/images/ad-victory.jpg

Дорога домой

« Наше слово »
31
от
Вторник, 28 июля, 2015 (Весь день)
1631
http://www.top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2015/07/28/top68.ru-doroga-domoi-59666.jpg?itok=k19_hsbx

Центром культурного притяжения в середине июля этого года стало село Гололобовка. Здесь состоялось удивительное событие – возвращение почти сто тридцать лет спустя на свою малую родину художника Дмитрия Панина.

Наши имена
 
…Небо то хмурилось, роняя капли-слёзы, то улыбалось пробившимися сквозь сгрудившиеся тучи лучами солнца. Кортеж из нескольких автомобилей покинул город и направился к одному из самых отда­лённых сёл Мичуринского района. Минут сорок любования неброскими пейзажами родной природы – и мы подъезжаем к конечному пункту назначения.
 
Скромное, сдержанно-строгое двухэтажное здание в пышной раме зеленокудрых ветвей деревьев, вывеска с традиционной надписью «Добро пожаловать» без лишних слов сообщают, что подъехали мы к школе. В самом малочисленном в области (с первого по одиннадцатый класс грызут гранит науки здесь около сорока учеников) среднем образовательном учебном заведении гостей встречают с радостными улыбками. В просто­рном холле, приспособленном для проведения торжеств и вечеров, спешно расставляют дополнительные стульчики. Школьники вытянулись в струнку вдоль стены, баянист в компании разряженных в кокошники и яркие сарафаны спутниц занял центральную позицию.
 
Предшествовала этой праздничной эпопее долгая серьёзная подготовка по воплощению в жизнь сложной, но прекрасной цели – создания в гололобовской школе музея преданного друга А.М. Ге­расимова художника Дмитрия Па­нина. Идея увековечить память долгое время спрятанного в тени своего гур­у и незаслуженно под­­забытого живописца на его малой родине возникла у директора Музея-усадьбы А.М. Ге­­расимова Тамары Во­­ро­но­вой. А у Тамары Ильи­­­­ничны так: если за­дума­но – сделано! Пред­ло­жение о создании школьно­й экспозиции в Гололобовке го­­­рячо поддержала дочь Па­­­­нина – уроженка Ми­чуринска, а ныне москвичка Надежда Асмо­лова. Окончательное «музею быть!» было сказано летом прошлого года, когда учитель технологии и мировой художественной культуры из Гололобовки Ирина Бор­зых нашла и предоставила Тамаре Вороновой документ девятнадцатого век­а, сообщающий о дате рож­­­­дения Дмитрия Роди­оновича, а также имена его родителей и крёстных. Запись в метри­ческой книге Предтеченской це­­рк­ви с. Гололобовки Козловского уезда вдохновила и окрылила. Началась кропотливая работа по оформлению стендов с информацией о творческом пути живописца, его жизни, родне, а также по созданию факсимильных репро­дукций панинских поло­­тен. Самое не­посред­­ственное и живое участие во всём этом приняла дочь художника.
 
С папой и без него
 
Для Надежды Дмит­риевны воспоминания об отце всегда тёплые, нежные и грустные. В детстве папу она видела лишь изредка. Приезда главы семейства в семье ждали с большим нетерпением. С его появлением дом наполнялся запахом табака и ощущением праздника. В памяти Асмоловой бережно хранятся картинки из детства. Папа сажает разомлевшую от счастья девочку на колени, достаёт большие красочно иллюст­риро­ванные книги о живописи и архитектуре, неспешно перелистывает страницы, что-то рассказывает, улыбается, гладит по голове. Так повторяется несколько дней. А потом переполне­нное до краёв чувство радости сменяется опус­­тошением, тоской. Сердечко ребёнка разрывается от горя и несправедливости: дорогой и го­рячо любимый человек снова исчезает.
 
Надежда полностью соответствовала своему имени, оправдывая возложенные на неё родителями надежды. Училась в школе № 1 на «отлично», занималась спортом, участвовала в соревнованиях по волейболу. После школы поступила в медицинский институт в Москве, вышла замуж за молодого человека (ныне он первый заместитель генерального директора концерна «Энергоатом» В.Г. Ас­молов), родила сына, назвала в честь папы Димой, трудилась судмедэкспертом и всё это время думала об отце, изучала его биографию.
 
