Лента новостей
Статья18 июля 2012, 13:18

Духовные пристани

«Сколько веры и любви
в молодом послушнике,
оставившем мир и все его прелести в тех летах,
когда они так обольщают человека, и посвятившем
себя Богу! Какое тихое
и торжественное
спокойствие в этой душе,
достигшей пристани!»

(Жерве)



Ярким июльским утром направлялась редакционная группа в притамбовское село Большая Липовица, родину преподобного Амвросия. Дорога шла по тем местам, где в былые годы проходил торговый тракт в сторону Воронежа, и была пустынной. И, если обратить свой взор в былое, то можно представить такой же знойной липень начала XIX века, извилистые речушки средней полосы России, путающиеся в кудряшки дубрав и золотые удивлённо-восторженные головки подсолнечника, кокетливо глядящие в голубую синь небес. Проехав по этому нерукотворному разноцветному ковру, сотканному руками матушки-природы, въезжаем в Липовицу…

В этот год Тамбовщина отмечена чередой знаменательных событий и юбилеев, один из которых - 200-летие со дня рождения преподобного Амвросия, одного из самых почитаемых старцев Оптинской пустыни. Два духовных причала связует старец Амвросий: свою малую родину - Большую Липовицу - и великую светозарную Оптину пустынь.
Остовом, хребтом любого русского поселения был храм. В природном убранстве тенистых липовых дерев стояла в 30-е годы прошлого века на самом высоком месте Троицкая церковь, в которой служил отец будущего старца Амвросия, и в которой был крещён сын младший Александр. Она была воздвигнута на народные средства, имела богатый иконостас, а окна были украшены искусными мозаичными витражами. Службы вели три священника, а штат храма состоял из 11 человек. К великому сожалению, храм был разрушен не временем, а людьми; хорошо, что хотя бы не сравнен с землёй, а на остатках фундамента, как на корнях, уже возведён красавец Троицкий Собор.
О веке минувшем, о современном возрождении былой красоты храмового строения рассказывал священник отец Максим (Авхадеев). В храме бережно хранится рисунок былой сельской Троицкой церкви.
Как и полагается, праздничный день начался с праздничной службы в помещении, пока что приспособленном под церковь. Службу провёл Владыка Федосий, епископ Тамбовский и Мичуринский, трудами, заботами, а, главное, молитвами которого с 2006 года практически с нуля начаты работы по возрождению одного из выдающихся мест российской духовной культуры. Сослужали Владыке Феодосию священники многих притамбовских храмов - сёл Беломестная Криуша, Большая Липовица, Куксово, Донское, Малиновка, а также благочинный протоиерей Владимир (Кленин).
Разделить радость от духовного праздника приехали прихожане из близлежащих сёл, воспитанники воскресной школы Никольской церкви села Бокино со своими педагогами, родителями и мы, редакционная группа еженедельника «Притамбовье». Все желающие могли познакомиться с выставкой публикационных работ, посвящённых преподобному старцу и его духовному наследию, стать соучастниками музыкально-поэтической композиции воспитанников воскресной школы, а также заслушать творческие и исследовательские выступления священников и педагогов о жизни и трудах старца Амвросия.

P.S. Предлагаем вашему вниманию выступления, мнения, размышления о жизни Преподобного, его наследии, советы, очень актуальные в наше время.

«Мы все уйдём, людей бессмертных нет,
И это всё известно и не ново,
Но мы живём, чтобы оставить след:
Дом иль тропинку, дерево иль Слово…»



Наш первый собеседник -
иерей Димитрий (Смольянинов),
священник Успенской церкви села Тулиновка


