Лента новостей
Статья28 июля 2015, 23:00

Будни станции

Облицованное сайдингом здание, в котором располагаются вокзал и станционные службы, смотрит на мир новыми современными окнами, защищёнными красивыми витыми решётками. Перед входом разбиты клумбы, кустарники аккуратно подстрижены, газоны выкошены. И даже начертание названия станции, «Кариан-Строганово», выполнено буквами, гармонично вписавшимися в общий дизайн. Одним словом – любо-дорого посмотреть. Невольно подумалось, что, должно быть, не плохо живёт нынче железная дорога, раз всего лишь за несколько лет здесь произошли такие разительные перемены.

Оказалось, что перемены коснулись не только внешнего вида здания, но и коллектива, обслуживающего станцию. Куда ни глянь – молодые лица, шикарная представительская форма: белые блузы, серые юбки, жилеты, кители и фирменные полосатые шарфики с эмблемой РЖД.

Кто нас выводит в мастера

Вообще, как бы причудливо ни складывались судьбы, случайных людей на железной дороге нет. Правда, каждый приходит сюда своим путём. Вот, например, Ольга Владимировна Поносова, исполняющая обязанности и без пяти минут начальник станции, планировала связать свою жизнь с сахарной промышленностью и даже окончила после школы Уваровский химический колледж. Но так как устроиться на работу по специальности не получилось, а сидеть на шее у многодетных родителей (в семье Поносовых воспитывалось двенадцать детей) позволить себе она не могла, то, окончив курсы проводников, пошла на железную дорогу.

Шесть лет проработала проводником на частном поезде «Мегаполис», курсирующем между Москвой и Санкт-Петербургом. Параллельно училась в Московском институте инженерного транспорта, по окончании которого в 2014 году была распределена на станцию Кариан-Строганово Юго-Восточной железной дороги. В качестве дежурной по станции стажировалась у Наталии Леонидовны Чикуновой, одной из немногих здешних старожилов, которая прошла долгий путь, начав в 1980 году со стрелочницы и уборщицы, затем была приёмосдатчиком груза и багажа и, наконец, дежурной по станции.

Наталия Леонидовна и не заметила, как пролетело тридцать пять лет, и один за другим сменились пять начальников. Для многих молодых она стала профессиональным наставником, воспитав настоящих специалистов своего дела. При этом она и сама до сих пор не перестаёт учиться. Раньше с периодичностью раз в два года все железнодорожные служащие проходили должностную аттестацию. А сейчас это происходит даже чаще, поскольку инструкции постоянно обновляются, меняется регламент, повышается ответственность. Таковы реалии нашего стремительного времени, за которым надо поспевать, так что век живи – век учись.

Кстати, несмотря на то что в августе Наталия Леонидовна будет отмечать рубежный юбилей, после которого обычно уходят на заслуженный отдых, отпускать её на пенсию в коллективе не хотят и искренне надеются, что она ещё поработает.

В 1991 году пришла на станцию Ирина Симоновна Горбунова. Сначала работала приёмосдатчиком, а с 2000 года перешла на должность товарного кассира, которая сейчас называется «агент фирменного транспортного обслуживания». Тоже в своё время училась у Н. Чикуновой, причём специфику профессии пришлось осваивать на ходу, поскольку работников на тот момент не хватало. Нынешние обязанности Ирины Симоновны заключаются в оформлении сопроводительных документов на каждый вагон, отправляющийся со станции, и непосредственной работе с клиентами. А если говорить упрощённо, то все деньги на железной дороге зарабатывает агент транспортного обслуживания, выставляя клиентам счета за оказываемые услуги и взимая с них плату в соответствии с тарифами.

Проследив сменяемость работников в коллективе, невольно приходишь к выводу, что профессия железнодорожника передаётся по наследству вместе с генами. Вслед за своей мамой, Ниной Константиновной Башкировой, много лет проработавшей дежурной по станции, в 2000 году здесь же начала свою трудовую деятельность с должности рабочего производственных помещений Елена Вячеславовна Михалёва. Сейчас она – приёмосдатчик.

Свои первые шаги на железной дороге начинала когда-то с выполнения обязанностей уборщицы и Валентина Григорьевна Суворина, долгие годы затем проработавшая бессменным начальником станции. Её дочь Ольга Олеговна в настоящее время занимает должность агента фирменного транспортного обслуживания.

Славная династия железнодорожников, к которой принадлежит Людмила Николаевна Мурзова, началась с её дедушки, Ивана Егоровича Болгова, который долгие годы работал составителем поездов, а в войну был путевым обходчиком. Затем дежурной по станции была его дочь, Антонина Ивановна Рыбина. А теперь вот в должности приёмосдатчика работает внучка.

Пошла по маминым стопам и дочь Ирины Горбуновой Ульяна, которая, учась на последнем курсе профильного института, уже работает на одной из соседних станций.

Тридцать второй раз будет отмечать в этом году свой профессиональный праздник составитель поездов, папа троих дочерей Александр Сергеевич Беляев. Без преувеличения можно сказать, что железная дорога вошла в поры и кровь этого человека, потому что всю её он пропустил через свои руки, став специалистом высочайшего класса. Был и стрелочником, и мастером, и старшим мастером, и помощником машиниста, и машинистом. Имеет права на управление паровозом, тепловозом и дизель-поездом.