Служение Герасимову
 
Дмитрий Родионович Панин родился в мае 1886 года в Гололобовке. Мама жи­­вописца Акулина Дми­триевна служила прислугой у господ. Хозяева увлекались коллекционированием картин. Мальчика привле­кали кажущиеся волшебными полотна. А рука так и тянулась к карандашу – нарисовать на клочке бумаги что-нибудь своё.
 
В начале двадцатого века семья Паниных переехала из Гололобовки в Коз­лов. Ху­дожественный талант привёл Дмитрия в школу С.И. Криволуцкого. В ней он и поз­­­­­накомился с Гера­симо­вым. Затем их дороги разошлись, чтобы пото­м соединиться вновь. По рекомендации Кри­волуцкого Алексей Михай­лович уехал поступать в Московское училищ­е живописи, ваяния и зодчест­ва. Панин же про­должи­л образование в Харь­ковском художественном училище. На каникулах они встречались.
 
Вернувшись с фронта Первой мировой войны молодой в ту пору выпускник мос­­ков­­ского училища Алек­сандр Герасимов организовывает в Козлове комму­ну творчества козлов­ски­­х художников. Неу­дивительно, что Дмитрий Родионович одним из первых вошёл в неё. Коммунары писали плакаты, лозунги, транспаранты, панно, кинорекламу, устраивали художественные выставки и ездили с ними по де­ревня­м, где зарождались сель­­ские клубы.
 
В течение нескольких лет Панин и Герасимов трудили­сь декораторами в Козловском театре. Затем Александр Михайлович уезжает в Мос­кву, Панин же преподаёт рисование в нескольких школах и творит сам. Однако ­денег не хватает, жить при­­­­ходится впроголодь. А ведь у художника есть семья. В 1934 году Герасимов уговаривает своего соратника переехать к нему в Москву. Времена были тяжёлые. Дмитрий Родионович соглашается, оставив в Ми­чу­ринске супругу с дочками, и отправляется в столицу. Он поселяется за ширмой в мастерской уже снискавшего знаменитость в СССР художника, получает небольшое жалование, служит ему верой и правдой, выполняя все поручения.
 
Местные должны знать своих героев
 
«Точь-в-точь! – подтвер­ждает слова, некогда выска­занные биографом Ге­ра­­­­­­­­­­си­мова, прибывшая в Го­ло­­­­­­­­ло­бовку Тамара Во­­­­­ронова. – У нас в музее есть несколько панинских пов­­торов карти­н Александра Ми­хайловича, написанных один в один. Удивительно, настолько сильно Дмитрий Родио­нович проникся творчеством своего друга и изу­­чи­л его почерк». Обращаясь к собравшимся, Тамара Ильинична заявила: «Я надеюсь, что этот музей будет филиалом Му­зея-усадьбы А.М. Ге­ра­си­мова, и мы будем ему и дальше вся­­­­чески помогать. Местные жители должны знать своих героев».
 
Не сдерживая волнения, выступала приехавшая из Москвы вместе с другом семьи Галиной Колтышевой дочь Панина Надежда Ас­молова. 
 
Фамилия Панины в Го­лолобовке встречается очень часто. Было выяснено, что все жители с этой фамилией находятся друг с другом в определённом родстве. Не исключено, что они из одного рода с художником. А потому вполне символично, что первую экскурсию по школьной экспозиции музея директор учебного заведения Елена Мурай доверил­а провести одиннадцатикласснице Светлане Паниной. Интересному рассказу предшествовал замечательный концерт, затем перерезали красную ленточку. Право совершить символический акт, тем самым дав жизнь новому музею, предоставили доче­ри живописца Надежде Па­­­­ни­ной и главе Ми­чурин­ского района Сергею Щу­кину. 
 
Пришла пора покинуть Гололобовку с её гостеприимными и хлебосольными жителями. Педагоги на прощание пригласили всех навестить их снова, теперь через год. В 2016-м здесь будут отмечаться две важные даты: юбилей школы и 130-летие со дня рождения Д.Р. Панина. А Тамара Ильи­нична уже делится своими новыми планами: создание ещё одного музея – теперь уже художника В.И. Ха­барова на его малой родине – в селе Заво­ронежском. Ду­мается, с её энтузиазмом и при хорошей поддержке идея эта непременно осуществится!
 

Фото автора 
 
 
 
 
Автор: 
Юлия ГОЛЫШКИНА
Читайте также:
Наверх