Великий Оптинский старец иеросхимонах Амвросий родился в день памяти святого Александра Невского 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в семье священника. При крещении новорождённому дано было имя Александр в честь святого благоверного князя.
В детстве Александр был очень бойкий, весёлый и смышлёный мальчик. По обычаю того времени учился он читать по славянскому букварю, Часослову и Псалтири. Каждый праздник он вместе с отцом пел и читал на клиросе. Он никогда не видал и не слышал ничего худого, так как воспитывался в строго церковной и религиозной среде.
Когда мальчику исполнилось 12 лет, родители определили его в первый класс Тамбовского духовного училища, по окончании которого в 1830 году он поступил в Тамбовскую духовную семинарию. И в училище, и в семинарии, благодаря своим богатым способностям, Александр Гренков учился очень хорошо. В семинарии любимым занятием Александра было изучение Св.Писания, богословских, исторических и словесных наук. За год до окончания он тяжко заболел. Надежды на поправление почти не было, и он дал обет в случае выздоровления пойти в монастырь.
А в 1838 году освободилось место наставника духовного училища в Липецке, и он занял эту должность. В 1839 году в Троекурово Александр познакомился с затворником о.Иларионом, который дал ему вполне определённое указание: «Иди в Оптину, ты там нужен». Через некоторое время он твёрдо решил идти в монастырь, но опасаясь, что уговоры родных и знакомых поколеблют его решение, он тайно от всех 8 октября 1839 года бежит в Оптину.
Впоследствии 2-го апреля 1840 года последовал указ Калужской духовной консистории об определении Александра Михайловича Гренкова в число братства, и вскоре он был одет в монашеское одеяние.
В ноябре 1840-го Александра Гренкова перевели из монастыря в скит, где он был под ближайшим руководством старца Макария. Общаясь со старцем, он говорил ему о своём душевном состоянии и получал мудрые советы, как поступить в искусительных случаях. Цель была одна: чтобы не искушение побеждало человека, а чтобы человек побеждал искушение.
В 1842 году, 29 ноября, он был пострижен в мантию и наречён Амвросием, во имя свт.Амвросия, епископа Медиоланского. Затем последовало иеродиаконство. В конце 1845 года для посвящения в иеромонаха о.Амвросий поехал в Калугу. От холода и изнурительного поста он сильно заболел и уже никогда не мог поправиться по-настоящему.
Повседневная жизнь старца Амвросия начиналась с келейного правила. Для слушания утреннего правила поначалу он вставал в 4 часа утра, звонил в звонок, на который являлись к нему келейники и прочитывали молитвы, положенные на сей день.
После молитвы и чаепития начинался трудовой день с небольшим перерывом на обед. За едой келейники продолжали задавать вопросы по поручению посетителей. Но иногда, чтобы сколько-нибудь облегчить отуманенную голову, старец приказывал прочесть себе одну или две басни Крылова. После некоторого отдыха напряжённый труд возобновлялся - и так до глубокого вечера. Несмотря на крайнюю болезненность старца, день всегда заканчивался вечерними молитвенными правилами, состоявшими из малого повечерия, канона Ангелу Хранителю и вечерних молитв.
Так было до 1846 года, когда после нового приступа своего недуга о.Амвросий был вынужден по болезни выйти за штат, будучи признан неспособным к послушаниям, с тех пор уже не мог совершать литургии; еле передвигался, не выносил холода и сквозняков. Пищу употреблял жидкую, вкушал очень мало.
Несмотря на это, он не только не скорбел о своих болезнях, но даже считал их необходимыми для своего духовного преуспевания. В это время на него была возложена переводческая работа, приготовление к изданию святоотеческих книг. Им была переведена на лёгкий общепонятный славянский язык «Лествица» Иоанна, игумена Синайского.
Через два года старца постигла новая болезнь. Здоровье его совсем ослабело. С тех пор он уже не мог ходить в храм Божий и должен был причащаться в келлии. И такие тяжёлые ухудшения повторялись не раз.
По любви к Богу о.Амвросий покинул мир и стал на путь нравственного совершенствования. Нищета духовная, или смирение было основой всей подвижнической жизни старца Амвросия.
Старец пишет, что нужно обращать особое внимание на воспитание детей в страхе Божием. Без внушения страха Божия, чем детей ни занимай, ничто не принесёт желаемых плодов в отношении доброй нравственности и благоустроенной жизни.
Немало обращалось к старцу Амвросию с прошением его святых молитв об исцелении от тяжких болезней и большей частью в крайних случаях, когда врачебное искусство оказывалось бессильным. В таких случаях старец чаще всего советовал воспользоваться таинством елеосвящения, через которое болящие нередко исцелялись. Во всех же вообще болезнях старец назначал служить молебен пред местными чудотворными иконами. Старец по возможности склонял некоторых благочестивых состоятельных лиц к устроению женских общин, по его благословению устроилась благотворителями Пятницкая община в Воронеже.
Последняя женская обитель, над которой старец Амвросий особенно потрудился, была Шамординская Казанская община. В ней он провёл последние дни жизни. Болезнь постепенно прогрессировала. Вскоре всем стало ясно, что старец умирает. 10 октября 1891 года он умер. Ко дню погребения в Шамордино скопилось до восьми тысяч народу. После литургии епископ Виталий в сослужении тридцати священнослужителей совершил чин отпевания.
Погребен был старец Амвросий рядом со своими предшественниками по старчеству о.Макарием. К лику святых угодников Божиих старец Амвросий был причислен на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году.

