Лента новостей
Статья21 января 2014, 18:00

Чтобы знали и помнили!

Отзыв о прочитанной книге
«История Инжавинского района на страницах газеты»

ВЫХОД в свет любого издания - это значительное событие, а появление книги о родном крае- настоящий праздник, гордость за простых людей, наших земляков.
Издание I тома «История Инжавинского района на страницах газеты» вызвало, во-первых, одобрение и благодарность её составителям - журналистам районной газеты. Во-вторых, еще при чтении отдельных публикаций на страницах нашей газеты уже возникала мысль: хорошо было бы соединить все в одну книгу. И что же? Соединили, выбрали и расставили необходимый материал в хронологическом порядке - получилась прекрасная книга, настоящая история Инжавинского района советского времени. Открывает книгу стихотворение И. Савельева, ставшее эпиграфом к первому тому, переполненное чувством патриотизма:
Инжавино! Тамбовщина
родная!
Я пред тобою до конца
в долгу!

На следующей странице - обращение главы Инжавинского района А. Попова, который указывает на то, что «со временем многое меняется, но неизменным остается одно - строгость, взыскательность жителей района к действиям местной власти и высокое качество публикаций в нашей газете».
Главный редактор В. Топорков, предваряя описание исторических событий, сожалеет, что не все номера газет разных лет сохранились и чтоб восполнить пробелы, редакция использовала архивные источники и уникальные документы, многие из которых раньше были засекречены. «Книга станет интересной… для каждого патриота своей малой родины, - пишет В. Топорков в предисловии, - неудивительно, что газетные строки становятся ценными для потомков и спустя десятилетия. В них история жизни нашего района, наших отцов и матерей, дедов и прадедов… И главный герой в ней - человек труда». И на нашей земле можно найти себя и реализовать свои планы.
Вышедшая в свет книга - настоящее проявление патриотизма. Это собрание сочинений репортеров разных лет краеведческой направленности. Какая цель? Чтобы знали, чтобы помнили, чтобы отличали правду от вымысла. И главное, что мы прочтем между строк? Какие размышления вызовет прочтение? И если молодой человек спросил в редакции: «При чем здесь доярки?» - это не значит, что ему не интересна история родного края. Просто он - дитя перестройки, у него появились вопросы, теперь пусть сам ищет ответы. И роль книги здесь очевидна - именно она толкает на поиск. В ней можно проследить историю каждого населенного пункта нашего района. На ее страницах находишь известные всем названия сел и деревень, хорошо знакомые фамилии и имена своих родственников, учителей, руководителей, знакомых. Тут же вспоминаются события прошлой жизни. Местным краеведам открывается широкое поле для работы: им предстоит выбрать сведения о своем селе и, если потребуется, восполнить пробелы. Полезной окажется поисковая деятельность школьных музеев и кружков, возрастет ценность сборников воспоминаний старожилов села и фотодокументов. В результате получится летопись. Сельская администрация разместит историческую справку населенных пунктов на своих сайтах. Информация станет доступной для сельчан, если это дело станет приоритетным. И тогда книга вызовет интерес не только у старшего поколения, но и у молодежи.
Внимательно прочитав страницы книги, мы узнали, что писали в былые времена в газете о нашем селе. Выбрав факты из прошлой жизни односельчан, мы получили историю с. Трескино Калугинского сельского совета на страницах газеты.

