Лента новостей
Статья7 ноября 2013, 09:00

Без вести пропавший памятью вернулся

“Я так устал безвестным
быть,
В чужой земле, в окопе
гнить.
Я - не погибший,
не живой
И не вернувшийся домой
С далекой той большой
войны,
И в этом нет моей
вины...»

Я не знаю автора этих строчек, но низко кланяюсь ему за написанное.
Здравствуйте!
Высылаю вам бесценные и важные сведения на уроженца вашего района, умершего в немецком плену, с датой смерти и местом захоронения. Умер 31 декабря 1941 года, захоронен в Фалькенау (ныне г. Соколово, в Чехии) - Кирсанов Макар Елисеевич. Эти сведения на 1-й странице в номере записи 3000228054, источник информации Центральный архив Министерства обороны (ЦАМО) - г. Подольск Московской области”, - сообщает Антонина Васильевна Назарова из Ленинградской области. И далее обо всем, что удалось ей узнать в ходе розыска со ссылкой на 3-й том Книги Памяти Тамбовской области, где указано, что он пропал без вести в октябре 1943 года, в то время как случилось это много раньше, а в конце сорок первого года погиб.

Он сражался
за Ярцево


Как свидетельствуют архивные данные, в плен он попал в боях под Ярцево. Мы хорошо знаем из истории войны, сколь стремительно разворачивались события в 1941 году, когда вражеские подразделения, мощные, вооруженные до зубов армии, рвались к Москве. Наши войска оказывали им яростное сопротивление. Бои на Смоленском направлении были ожесточеннейшие. Так, в Ярцево немецкие войска, встретив такое сопротивление, задержались на целых два месяца. На берегах реки Вопь развернулось страшное сражение. Ярцево был одним из первых городов, отбитых у фашистов летом сорок первого года. Затем он снова был захвачен и переходил из рук в руки, пока окончательно не был оккупирован немцами 5 октября 1941 года. Зверствам фашистов подвергались жители многих местных деревень. Освобожден этот город окончательно 16 сентября 1943 года.
Наш земляк, уроженец села Хорошавка, Макар Елисеевич Кирсанов, 1907 года рождения, был призван Красивским райвоенкоматом в самом начале войны. И почти сразу оказался на фронте, в самом пекле событий, принимал участие в боевых действиях. Он был сапером. Последнее место службы - 16-я армия. Мы теперь уже никогда не узнаем при каких обстоятельствах он оказался в плену, скорее всего был ранен или попал в окружение, из которого не выбраться.
По сведениям, размещенным на сайте города, во время Великой Отечественной войны на территории города располагался лагерь военнопленных, многих из которых потом депортировали в другие лагеря. В их числе был и наш земляк.
О судьбе его долго ничего не было известно. В Книге Памяти и в архивах разноречивые данные, о которых также сообщила Антонина Назарова. По одним данным, он пропал без вести в июле 1942 года, по другим - в октябре 1943 года. В сумятице первых военных лет, когда уточнить что-либо было невозможно, а сохранить документы сложно, вполне понятно, почему такое произошло и почему мы еще так мало знаем о воинах, числящихся пропавшими без вести. Поистине бесценны полученные данные, пусть и спустя 72 года.
У Макара Елисеевича, как и у многих участников Великой Отечественной войны, дома оставалась семья, дети, сейчас есть внуки и правнуки, которые очень бы хотели узнать о его судьбе хоть что-то и уже давно потеряли всякую надежду на это. Однако благодаря поисковику-энтузиасту Антонине Назаровой теперь стала известна постигшая его судьба.