Что вы благое посеете в душах своих детей в их юности, то может после прозябнуть в сердцах их, когда они придут в зрелое мужество, после горьких школьных и современных испытаний, которыми нередко обламываются ветви благого домашнего христианского воспитания (2, ч.1, с.102). Детей вы обязаны учить, а от детей сами должны учиться, по сказанному от Самого Господа: «Ащё не будете, яко дети, не внидите в Царствие Небесное» (Мф. 18, 3). А святой апостол Павел протолковал это так: «Не дети бывайте умом, но злобою младенчествуйте; умы же совершении бывайте» (1 Кор. 14, 20) (2, ч.1, с.196).


Особую значимость советы праведного старца по воспитанию детей приобрели в наши дни.
Об этом рассказывает Марина Черепанова, преподаватель воскресной школы в селе Бокино


И педагоги, и психологи, и политики приходят к единому мнению - возрождение России невозможно без возрождения её духовного, культурного и исторического наследия. Благое время - время духовного возрождения нашего Отечества, требует от нас особо бережного отношения к подрастающему поколению, прежде всего в образовательной области, поскольку «Подлинное образование - это выведение человека из темноты духовной к свету разумного сознания. Образованность определяется в первую очередь умением осмыслить явления собственной духовной жизни. Она благодетельна, если действует в должном направлении. Образование призвано наметить правильные ориентиры, подвести к истинному пути, на котором душа человеческая может безопасно развиваться, достигать и зрелости совершенства», - говорил Алексий II, Патриарх Московский и Всея Руси.
Образование нравственное, умственное, без веры невозможно. Безбожие мертвит, убивает дух человеческий, а вера, и только вера, животворит его, соединяя с Богом. Только вера нисходит в самое сердце человека и возбуждает в нём готовность, одушевляет его твёрдостью - жертвовать всем для добра. Потому воспитание религиозное должно начинаться никак не позже умственного или нравственного воспитания. Образованию ума должно предшествовать воспитание сердца. Наполнение ума только одними знаниями без должного развития нравственно-духовной стороны человеческой личности создаёт опасность соблазнов увлечения детей, молодых людей пагубными влияниями, особенно в наш век высоких технологий.
Душу ребёнка очень легко соблазнить, она так проста, так восприимчива, у ребёнка нет опыта, и наши дети очень легко поддаются пороку. Жестокость, циничность и даже развращённость детей, которым всего 10-12 лет, просто пугает, в наш обиход прочно вошли выражения: «детская преступность», «детская наркомания», другие им подобные выражения. А ведь дети - наше будущее, от того, какими они вырастут, зависит и то, какой станет завтра наша Родина - бездуховной пустыней или возрождённой Святой Русью.
К сожалению, почти во всех светских школах предметы обучения, вследствие пережитого безбожного времени, до сих пор преподаются сугубо атеистически, учебники, по которым учатся дети, написаны без учёта того, что, например, русская литература, имеющая высочайшую духовную ценность всемирного значения, создавалась людьми православного вероисповедания, что великие научные открытия в разных областях знания делались глубоко верующими учёными, что государство Российское - государство изначально православное. Россия родилась в крещенской купели равноапостольного князя Владимира, создавалась, укреплялась по духовным основаниям, прежде всего, Православия, история нашего государства - это суть история Православия. Игнорировать это означает только одно - говорить неправду, более того - воспитывать в неправде детей.
Сказано Господом: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18:6).
Наша молодёжь, зачастую испытывая тяжелейшие проблемы, как морального, так и духовного характера, тем не менее, неуклонно стремится к духовному возрастанию, зачастую увлекая за собой и своих родителей, воспитанных в атеизме, и это даёт нам твёрдое основание верить в духовное возрождение нашего Отечества. Бывает и наоборот - юное поколение возрастает, не зная ни историю своей страны, ни её духовных основ. Но так растёт трава в поле. Необходимо научить молодёжь давать достойные ответы на лукавые вопросы безбожного мира. Без духовного основания не может устоять никто.
Для каждого образованного и непредубеждённого человека эти два понятия - «история русской Православной Церкви» и «история России» - являются практически тождественными.
Знаем мы и о значении монашества в деле созидания русской духовной культуры. Монашество - цвет православного христианства. Но цветом самого монашества, лучшим его выражением являлось Благодатное старчество - одно из высочайших достижений духовной жизни Церкви, это - венец её духовных подвигов. Ещё в середине XIX века русский мыслитель И.В.Киреевский утверждал: чтобы узнать основательно дух христианства, необходимо познакомиться с монашеством, и в этом случае лучше Оптиной пустыни не найти, ибо здесь процветает старчество. Что же такое - старчество, и в чём его сущность? Вопрос отнюдь не праздный, если мы желаем хотя бы приблизиться к пониманию того, каким духовным сокровищем мы обладаем. Справедливее было бы сказать - пренебрегаем...