А вообще на звено составителей поездов, в числе которых трудится сегодня Александр Сергеевич, приходится основная часть работы. Эти люди в любую погоду находятся, как здесь говорят, «на вагонах»: подают, крепят, перегоняют…Независимо от того, дождь ли на улице или метель, сроки, диктуемые жёстким регламентом, надо обязательно выполнять.

Примечательно то, что семья у Александра Сергеевича – железнодорожная, несмотря на то, что профессия не передавалась по наследству от поколения к поколению. Но как же иначе назвать семью, в которой трое братьев – один родной и два двоюродных – а также жена, Анна Николаевна Беляева, работают на железной дороге?

В числе опытных, ныне работающих специалистов – дежурный по станции, начинавший в 2003 году составителем, Андрей Николаевич Болотов; составитель поездов, наставник, передающий тонкости профессии молодёжи, и очень ответственный человек Анатолий Николаевич Фёдоров и настоящий профессионал своего дела, от которого зависит связь с диспетчерами и другими станциями, исправность стрелочных переводов и всего, что приводится в движение при помощи центрального пульта управления, электромеханик Александр Георгиевич Румянцев.

Профессионалы

Как и в любой другой отрасли, на железной дороге есть свои герои. Люди, чьи имена навсегда вписаны в историю производства, и чей многолетний труд и благородные устремления были отданы на благо дела. Канун профессионального праздника – замечательный повод, чтобы с благодарностью вспомнить эти имена: Валентина Григорьевна Суворина, Галина Дмитриевна Негуляева, Нина Константиновна Башкирова, Татьяна Анатольевна Буня, Людмила Александровна Антонова, Антонина Ивановна Рыбина, Любовь Ивановна Знобищева, Иван Иванович Знобищев, Сергей Матвеевич Попов. Их помнят в коллективе, ими по праву гордятся.

Молодёжь

Ряды железнодорожников постоянно обновляются, омолаживаются. Достойная смена приходит вслед за мастерами. Четыре года работает составителем поездов Дмитрий Ширяев, который параллельно учится на дежурного по станции в Воронежском институте и уже в будущем году станет дипломированным специалистом.

Три года работает на станции в качестве дежурного Елена Самойлова. Ещё один молодой дежурный по станции Вадим Кочетов – потомственный железнодорожник, сын начальника станции Сампур. По одному году проработали составителями поездов Владимир Серебряков и папа троих детей Александр Павлов. Оба способные и перспективные, такие легко вливаются в коллектив и на всю жизнь прикипают к делу.

Как одна семья

Штат работников железнодорожной станции Кариан-Строганово насчитывает 12 человек. Отдельно существуют службы ПЧ (путевая часть) и связисты, где работают одни мужчины. Но отдельно они значатся только на бумаге. На самом деле все эти люди – дежурный, приёмосдатчик, транспортный агент, составитель поездов, путейцы и связисты – представляют собой единую команду, результат труда которой возможен только при условии тесного взаимодействия и взаимопонимания.

Кариан-Строганово по своим характеристикам является промежуточной станцией, а по уровню нагрузки отнесена к четвёртому классу. Для сравнения – Тамбов – железнодорожная станция второго класса.

Любой профессионал по классности и характеристике определит, что назначение станции Кариан-Строганово – погрузка и выгрузка грузовых поездов, а также пропуск пассажирских, к числу которых относится Москва – Камышин, проходящий в ночное время, и пригородный рельсовый автобус.

На железной дороге всё очень строго – на каждый вагон, независимо от того, пустой он или гружёный, существуют сроки доставки, за нарушение которых беспощадно штрафуют. Неукоснительно требуют и исполнения регламента при маневровых работах. Все переговоры между дежурным и другими служащими фиксируются и анализируются, поскольку от чёткости команд в полном смысле слова зависит безопасность на дороге.

Но жёсткий контроль со стороны вышестоящего начальства не страшит настоящих профессионалов. Станция востребована и живёт полнокровной жизнью. Расположенные вблизи предприятия обеспечивают бесперебойный поток грузов. В настоящее время ведётся отгрузка сахара и патоки – по 10-12 вагонов ежедневно. Дальше пойдёт свёкла, затем – сырец. И так круглый год.

Всю зиму и весну обслуживали элеватор, ежедневно грузили от 9 до 18 вагонов зерна. Повышенным спросом у заказчиков пользуется пивоваренный ячмень. Все пути были задействованы настолько плотно, что их попросту не хватало. Лишь первый путь оставляли свободным для пригородного поезда.

Время от времени отправляет свои грузы войсковая часть.

Простоев без работы на станции не бывает. Пока есть поставщики и заказчики, железная дорога всегда будет задействована между ними в качестве доставщика. Данное условие обеспечивает стабильность компании РЖД и позволяет всем её сотрудникам с оптимизмом смотреть в завтрашний день.

Фото автора

Автор:Инна Фокина