Лента новостей
Статья5 мая 2012, 13:49

Чтобы помнили...

Мы продолжаем публикацию материалов, посвященных юбилею области. В сегодняшнем номере своими воспоминаниями о замечательных тружениках сельского хозяйства совхоза «Жердевский», где они создавали трудовую славу малой родины в семидесятых годах прошлого столетия, делится Почетный гражданин города Жердевки, депутат горсовета М. Евсеевичев:

За выступление - минус , а за работу - плюс

– 1971 год. Центральная контора совхоза «Жердевский», автопарк, механическая мастерская и столовая для рабочих располагались на территории поселка сахарного завода, куда я переехал на постоянное место жительства. Я благодарен судьбе за то, что она дала мне возможность работать длительное время с такими людьми, для которых деятельность совхоза являлась главным смыслом жизни.
Директором хозяйства тогда был Владимир Петрович Конов, человек строгий на вид, с глухим сипловатым голосом, его удивительные глаза цвета весенних проталин всегда были добрыми. Он имел большой авторитет. Мог строго наказать за нарушение трудовой дисциплины, за разгильдяйство, но широкая душа не позволяла ему быть злопамятным, этим он располагал к себе людей. Владимир Петрович был человеком дела и не умел говорить с высокой трибуны. И вышестоящее начальство, а в то время совхоз подчинялся Тамбовскому свеклосеменоводческому тресту, всегда его критиковало в шутку: «За выступление - минус, а за работу - плюс». Совхоз в ту пору имел высокие показатели и в растениеводстве, и в животноводстве, и это неслучайно: каждый добросовестно относился к своему делу.
Например, главный бухгалтер хозяйства Георгий Александрович Макеев, который был не менее яркой личностью, чем директор. Он отлично знал бухгалтерское дело и мог бы работать на более крупном предприятии. Георгий Александрович имел громкий голос, и при его разговоре по телефону мы в шутку открывали дверь в бухгалтерию – такого собеседника, наверное, было слышно на другом конце провода без использования связи. При всей своей громогласности Макеев был добрейшей души человеком, обладал мягким юмором, никогда никого не обижал. Он прекрасно находил взаимопонимание с каждым рабочим, если возникали вопросы по заработной плате или другим моментам. Его очень уважали в коллективе, такие люди, как Макеев, являлись тогда примером для общества.
Чем больше вспоминаешь о людях того времени, тем больше хочется о них рассказать… Казалось бы, ну работал человек начальником отдела кадров, но какой это был человек! Серафим Григорьевич Белолипецкий, участник Великой Отечественной войны, имел много боевых наград и не меньше ранений и контузий. Прямолинейный, жесткий по характеру, видимо, свой неизгладимый след оставили военные действия, о которых он много нам рассказывал. Его можно было слушать с удовольствием: грамотный, начитанный, умело подчинял слушателей. Белолипецкий скрупулезно занимался подбором как специалистов, так и рабочих, изучая у каждого биографию, уровень эрудиции, отзывы об отношении к порученному делу. Серафим Григорьевич был требовательным, но никогда не позволял себе обидеть человека – во время войны он защищал свободу этих людей, с которыми имел возможность жить и работать. И таких, как Белолипецкий, нельзя было не ценить и не уважать.
Не могу не рассказать и о заведующем автопарком хозяйства Владимире Васильевиче Хопрове, который, насколько я помню, проработал в этом качестве до ухода на пенсию. Он с болью в сердце переживал за то, кто и как использует закрепленную технику. Был требователен и справедливо наказывал за плохое отношение к технике. Хопров продуманно готовил ее к предстоящей посевной или уборочной, и в совхозе были всегда уверены, что он никогда не подведет.
Согласитесь, писать о таких людях можно очень много, потому что для них работа – главное, им не безразлична была судьба совхоза и тех, кто рядом трудился. Рассказать же о них меня подвигла телевизионная передача «Чтобы помнили», которую вел замечательный артист Леонид Филатов, к сожалению, рано ушедший из жизни. В своей передаче он вспоминал о великих людях искусства. А мне хотелось бы вспомнить о людях труда, которые создавали славу земли жердевской да, наконец, у них есть дети, внуки, которые просто обязаны гордиться своими родными.