ОТКРЫВАЕТСЯ журналистская летопись повествованием грозных лет 1920 - 1921 гг. по рассказам старожилов Инжавино. Это было советское время и, конечно, крестьянское восстание было представлено однобоко - глазами ЦК партии. В 1996 г. вышел Указ Президента РФ № 931 «О крестьянском восстании 1918 - 1922 гг.», согласно которому реабилитированы дети, родственники тех, кто был объявлен мятежниками. Прошло 90 лет, а вопросов еще остается много. Точку ставить рано.
Многие читали романы Н.Вирты, А. Стрыгина, документальные очерки В. Самошкина. В этих книгах описаны реальные события, которые разворачивались на нашей земле. Но мудрее всех писателей оказался, на мой взгляд, Александр Солженицын (он бывал в нашей местности в начале 70-х): у него под «красное колесо» истории попали все: и белые, и красные, и зеленые, и помещики, и крестьяне… В рассказе “Эго” события стремительно развиваются по географии мятежа и по времени. Писатель упоминает сёла и деревни нашего края: «Павел Васильевич (Эктов) поехал на телеге знакомого мужика запастись продуктами: из Каравайнова в хорошо знакомый ему угол, где сливаются Мокрая Панда и Сухая Панда, а дальше текут в Ворону. Знал он там Грушевку, Гвоздевку, Трескино, Курган, Калугино; Грушевку - с её обильными сенокосами прямо на задах деревни, в июне всю в запахах мятлика, костера и клевера; Трескино с её странным храмом - трёхэтажным кубом, а барская церковь в Никитине облицована сине-коричневой плиткой, и крыша её под чешуйчатой выкладкой; Курган - с насыпным курганом татарских времён; и саблевидное Калугино с беспорядочно разбросанными куренями по голой балке Сухой Панды».
Апогей в рассказе - всеобщее ожесточение, огрубление сердец: “Зимой взаимное озлобление только еще распалилось. Красные отряды расстреливали и уличенных, и подозреваемых, стреляли безо всякого следствия и суда.
У карателей выявился разряд людей, уже настолько привыкших к крови, что рука у них подымалась, как муху смахнуть, и револьвер сам стрелял. Антоновцы, бережа патроны, больше рубили захваченных, убивали тяжелым в голову, комиссаров - вешали”.
Солженицын словно на весах взвешивает, сравнивает “черные” дела по одну сторону восстания и по другую. Возмездие страшно безнравственно уже потому, что вина восставших ложится и на невинные жертвы - членов их семей.
«Где же она, правда об антоновском мятеже? Гуманность, человечность важнее непримиримости, жестокости. Зло и добро не делятся на четкие пропорции. Мы такие, какие есть, какими были». Ведь те и другие - это наши предки, они жили в то время и участвовали в трагических событиях, которые не вычеркнуть из истории.
Я думаю, читатели непременно заинтересуются этой темой и будут читать, искать, расспрашивать тех, кому известны факты гражданской войны из рассказов свидетелей минувших лет. Спасибо составителям этой исторической книги за то, что материал о крестьянском восстании поместили на первое место. Почти у каждого жителя с. Калугино и с.Трескино, с. Курдюки и с. Караваино среди дедов и прадедов найдутся участники тех грозных событий. А на берегу реки Сухая Панда и вблизи родников, на холмах и в отрогах, в рощах и низинах находятся захоронения коммунистов и чекистов, восставших крестьян и антоновцев, сельсоветчиков и красных курсантов, заложников и просто случайных свидетелей. Для многих моих земляков эта тема небезразлична: погибли их родственники, пострадали ни в чем не повинные люди. И сегодня правнуки ищут места захоронения своих прадедов.

