой не ради славы, а искусства ради? Ведь славу в провинциальном театре, по большому счету, не найдешь, разве не так?
- Я скажу банальную вещь, но если ты идешь в поход за славой, то это лучше не сюда. Дело в том, что мы тогда об этом и не задумывались. Мы просто учились, репетировали, играли в учебных постановках - это была наша жизнь, и мы ей радовались. И были счастливы. Это было по нынешним меркам очень бедное время. Конец «перестройки» - эпоха сплошного дефицита. Но в воздухе витала некая надежда, в искусстве рождалась невиданная ранее свобода самовыражения, и мы этим жили. Кстати, эта же атмосфера царила и в Тамбовском драмтеатре, когда я туда пришла. Не было у нас
никаких мыслей о славе - было просто интересно творить! Разве этого мало?

- Знаете, тамбовчане часто к своему тамбовскому относятся скептически, и театр был не исключением. Вы это чувствовали?
- Скептиком быть нетрудно, а сейчас даже модно. Но не зря нам одна из преподавателей говорила - во всем сначала надо стараться видеть хорошее. Тогда и то, к чему стремишься, будет легче удаваться. Нет, самокритика необходима, но не дай бог скатиться до самобичевания. Вот тогда теряется уверенность в возможностях театра, а главное вера в себя. И тогда наступает конец. Так вот, в те «ужасные» 90-е годы такая уверенность в силах театра у коллектива была.

- А как же материально нелегкая жизнь? Или художнику лучше оставаться голодным, как гласит известная поговорка?
- Не надо все понимать слишком буквально, но в той поговорке, наверное, тоже есть свой смысл. По крайней мере лично я прямой связи между материальным благополучием и творческим успехом актера не вижу. В 90-е было тяжело жить, но искусство спасало. Наверное, было больше романтики в душе, а потому и больше отдачи на сцене. Но что бы там ни говорили, а билетов на многие спектакли тогда перед началом уже не было в кассе. Значит, зритель и театр находили друг друга, а творческого подъема отрицать невозможно.

- Странно, но именно в последние, относительно «сытые», годы наш театр переживал не самые лучшие времена. На ваш взгляд как актрисы в чем причина?
- Можно перечислять много конкретных причин, но мне кажется, проблема глубже, она где-то в нас самих. Ведь «сытость» - понятие для творческого человека не только материальное. Сытость, убивающая творчество, рождается изнутри. Если ты идешь в театральные актеры, даже не обязательно в провинции, в надежде на приличную зарплату и удовлетворение своих амбиций, то ты ошибся профессией. Ну не зря же сказал Станиславский, что надо любить искусство в себе, а не себя в искусстве!

- А чехарда с главными режиссерами здесь разве не влияет?
- Думаю, очень даже влияет. Можно пригласить очень хорошего режиссера для постановки очень хорошего спектакля, но это не создаст хорошего театра. Ведь именно постоянный режиссер создает свой коллектив, где находит нишу для каждого актера и использует его индивидуальные возможности, позволяя актеру раскрыться каждый раз по-разному. Это очень нелегкая работа, но и результатом ее становится сильная труппа, настоящее творческое целое, которое может все. И чего Тамбовский театр достоин, потому что это выстрадал.

- Елена, вы играете в самых разных спектаклях. Среди них есть очень популярные, как, например, «Ханума», а есть, ну скажем, не кассовые, как «Последние». Не жалко ли вложенных в такой спектакль сил?
- Ни в коем случае! Вообще, кассовой может стать и не самая выдающаяся постановка, и наоборот. Но театр все же должен воспитывать вкус, однако не навязывая, а привлекая. «Ханума» - действительно настоящая удача театра, не зря она так долго живет на сцене. Но и «Последние», и «Мария» - это были работы, где актеры хотели глубже раскрыться, заставить зрителя задуматься. Вот сейчас мы репетируем, опять же, известную пьесу Горького «На дне», и в ней столько открывается того, что «не проходили в школе». Просто сейчас такое время, наверное, когда люди в театр часто идут, чтобы развлечься, а не задуматься. Время зависит от жизни. А жизнь, как известно, все же имеет свойство меняться. Как и времена!

- А вы не боитесь, что не сможете реализовать все свои актерские возможности?
- А все реализовать просто невозможно. И это хорошо! Потому что это стимул к совершенствованию, как ни странно. Ведь если ты всего достиг, то к чему стремиться? А возможности для этого надо использовать все. И они могут быть самыми разными. К примеру, участие в спектаклях Молодежного театра, где немного другая аудитория, и это очень интересно. Или поездки в наш подшефный интернат для сабослышащих детей. Они не сышат, что актер произносит, но все чувствуют по твоим жестам, глазам, по эмоциям твоим. И это дорогого стоит. И ради этого стоит работать, творить и жить, наконец…

- Елена, о чем вы мечтаете?
- Наверное, об этом мечтает каждый актер - обрести гармонию. На сцене и в жизни, хотя это для актера, пожалуй, одно и то же…

Автор:Виталий Полозов