Про разнарядку и профсоюзы

В самом начале семидесятых приступили к строительству центральной конторы – двухэтажного здания на территории поселка 2-й Савальский с целью освобождения строительной площадки под нынешнее здание колледжа сахарной промышленности. В то время я работал заместителем директора совхоза по хозяйственной части, и понятно, что основной задачей для меня было обеспечение стройматериалами. Надо отметить, что тогда без разнарядки вышестоящих организаций ничего нельзя было раздобыть. И все же нам было разрешено получать кирпич с Липецкого кирпичного завода, вот и приходилось его на пятнадцати машинах вывозить, чтобы не остановить начавшееся строительство. Но, как всегда, возникали необоснованные причины отказа. Как-то приезжаем, а мне говорят, что сократили разнарядку. Что было делать? После всех раздумий обращаюсь в Липецкий обком партии, где нашлись люди с понятием, поинтересовались, на какое строительство нужен кирпич. Позвонили на завод, обеспечили погрузку и выделили дополнительную разнарядку еще на пятьдесят тысяч штук кирпича. Нам удалось закончить строительство центральной конторы уже в 1973 году, и кирпич мы позже получали в Подмосковье и Зарайске…
В 1972 году секретарем парткома работал молодой и энергичный после окончания совпартшколы Анатолий Васильевич Добросотсков. Человек с беспокойным характером на всю жизнь остается таковым. Уже позже, работая заместителем главы района, он не стал недоступным чиновником, а всегда был прост с людьми. А тогда, при решении повседневных задач, его волновало, кто руководит людьми, как к ним относятся руководители.
В октябре 1972 года я был избран освобожденным председателем профсоюзного комитета, вот тогда и понял, какая ответственность, какой объем работы легли на мои плечи. Сказывалась географическая разбросанность совхоза - это Ивановка, половина Сукмановки, 1-й и 2-й Савальские, Рымарево. Шестьсот членов профсоюза, четыре местных профсоюзных комитета. Кому довелось работать с людьми, тот поймет меня.
В то время председателем профсоюзной организации района работала Фатима Михайловна Кузнецова, бывший идеологический работник райкома партии. Она требовала улучшения работы в организации соцсоревнования, оформлении наглядной агитации красных уголков, изучении проблем и возникающих вопросов со стороны рабочих, в процессе сбора членских взносов, охране труда и техники безопасности, трудовой дисциплине. Вся эта многогранная работа требовала больших усилий. Однако отсутствие транспорта и разбросанность хозяйства не всегда позволяли ежедневно бывать в отделениях и встречаться с людьми. Впервые мы применили сбор членских взносов во время выдачи зарплаты. Мы добились включения в договор с наемными строительными бригадами пункт о вычете одного процента от их зарплаты, хотя они были очень не довольны, но такая практика оправдывала наши действия. Сбор членских взносов был отлажен.
Для повышения опыта работы многое дали месячные курсы в Тамбове при обкоме профсоюзов. Многие, кто постарше, помнят здание на Комсомольской площади, где был плакат «Профсоюзы – школа коммунизма». Кто-то скептически улыбнется, что роль профсоюзов была на низком уровне, но жизненная практика показывает другое. Тогда много внимания уделяли технике безопасности и охране труда, приводилось много примеров их нарушения, расследований несчастных случаев на производстве. Пришлось услышать вот такую статистику: при добыче в шахтах одного миллиона тонн угля погибал один человек, а при уборке одного миллиона тонн зерна погибали пятнадцать.
Действительно, факты несчастных случаев с летальным исходом в совхозе, к сожалению, имели место. Но нам всем надо помнить, что эти случаи происходили с людьми в состоянии алкогольного опьянения. Распивали спиртные напитки даже в рабочих столовых, поэтому мы тогда забили тревогу. Постоянные беседы, собрания рабочих, где резко критиковали этих нарушителей трудовой дисциплины, давали временное затишье. Тогда мы приняли решение провести расширенное заседание профсоюзного комитета с участием начальников цехов, главных специалистов, членов парткома и, естественно, нарушителей с приглашением их жен и родственников. Но какова была реакция этих героев в кавычках! Они обещали бросить пить, лишь бы не приглашали их жен. Тогда подумалось, что не все потеряно, если есть мужская гордость, значит, надо верить этим людям, и мы отменили приглашение родственников, но заседания бывали бурными. Нельзя сказать, что все поголовно бросили пить, но они поняли – пощады им не будет, и малейшее нарушение подвергалось наказанию, лишению премии, переводу с техники в разнорабочие. Короче говоря, окружили мы пьяниц «заботой и вниманием».
Еще одно воспоминание. Наш совхоз соревновался с колхозом «Правда» Терновского района. Хозяйство это было небольшое, со средними показателями. Одна из встреч по взаимопроверке, проходившая в нашем совхозе, помню, посвящалась проблемам стойлового содержания животных в зимний период. Со стороны гостей были высказаны как негативные замечания, так и положительные. Затем был обед в обычной рабочей столовой, соревнование на лучшее исполнение песни. Воронежские люди исторически славятся любовью к песне, а Терновский район особенно, у них хорошо была поставлена художественная самодеятельность, некоторые работали на постоянной основе, что было тогда редкостью. Так вот, один из гостей исполнил песню «Сибирские морозы» профессионально и артистично. Тогда мне тоже пришлось защитить честь коллектива, и я спел песню «Я люблю тебя, Россия». В итоге победили дружба и взаимопонимание, что настраивало на хорошую работу.