ПУБЛИКАЦИИ 1931 года посвящены газете «Трибуна колхозника». В это время уже насчитывалось 30000 колхозников. Как проходила коллективизация и ликвидация кулачества как класса. Никого тогда не спрашивали. Любой ценой вступай в колхоз! Что чувствовал крестьянин - середняк, когда нажитое трудом имущество забиралось, а семью высылали в Сибирь или на Север? В лучшем случае оставляли в единоличниках на месте. Мы знаем из воспоминаний бабушек и дедушек, как создавались колхозы. Трескинский сельсовет занимал среднее место по числу колхозников. На его территории насчитывалось около десятка колхозов. Как они назывались, мы узнали благодаря опубликованной книге.
Голод 33 года. Публикаций нет. Чтобы выжить, наши бабушки меняли свои колечки и «материю» на кулек пшена, пекли пышки из лебеды и молились на коровку-кормилицу, если она имелась во дворе.
Войны, революции, репрессии и реформы подкосили крестьянскую силу. Ослабевший народ встретил новое испытание - Великую Отечественную войну. И до сих пор слышатся ее отголоски.
В хронике Великой Отечественной войны мы находим сведения о том, что в райвоенкомат подавали заявления и девушки. «Учительница Трескинской школы Андрианова, имея медицинское образование, просила РВК принять её добровольцем Красной Армии». Директор школы Зайченко Василий Пантелеймонович был призван на фронт и погиб в 1942 году. Вышедшая книга будет способствовать тому, что читатели еще активнее примутся за изучение военных документов и Книг Памяти.
Как тяжело приходилось нашим землякам в годы войны. Они должны были отправлять на фронт хлеб, крупу, махорку, теплые вещи. Из рассказа Мотасова А.И. мы узнали, что в нашем селе женщины упаковывали сушеный картофель в ящики и отправляли на фронт. Инжавинский край принял эвакуированных детей из Белоруссии, Украины, Смоленской области. Для них создавали детские дома. (Голод 1941 года. Есть публикации о питании в детских домах. Щи из крапивы были чаще в меню, чем каша с маслом). Один из таких приютов был размещен в бывшей усадьбе помещицы Олив вблизи деревни Торбеевка. В д. Лебедевка живет сегодня воспитательница Казанкова (Трухачева) Анна Давыдовна. А жительница д. Соболевка Анна Ивановна Дюкова работала в детском доме и поваром, и кастеляншей. Среди эвакуированных в нашей местности были жены комсостава, которым выдавали спецпайки.
Жители наших сел активно собирали средства на строительство танков, самолетов, торпедных катеров. А председатели колхозов Калугинского сельсовета т. Киселев и т. Стрельцов первыми подписались на военный заем.
Здесь мы нашли материал о военнопленных. В 1995 году были восстановлены права тех, кто попал в плен в годы Великой Отечественной войны, за исключением служивших у немцев и в полиции. Вспомнился случай, рассказанный жительницей д. Беляевка Скачковой Л.В. Был здесь один человек-оборотень, работал управляющим. В Инжавинском санатории (это было в 70-е годы) один отдыхающий из Белоруссии узнал в «честном сельском руководителе» полицая. Через некоторое время пробил час возмездия: бывший полицай повесился…
В публикациях 60-го года мы с интересом читали о нашем мастере строительного дела Ванине П.К., который и плотничал, и каменщиком был. Во время войны он был тяжело ранен и попал в плен. В монастыре французского городка Реймс его выходили эмигранты из дореволюционной России. Предлагали ему остаться во Франции, а он выбрал возвращение в Советский Союз. Этот человек заслуживает восхищения.
Во время войны женщины сеяли и убирали хлеб. Садились на трактор. Всем известны истории о том, как женщин судили за хищение ржи. За горсть зерна можно было получить 2 года лишения свободы. И это не миф. Также строго следили за тем, чтоб работники не опаздывали к началу рабочего дня. Опоздавших на пять минут строго наказывали. Из детского дома имени Сталина за это была уволена воспитательница Зузина. А курсант Калугинской МТС Минаев М. в свои 14 лет был арестован. Он шел 15 км из д. Трубниковка в с. Калугино и опоздал. Ворота МТС (здание бывшего храма св. Козьмы и Демьяна) захлопнулись за 5 минут перед началом рабочего дня. Михаил был задержан и отправлен по этапу.
Публикации прошлых лет чередуются с публикациями нашего времени. В них поясняют, как это было на самом деле, комментируют события (ведь в советское время обо всем не писали, многое держали в секрете, да и люди боялись открыто выступать на страницах газет). А мы читаем и соглашаемся с тем, что это наша история.

