Лента новостей
Статья10 февраля 2015, 11:40

Эх, путь-дорожка фронтовая…

Сколько их, бесконечно долгих, смертельно опасных, было в военной биографии жителя села Заворонежское Владимира Дмитриевича Заборовского…

Когда началась война, ему ещё не исполнилось 15 лет. Владимир к тому времени окончил семилетку, устроился на мебельную фабрику, а потом сменил профессию: сел за руль газогенераторной машины.
Обслуживание такой установки было сложным. К тому же при её эксплуатации нередко возникали проблемы пожарной безопасности. Но парень он был с характером, трудностей не боялся.
Выполняя боевую задачу…
В сентябре 43-го медицинской комиссией Владимир, которому исполнилось 17 лет, был признан годным к строевой службе. В январе 44-го он стал курсантом 12 учебного автомобильного полка, расположенного в Армении. Здесь он принял военную присягу. А в мае его направили в действующую армию на Ленинградский фронт в составе артиллерийской бригады.
Ехали через Маха­чкалу. Во время остановки, как вспоминает Владимир Дмитриевич, бойцов накормили рыбным супом и кашей с рыбой. Впервые за долгое время они наелись досыта.
В автошколе Забо­ровский прошёл обучение на знаменитом «Студебе­к­кере».
– Это были машины повышенной проходимости, – вспоминает Влади­мир Дмитриевич, – они не боялись ни песка, ни снега, ни раскисших грунтовых дорог… Настоящие автомобили-солдаты… Возили бойцов и снаряды, буксировали орудия и служили базой для легендарных «катюш». До сих пор не могу забыть, как сожгли мою первую машину…
Колонна с техникой и бойцами тогда попала под обстрел противника. Иду­щий впереди «Студе­беккер» подорвался на мине и перегородил дорогу другим.
– По одну сторону лес, – с волнением рассказывает Заборовский, – а с другой – лощина. С пригорка немцы ведут прицельный огонь. Негде было спрятать машину. Опытные водители сразу оценили ситуацию и выскочили из кабины, а я всё ждал чего-то. Мне кричат: «Бе­ги!», а я всё пытаюсь прорваться вперёд, газую… Не знаю, как остался жив.
Врезался в память и другой эпизод. Во время боя из орудийного расчёта в живых остался только один наводчик.
– Вижу, что на него идёт танк в лобовую атаку, а боец, настоящий герой, продолжает стрелять. Стоит насмерть. И тут танк выстрелил – и ни солдата, ни пушки… Страшная картина…
Румыния, Венгрия, Чехословакия, Австрия… Рядовой Забо­ровский на безотказном «Студебеккере» фронтовыми дорогами вёз свой расчёт вперёд, к долгожданной победе.
- Немцев в плен не брал, – говорит Владимир Дмитриевич, – самолёты вражеские не сбивал. Про­сто добросовестно выполнял боевую задачу.
Владимир Дмит­риевич, конечно, скромничает: он награждён медалью «За отвагу», название которой говорит само за себя, медалью «За победу над Герма­нией», орденом Оте­чественной войны второй степени.
После войны
После войны фронтовик вернулся в родное село Заворонежское. По контузии водителем уже не мог работать. Был плотником, каменщиком, строителем.
Женился, вырастил с женой Клавдией Григо­рьевной троих детей, дождались внуков и правнуков.
На пенсии времени свободного много, и Владимир Дмитриевич с удовольствием занялся рыбалкой и чтением.
– Люблю Чехова, – рассказывает ветеран, – перечитал по несколько раз все его произведения. И ведь что интересно: находил для себя что-то новое, переосмысливал прочитанное. «Вишнёвый сад», «Чайка» «Дама с собачкой», «Дядя Ваня»… А в повести «Моя жизнь» помните фразу: «Тля ест траву, ржа – железо, а лжа – душу». Как образно и точно сказано… Книги и сейчас читаю, как без них.
– Последние пять лет на рыбалку уже не хожу, – признаётся Заборовский. – Труд­новато стало. А книги читаю, как без них… И жду, когда будем отмечать юбилей Победы. Для меня это большой праздник. Должны дочь, внуки приехать в гости.
Хочу пожелать всем самого главного – мира, который мы завоевали в сорок пятом и должны отстоять сегодня.
Жду, когда будем отмечать юбилей Победы. Для меня это большой праздник… Хочу пожелать всем самого главного – мира, который мы завоевали в сорок пятом и должны отстоять сегодня.
Автор:Галина Свиридова. Фото автора