Женщины

Мы не имели права плохо работать – руководителями у нас были поистине легендарные люди. К таким относилась и Любовь Алексеевна Лысикова, проработавшая в совхозе более тридцати лет. После окончания учебного заведения она пришла работать, когда еще 2-й Савальский входил в состав сахарного завода. Это был сахкомбинат, которым в то время руководил Исаак Григорьевич Сельцер. По рассказам старших, он был суровым человеком с крутым характером, зато знающим руководителем. Так вот, Любовь Алексеевна была назначена сначала агрономом-семеноводом, а чуть позже - главным агрономом.
После реорганизации и образования в 1960 году совхоза «Жердевский» длительное время работала управляющим отделением во 2-м Савальском. Нелегко было женщине управляться с мужской должностью с раннего утра по позднего вечера, да и жила она не так близко, на 1-м Савальском. Но благодаря сильному характеру, стремлению многое сделать она имела авторитет у коллектива и руководства. Я всегда сравнивал ее с народной актрисой Нонной Мордюковой, точнее, с теми образами, которые она создала в фильмах «Русское поле», «Трясина», «Родня», - такой же характерной, властной, справедливой женщиной. Любовь Алексеевна, не ведая, исполняла эти роли. Всегда была требовательна и к себе, и к своим подчиненным, поэтому отделение во 2-м Савальском было одним из лучших в совхозе.
Не менее талантливым руководителем и яркой личностью была заведующая свинофермой Анна Васильевна Пескова. Не перестаешь удивляться, как могла эта женщина, не имея специального образования, управлять большим женским коллективом, вести умело такое сложное хозяйство, содержать в чистоте и тепле свинопоголовье, находить деловой подход к людям и добиваться успеха. Свиноферма отделения стала показательной для всего района. Анна Васильевна являлась примером для коллектива, имела большой авторитет среди инженерно-технических работников и служащих, и не случайно правительство оценило ее вклад в производство, наградив дважды орденом Ленина и другими наградами. Она никогда не хвасталась этим и говорила, что это заслуга всего коллектива.
А вместе с ней работали такие добросовестные женщины, как Мария Терентьевна Баранова, простая русская женщина с добрым сердцем и открытой душой, многодетная мать. Она отдавала себя полностью и работе, и воспитанию детей. Может быть, у нее просто не было времени рассказывать им сказки на ночь, но зато было особенное материнское чутье: с каждым из них разговаривала как со взрослым, и это дало ей возможность воспитать достойных людей нашего общества. К работе она относилась ревностно, могла высказать на собрании критику в адрес любого руководителя, от которого зависели условия работы свинофермы.
Это только три примера женского отношения к делу, но о каждой из тружениц можно сочинять стихи и писать песни. К сожалению, многие из них ушли из жизни, но оставшиеся в живых с болью в сердце понимают, что тот труд, который они вложили в развитие совхоза, перечеркнуло время. И все-таки одной из них вновь хочется посвятить свой рассказ.
Нина Ивановна Калингер в настоящее время живет и здравствует. Мать - героиня восьмерых детей: четырех сыновей и четырех дочерей. Она проработала в совхозе более двадцати лет заведующей кормоцехом, где готовилась каша с микродобавками для свинопоголовья. Это теперь кормят свиней сухим кормом, который, естественно, усваивается неполностью. Не перестаешь удивляться, как могла эта женщина успевать и дома, и на работе. А ведь ей нужно было прийти в цех раньше всех и вовремя приготовить корм. Муж, Иван Петрович, долго работал водителем, потом механиком, а также заведующим автопарком, и ему приходилось больше времени находиться на работе, а воспитанием детей занималась в основном жена. Методы воспитания у каждой матери свои. Нина Ивановна усвоила несколько простых истин: воспитывать ребенка надо с первого дня жизни, поддерживать нормальные семейные отношения, быть примером для детей, содержать дом в чистоте и порядке, старшие дети должны следить за младшими и помогать им, а главное - надо любить своих детей. И неслучайно все дети получили высшее образование, выросли порядочными людьми, разлетелись по разным городам России и даже за рубеж.
На одной районной конференции, где рассматривался вопрос о воспитании подрастающего поколения, высказывалось много проблем в этом отношении. Помню пылкое выступление Нины Ивановны в адрес тех, кто расписывался в своем бессилии. «Я горжусь своими детьми, - говорила она, -и дети гордятся мной и сейчас не забывают, постоянно приезжают с внуками в родное гнездо».