В КНИГЕ помещены публикации разных жанров: статистические данные, обращения, очерки, хроники, документы, репортажи. В 1946 году газета «Трибуна колхозника» рапортовала об агитмассовой работе и создании избирательных участков. Отсутствуют газетные номера конца 40-х - начала 50-х годов. Что было в них? Может быть, хвалебные оды отцу народов Сталину. В связи с разоблачением культа личности, могли уничтожить не только бюсты вождя, но и всё, что о нем печаталось.
В 60-е годы в ответ на постановление Пленума ЦК в колхозах и совхозах были созданы птицеводческие хозяйства. В здании бывшей церкви в селе Трескино некоторое время тоже разводили птиц. В каждом номере газеты публиковали материал о лучших доярках, птичницах, свинарях, механизаторах. Так мы нашли имена доярок колхоза «Красный путь»: Апельханец М.Ф., Апельханец А.И., Репина В.П., Синелева В.В., Скачкова М.Е., Скачкова В.И. А среди награжденных орденом Ленина мы нашли имя родного дяди Минаева Александра Егоровича. Труд колхозника был поистине героическим. Сейчас модно опровергать их достижения, отрицать стахановское движение и социалистическое соревнование. Наши трескинцы Варвара Михайловна и Василий Васильевич Бурцевы за день копнили целый обмет.
Публикации о благоустройстве поселка Инжавино тоже навели на мысли между строк. Читаем: «Замощено 100 погонных метров улицы Ленинской, засыпали выбоины на дороге». Булыжник привозили из сел района. В частности был разобран булыжный тракт д. Торбеевка Трескинского сельсовета. До революции землевладельцы и волостная управа строго следили за состоянием дорог и мостов.
Большинство школ района располагалось в старых зданиях. Помещений не хватало. Поэтому школьников привлекали к строительству. В Калугинской средней школе построили класс машиноведения, химический кабинет и помещение для начальных классов с участием старшеклассников (директор Сорокин К.М., руководил стройкой Полубояринов М.И.). Количество учащихся в послевоенное время доходило до полутысячи в каждой средней школе. И в Трескинской школе долгое время учились в две смены. В 60-годы реконструировали здание церкви: построили деревянные перекрытия, укрепили их железными балками и пробили оконные проемы в стенах метровой толщины (директор Бабина В.В.). А колокольню приспособили под котельную. Зачем приняли такое решение? Разрушили архитектурный памятник, затратили нечеловеческий труд, а обучение не продлилось и 10 лет. Из церковных ворот выкраивали двери для подсобных помещений… В советскую эпоху храмы утратили свое назначение. Коммунистическая идеология пропагандировалась в школах, клубах, читальнях. Отражение советской эпохи видим в названиях колхозов, темах лекций, концертных программах. В заметке Г. Панферовой 1963 г. рассказывается о вечере-концерте для родителей в Трескинском клубе. Тема концерта: «Наука и коммунизм неотделимы». Готовили программу учителя В.В. Агапова, В.Ф. Крылов. Учащиеся ставили спектакли, пели песни, играли на баяне, показывали акробатические этюды. В смотре художественной самодеятельности занимали первые места.
Некоторые постулаты образования актуальны и сегодня. Инспектор РОНО А. Громова в справке об итогах 2 полугодия цитирует К.Д. Ушинского: «Учителя сваливают на детей всю тяжесть учения, не подумав о том, чтобы выучить их учиться». В современной школе мы стараемся учить детей не зубрить, а самостоятельно добывать знания. Но читатели газеты с благодарностью вспоминают своих учителей Акимову К.И., Проскурину А.И., Кривова С.А., Шувалову Р.Ф., Киселеву А.П., Агапову В.В. и многих других, которые сумели превратить учение в увлекательный процесс.
В газетных публикациях мы узнали о процессе укрупнения сельского хозяйства. Колхозы с. Трескино, д. Леоновка, д. Беляевка, с. Калугино и д. Ново-Калугино объединились и так образовался совхоз «Калугинский». Укрупнение привело к сокращению штатов. Людям стали выдавать паспорта. Начался отток населения в города и поселки. Палочки-трудодни заменили зарплатой. В 1960 году многие сельчане открывали лицевые счета в сберегательных кассах. Не доедая, не покупая хорошей одежды, люди несли рубли на сберкнижку, оставляя себе копеечки. Но хорошим подспорьем стало подсобное хозяйство. Оно уже не облагалось продналогом. В наших селах только в конце 60-х годов провели электричество в домах и приобрели первые телевизоры. Фильмы крутили в клубе за счет автономного электродвигателя. А в летнее время передвижные киноустановки работали прямо на улице.

В КНИГЕ мы открываем для себя наряду с известными именами героев Советского Союза личности исторического значения (ходок к Ленину М.Е. Соломатин из д. Грушевка, актер Анненков, родившийся в с. Калугино). Изданная книга «История Инжавинского района на страницах газеты» - источник разнообразной информации, пособие по изучению советского периода тамбовской деревни, где за ударным трудом, социалистическим соревнованием, пафосными призывами к победе коммунизма просвечивается нелегкий труд, горечь потерь, нечеловеческие страдания, нужда и голод, отсутствие бытовых удобств, но постоянный труд, стремление к лучшему, чувство долга, требовательность к себе, жизнь для других. Это образ советского труженика, которого и крестьянином уже не назовешь.
Выпускники Калугинской и Трескинской школ смогли найти в них имена своих дедушек и бабушек. С большим интересом читали пятиклассники рассказ о поступке мальчика из д. Толмачевка Толи Зубарева. Во время весеннего паводка он один накормил животных на ферме. Это дедушка выпускницы Оли Агаповой. В нашем селе жили простые люди, которые ежедневно трудились для улучшения жизни своих односельчан: фельдшер Бородина К.П., библиотекарь Крылова З.В., киномеханик Татаринцев И.П., продавцы Морозова Ю.Д. и Татаринцев Н.П., почтальоны Агапова А.Г., Косоногова А., Трухачева Н.С. и многие-многие другие.
Кто желает дополнить сведения об истории наших сел и деревень (Калугино, Ново-Калугино, Трескино, Лебедевка, Шумиловка, Грушевка, Торбеевка, Леоновка, Миловановка, Беляевка, Дуровка, Гвоздевка, Казначеевка, Тряпичкино, Трубниковка, Кургановка), пишите в газету или на адрес Трескинской школы. С помощью газетных публикаций и ваших воспоминаний мы сможем восстановить утраченные сведения о людях и событиях.
Впереди второй том, а значит, новые страницы истории. Каждый период ее неповторим.
Автор:Татьяна МИНАЕВА