Лента новостей
Статья9 ноября 2011, 09:58

Чрезмерная нагрузка? Вовсе нет!

С 1 сентября текущего года все школы России начали обучать первоклассников по новым образовательным стандартам.

Их принципиальная разница от старых в том, что, помимо уроков, "появляется" вторая половина дня, регламентированная Министерством образования и науки. Она состоит из шести основных направлений: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность. Дополнительная внеурочная нагрузка на ребенка - не более 10 часов в неделю. По новым стандартам главное - не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать его и в урочное, и во внеурочное время. Поэтому меняются и требования к результатам, это не просто оценка учебы, но и развитие личностных качеств.
Как я учу по новым стандартам? Детей развиваю и учу навыку саморазвития, самообучения независимо от класса обучения, но, конечно, с учетом возрастных особенностей. Раньше на этом не было акцента. Источниками знаний, как правило, были учитель и учебник. Сейчас информационная база у детей гораздо шире, и задача учителя показать спектр возможностей поиска информации. И не просто поиска, а и то, как эту информацию воспринимать, оценивать, как оперировать ею. Ребенок должен понимать, каких знаний ему не хватает, где и как можно получить дополнительные.
Родители не должны воспринимать это как чрезмерную нагрузку. Знания ребенок будет получать по сути те же самые, но не как абстрактный набор далеких от его интересов фактов, а с пониманием, зачем ему это надо знать, где и как это можно применять. То есть он не просто научится, допустим, считать, сколько получится 2+2, а будет понимать, что такое число, сколько это - много или мало, уметь это проговаривать, правильно задавать вопросы.
Вот этому я и обязана учить, начиная с первого класса. Невозможно от ребенка, который только зубрил, зубрил, зубрил, в старших классах требовать рассуждений, сравнений, проведения аналогий в истории и литературе, способность написать эссе. Этому нельзя научиться за два года. Этому нужно учить с первого класса. В этом идея стандартов.
У каждого ученика появится портфолио. То есть некий комплексный портрет, который будет состоять, во-первых, из оценки знаний и, во-вторых, учитывать все достижения, грамоты, документальные подтверждения его участия в тех или иных внеурочных творческих, интеллектуальных, спортивных мероприятиях. Здесь же будут результаты педагогических наблюдений, психологического тестирования. Все это должно показывать, как развивается ученик, как наращивается его потенциал, какие проблемы у него были.
Самими стандартами не дается жесткой регламентации, какая будет система оценок. На сегодняшний день выбор остается за школой. Пятибалльная оценка в этом отношении апробирована, и уходить от нее нет смысла. Вообще первый класс не получает оценок. Труд ребятишек оценивается смайликами, цветочками, словами "молодец", "хорошо". В этом возрасте важно отмечать старания ребенка, а не загонять его в оценочные рамки.
Обучение в школе дается школьникам бесплатно. Никакой оплаты новые стандарты не предполагают. Ни за уроки, ни за кружки и секции во второй половине дня, включенные в стандарт, платить не нужно. Однако школа может предложить дополнительные услуги, допустим, углубленное изучение предметов, подготовку к поступлению в учреждения профессионального образования с привлечением преподавателей вузов. Это может осуществляться на платной основе в соответствии с договором, заключенным с родителями.
В новых стандартах заложены две концептуальные вещи: программа духовно-нравственного развития и программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. У детей должны быть сформированы поведенческие стереотипы здорового образа жизни. Им нужна физическая активность и на перемене, и на уроке, и во внеурочной деятельности.
Я так строю урок, что дети постоянно двигаются. Они с удовольствием в ходе обучающей игры выбегают к интерактивной доске, нажимают кнопку с правильным ответом, хотя это можно делать с места; то по одному, то группами встают из-за парт, чтобы выйти и выполнить очередное задание перед всем классом. После такой "разминки" ребята еще и делают небольшую зарядку. Они привыкают к такому режиму работы, и, несмотря на постоянное движение, быстро сосредотачиваются и включаются в работу, активны в течение всего урока. Такая методика должна быть в практике каждого педагога.
Автор:Ирина Костина