Фадин

1973 год. Директором совхоза назначается Владимир Иванович Фадин, бывший райкомовский работник, уже успевший проработать в сельском хозяйстве, человек высокой эрудиции, с хорошо поставленной речью и дикцией, он четко и понятно выражал свое мнение. О таких говорят: «Сказано чеканно, ювелирно верно». Он сразу дал понять, что пришел работать. И действительно, при нем был выполнен огромный объем работ по реконструкции животноводческих помещений, в каждой ферме установлены душевые кабины, отведены комнаты отдыха, где можно выпить чаю, почитать литературу. Было закончено строительство центральной конторы, механической мастерской, построены гаражи для легкового и грузового транспорта.
Гибель сыновей не сломила мужество Фадина, перед которым надо преклоняться. Работа стала всем смыслом его жизни. Были построены здания клуба, школы, бани с сауной, заасфальтированы три улицы, а также подъездные пути к фермам. Думаю, что ни в одном хозяйстве района за те годы не было такого, кроме, наверное, Алексеевки. Ежегодно обновлялось и увеличивалось поголовье скота, на уровне района были показатели и в животноводстве, и растениеводстве, приобреталась усовершенствованная сельхозтехника, стабильно повышалась заработная плата. Для подсобного хозяйства выдавалось фуражное зерно, грубые корма. Все это способствовало повышению жизненного уровня рабочих совхоза.
Да, иногда директор был вспыльчив, не любил разгильдяев и пьяниц, а скажите, кто их любит? Он был сторонником нормальной трудовой дисциплины, приходилось наказывать, но в большей степени морально. У Фадина была такая практика: на каждом собрании он выходил из-за стола президиума и шел в ряды сидящих рабочих не цветы собирать, как артист, а подходил к нарушителю и, стоя с ним рядом, всенародно высказывал свое негодование. Это в большей степени оказывало положительное влияние, каждый задумывался, чтобы не попасть под «удар».
В то время никто и не предполагал, что с уходом Фадина закончится эпоха процветания совхоза, и наступит эпоха развала. Кто-то может сказать, что незаменимых людей нет. Может, и так, но где найти ее, эту достойную замену?..

Кого выбирает время

1988 - 1990 годы – время выборов руководителей на демократической основе, и поэтому администрация района предоставила возможность коллективу совхоза выбрать своего руководителя. И что из этого получилось? Только за 13 лет сменилось пять директоров, выбирали с цветами - провожали со свистом, и с каждым приходом нового руководителя, а вернее, уходом старого, совхоз все больше и больше приходил в упадок. И, что характерно, ведь ни один руководитель совхоза не ушел по собственному желанию, да и не только они одни. Во всех хозяйствах района, которых и в помине нет, бывшие руководители работали тоже до последнего, потому что не позволяла гордость признаться в собственном бессилии.
Бывшие руководители хозяйств уповают на то, что им досталось тяжелое время. А кому сейчас легко? Но примеры очевидны. Почему это Ю. И. Федулову удается сохранять хозяйство на плаву при любой власти, за ним подтягиваются и прилагают все усилия С. Н. Тетюхин и другие. Простая истина. Давайте вспомним советский лозунг: «Кадры решают все», он и сегодня актуален, для этого есть все основания и не нужны комментарии.
Вот по этой причине в такой ситуации оказалось отделение совхоза «Жердевский» во 2-м Савальском. Вот уже восемь лет работает на здешних землях индивидуальный предприниматель А. А. Елагин. У него задействовано далеко не все трудоспособное население 2-го Савальского. Причины на это, видимо, самые разные. Сегодня обидно за тех, кто в наше время остался без работы и вынужден оставлять семьи, в поисках заработка разъезжая по городам России. Большинство занимается подсобным хозяйством, а некоторые вообще не работают, вот это и есть самая злободневная тема.
Сегодня 2-й Савальский напоминает анклав (с французского – территория или часть территории одного государства, окруженная со всех сторон владениями другого государства и не имеющая морского берега) – с одной стороны отделенный от Жердевки речкой Савалой и по чистой случайности оказавшийся в черте города, когда в 1954 году решался вопрос о присвоении Чибизовке статуса города и выяснилось, что не хватает нужного количества жителей. Таким образом, было принято решение: Савальское ввести в состав города.
В данный момент городская прописка, пожалуй, единственное, что напоминает местным жителям о городском статусе, да еще оплата коммунальных услуг по городским расценкам. Все это наводит на грустные мысли. И многие жители вспоминают лучшие годы развития совхоза и уверены в том, если бы он сохранился, мог бы достичь уровня колхоза имени Карла Маркса и по производственным показателям, и по благоустройству. А сейчас они имеют то, что имеют. Но память жива.

Чтобы вспомнили нас,
оглянитесь назад,
Мы старались для вас,
мы не шли наугад,
Но и время жестоко
зачеркнуло весь труд,
Наши годы работы все
быльем зарастут.
Но газетные строчки
напечатаны тут –
Воскресят вашу память
и забыть не дадут.
Автор:Подготовила Э. Розман.