Лента новостей
Статья25 мая 2011, 15:52

Дамское счастье

- Не могу без шопинга! Как только у меня настроение портится, первое средство его поправить - пройтись по магазинам, купить себе что-нибудь этакое…
- Что, например?
- Ну пока не знаю, там видно будет, на чем глаз остановится. Мне перчатки нужны и шляпка новая.
Две, одетые почти по последней моде, подруги громко беседовали в городском общественном транспорте. Магазины областного центра манили переливами иллюминации, модницам было куда пойти разгуляться. Меня туда привели в праздничные дни, собственно, те же заботы - купить что-нибудь в подарок внучке. Невольно подумалось: у нас в Инжавине особенно не разгуляешься, да и финансы не позволят. Нам хотя бы необходимое приобрести, чтобы пришлось к душе, и настроение себе при этом не испортить.
Хотя в последнее время у нас на рынке и центральной площади магазинчики выросли, как грибы, есть и большие универмаги, выбрать нужное порой бывает непросто. Какой уж тут шопинг!
Захожу в один из небольших таких магазинчиков, хочу подобрать кое-что из парфюма, самого необходимого повседневно. Продавец с унылым лицом подает флаконы с дезодорантами, туалетной водой… Претензий к нему почти нет - тут при выборе роль играет прежде всего свой вкус, хотя совет профессионала услышать, не скрою, хотелось бы. А вот при выборе кремов для лица, рук, косметики - так уж обязательно. Сейчас столько новинок появляется, не успеваешь сориентироваться. Тем более, если хочется кому-то из близких сделать подарок. Но мои вопросы остаются практически без ответа. Просьбы выполняются, однако создается впечатление, что человеку по ту сторону прилавка все это в тягость. Покупатель невольно чувствует себя виноватым в том, что обременяет его своими просьбами. А также понимает - тот попросту некомпетентен, работая с этой группой товаров, и, видимо, человек в торговле совершенно случайный, новый.
А уж как нужны советы при покупке более серьезных вещей! Например, хозяйственной группы. Иной раз не знаешь, какая краска, линолеум, клей, предпочтительнее по своему качеству и цели использования, затрудняешься при подборе обоев. Выбор огромный, но рядовой покупатель, а таких большинство, может и растеряться. Тут совет продавца, разбирающегося в ассортименте, обладающего широкой информацией, приветливого, располагающего к себе, играет очень большую роль. Когда-то этому обучали в техникумах и колледжах, профессия товароведа была одной из престижных. Сейчас зачастую обслуживать покупателей приходят люди с весьма поверхностными знаниями в этой области. Кто-то своим упорством и трудом приобретает нужные знания, а иной относится к исполнению обязанностей формально.
Не чувствуется заинтересованности в результате работы. Кто при этом виноват, какие за этим скрываются подводные рифы, судить не беремся. Только невольно такие моменты ассоциируются в памяти с временами двадцати и более летней давности. Вот с такими же кислым и равнодушным видом нас часто обслуживали в советских универмагах.
Одни от усталости - целый день на ногах, очереди за товарами и продуктами были бесконечные, покупатели нервничали, что им не достанется, выговаривали за медленное обслуживание, а грубили взаимно. Другие - от понимания своей исключительности - у них имеется доступ к дефициту, который припрятан для нужных людей. Они, так сказать, люди белой кости.
Сейчас же, казалось бы, дело обстоит совершено иначе, в магазинах изобилие товаров. В нас, покупателях, предприниматели и те, кто работает там по найму, реализовывает эти самые товары, должны быть заинтересованы. А значит, делать все для того, чтобы мы приходили за покупками именно в полюбившийся магазин, как из-за ассортимента, так и благодаря высокой культуре обслуживания.
Какие при этом у продавца должны быть стимулы, решать не нам, а тем, кто занимается торговлей. Увольнениями, а значит и бесконечной сменой кадров, тут, думается, дело не решить. Потому что на место одного, только ознакомившегося со своими обязанностями работника, придет другой, более некомпетентный, которому еще только предстоит освоиться. Покупатель опять будет внакладе. Да и предприниматель от этого не выиграет.
Наказание рублем? Тоже не всегда эффективно. Человек с этого места работы просто со временем уйдет сам. Даже при нашем довольно скудном рынке труда будет искать другое место. Где более комфортные условия работы и более гибкая система поощрения. Да-да, именно поощрение рублем может сработать!
Статья эта неслучайно названа “Дамское счастье” - по названию романа Эмиля Золя. Написаный на заре становления капитализма во Франции, этот роман повествует об острой конкурентной борьбе зарождающихся крупных торговых предприятий с малыми. “Дамское счастье” - название одного из универсамов того времени, своего рода супермаркета. В нем, как можно судить уже по названию, все товары были исключительно для женщин, но суть не в этом. Для нас сегодня представляет интерес, как велась там торговля, как умело заинтересовывали продавцы покупательниц, раскладывая товары и убеждая в их нужности, качестве.
Это срабатывало на сто процентов. Обладательницы толстых кошельков не скупились на траты и буквально разоряли своих мужей.
У нас ныне та же стадия становления капитализма, вернее, совершенствования рыночных отношений. Разумеется, никому не хочется, чтобы его семейный бюджет расходовался попусту, так как наши доходы, по сравнению не только с модницами Франции, но и многими соотечественницами, преуспевающими в бизнесе, весьма скромные. А вот, чтобы обслуживали нас в магазинах более цивилизованно, хотелось бы. Чтобы, придя в торговое предприятие, чувствовали, что нам искренне рады, люди, реализующие товар, могли дать компетентные советы. Чтобы покупка не заставляла потом плакать по поводу напрасных трат, причиненного ущерба или от обиды из-за обмана, главное - не нанесла вреда здоровью. Словом, чтобы рынок торговых услуг был по-настоящему цивилизованный. Это составная часть не только дамского - семейного счастья.

Автор:Любовь Пьянова