И сегодня, когда современное образование обращается к православной традиции, как актуально звучат святоотеческие наставления Амвросия Оптинского, обращённые к нам родителям и педагогам. Своим духовным чадам Амвросий Оптинский в деле воспитания давал такие наставления: «Ещё в Ветхом Завете сказано: «Сын ненаказанный скорбь отцу и печаль матери» (Ср.: Притч. 17, 25), то есть сын, не наставленный в страхе Божием и законе Господнем. В настоящее время многие родители детей своих учат многому, часто ненужному и неполезному, но не радят о том, чтобы наставлять детей страху Божию и исполнению заповедей Божиих, и соблюдению постановлений Единой Соборной Апостольской Церкви, отчего дети большею частью, бывают, непокорны и непочтительны к родителям, и для себя, и для отечества непотребны, иногда и зловредны (2, ч.2, с.58). Вас тяготит забота, как дать детям вашим христианское воспитание, и выражаете эту заботу так: «Всякий день на опыте вижу, что не имею достаточно твёрдости к исполнению долга по совести, и чувствую себя весьма неспособною сложить душу человека по образу и по подобию Божественного учения». Последняя мысль выражена очень сильно и относится более к содействию и к помощи Божией, а для вас довольно будет и того, если вы позаботитесь воспитать детей своих в страхе Божием, внушить им православное понятие и благонамеренными наставлениями оградить их от понятий, чуждых Православной Церкви.
Таким образом, изучение трудов оптинского старца преподобного Амвросия и его святоотеческого наследия, позволяет нам с уверенностью сказать, что душа его была озарена Божественной благодатью, которая как из обильного источника изливалась на души всех, притекавших к его духовному окормлению. Старец Амвросий являет собой изумительный пример для подражания всем, ищущим спасения. В образе этого великого старца запечатлевается высокий и ясный ум, непреклонная воля и любвеобильное сердце. Всю свою жизнь он стремился достигнуть одной главной цели - стяжать в своей душе Царство Божие и научить ближних, как достигать его. Отец Амвросий был не только великим проповедником Царствия Христова, но и живым носителем этого Царствия.
Старец не только звал к свету и обновлению духовному, но и сам был светильником, который светил и привлекал всех, кто желал идти по стопам Спасителя. Полный глубокого смирения иеросхимонах Амвросий вместе с тем исполнен был и бесконечной самоотверженной любви к ближним. Под животворными лучами этой божественной любви смирялось всякое горделивое сердце; холодные и окаменелые проливали благодатные слёзы; колеблющиеся утверждались и возвращались на твёрдый и истинный путь. Всякий, кто только соприкасался с этим дивным старцем, уходил от него жизнерадостным и утешенным. Он настолько был богат духовным опытом, что приходили к нему многие мужи, славные житейской мудростью, чтобы поучиться у простого монаха высшей науке - умению жить по-христиански. Ни в одной приёмной комнате знатных особ не перебывало столько людей, сколько побывало их в тесной келии этого старца. Ни от кого не получено столько советов письменных и устных, сколько их дал отец Амвросий.
Оптинский старец Амвросий воистину был одним из глубочайших знатоков сокровеннейших движений душ человеческих, опытнейшим врачевателем духовных недугов, мудрым и любвеобильным наставником. Его письма, дошедшие до нас, являются прекрасным руководством всем, идущим ко спасению. Они раскрывают полную и ясную картину внутренней, духовной жизни человека, указывают ему высшую цель - Царство Небесное и пути достижения его. Письма старца содержат редкое сокровище духовного опыта. В них почти каждая строка дышит красотой христианского смирения и божественной любви. В этих великих христианских добродетелях наиболее преуспел сам отец Амвросий. Святоотеческое наследие иеросхимонаха Амвросия и в настоящее время является немеркнущим светом вразумления, назидания и увещания для всех, стремящихся к блаженной вечности. Никогда не угаснет в народном сознании память об этом великом молитвеннике земли Русской. Поистине к нему приложимы слова ветхозаветного мужа, сказавшего: «Восхвалят разум его мнози, и до века не погибнет: не отидет память его, и имя его поживёт в роды родов: премудрость его поведят языцы, и хвалу его исповесть Церковь» (Сирах. 39. 11-13).
На всех нас лежит колоссальная ответственность за воспитание будущего поколения, ведь сегодня перед православными людьми стоят огромные по своей важности задачи осмысления русской национальной культуры, русской истории, русской литературы. Россия нужна не только самой себе, но и всему миру, как Россия Феофана Грека, Андрея Рублёва, Пушкина, Достоевского, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, иеросхимонаха Амвросия Оптинского.

Продолжение - в ближайшем номере.
Автор:Подготовила Ирина Теплякова