Ни вдова,
ни мужняя жена


была его жена - Ксения Степановна Кирсанова все эти годы. Весть о пропавшем без вести давала надежду - а может еще найдется, вернется? Бывает ведь в жизни всякое. Спустя десятилетия объявляются плененные в той войне. Но только надежда эта все более угасала с годами, а так хотелось знать, где и когда он погиб, место захоронения. Хотелось ясности в его судьбе. Но она - его жена - так и не дождалась этой весточки. А ясность эта пришла - к их детям и внукам.
Вот, что знают и помнят сегодня о нем дети.
Когда Макар Елисеевич уходил на фронт, Ксения Степановна, как говорят в народе, была на сносях - беременна шестым ребенком. Одна девочка у них умерла еще до начала войны. На плечах матери таким образом оставалось пятеро ребятишек. Самый младший сын - Коленька появился на свет в конце 1941 года, когда его отец погибал в плену у немцев. Николай Макарович сейчас живет Хорошавке, он на пенсии, работал трактористом на К-700. И, как говорят, очень похож на отца, фото которого не сохранилось.
Мы встретились с одной из дочерей Макара Елисеевича - Марией Макаровной, которая вот уже несколько лет живет у своей младшей дочери в Инжавине. Когда отец уходил на фронт, ей - младшей дочке Машеньке было два годика, отца своего почти не помнит. Только помнит ту страшную нужду, которую испытала оставшаяся без кормильца семья: и в годы войны, и в последующие. Сообщение - пропал без вести - не давало никаких прав на какую-то материальную поддержку, какую получали семьи погибших на войне.
- Матери своей мы почти не видели. Когда просыпались - ее уже не было дома, а ложились спать, не дождавшись ее возвращения. Все время была на работе в колхозе, - рассказывает Мария Макаровна. - Если бы ни ее отец, а наш дед Степан, не знаю, как бы мы и жили - он помогал чем мог. Мне было десять лет, когда пошла работать на торфяники. Мы с подружкой грузили их на машину, чтобы на заработанные деньги мама могла купить цыплят. Когда мама работала дояркой, я тоже была на ферме.

Дети фронтовика
хлебнули горя
с лихвой


- В пятнадцать лет уже самостоятельно ухаживала за группой коров, - замечает она. - Дед наш к тому времени сильно заболел - у него была болезнь легких. Мама и думать не могла, что он так быстро умрет. А у него пошла горлом кровь, мама очень сильно испугалась, и с этого времени у нее начались сердечные приступы. Я, бывало, коров дою, а у нее приступ. Колька наш маленький тогда еще был.
Мария Макаровна рассказывает, как отвозила молоко на сепараторный пункт, который был в Хорошавке, как с такой же по возрасту подругой грузили на подводу фляги с молоком, а в каждой фляге было по 37 килограммов веса. Каково было этим юным девчонкам поднимать такие тяжести? Это не прошло для них бесследно, здоровье подорвано и очень сильно болят ноги. Вся жизнь этой женщины с самого детства прошла в тяжелом крестьянском труде. Теперь она никуда дальше своего двора пойти не может - ноги не идут, сил нет. Вспоминает, как ходила для своей коровы за травой в село Волково и как тяжело было нести ее, как работала на косовице трав.
Помнят в ее семье, как будучи одиннадцатилетним подростком старший брат Сережа (его уже давно нет на этом свете) ходил на колхозное поле за оставшейся кое-где в борозде мерзлой картошкой, чтобы их мама могла из нее сделать крахмал. И как гнал его с этого поля мчавшийся на лошади за ним бригадир. В то суровое время, как мы знаем, нельзя было ни колоска подобрать, ни картофелины принести, ни выкорчеванного старого пенечка из леса для топки печи - наказывали сильно. Вспоминает Мария Макаровна, что обувка была у них - лапти, сплетенные дедом Степаном, а вся одежонка в заплатах. Как в годы войны и первые послевоенные делили хлебушек по кусочку, и каждый ребенок старался не съесть его сразу, а оставить немного на следующий день.
Мария Макаровна работала в колхозе “Победа” на самых разных участках, куда посылали: на прополке, уборке и погрузке сахарной свеклы - тогда это был в основном ручной труд. Вместе с мужем - Василием Васильевичем (уже десять лет, как овдовела) они вырастили троих трудолюбивых детей. Горе не обходило эту семью, но они всегда переживали его стойко.
Одна из сестер ее - Анастасия Макаровна живет в Красивке. И ее жизнь была нелегкой, прошла в тяжелом крестьянском труде. Она хоть и мала была, но помнит, как провожали на фронт отца, как мама - Ксения шла с ним рядом, а она, Настя, бежала вслед и все хотела догнать уходящего отца, плакала и кричала, просила не уходить. Словно чувствовало ее детское сердечко, что видит его в последний раз.

Память живет
в сердце


Когда сведения с архивными данными о фронтовике Макаре Елисеевиче и письмо поисковика-энтузиаста Антонины Назаровой из Ленинградской области пришли в наш район, эти данные заведующая архивным отделом Н.А. Тельнова передала для опубликования в нашу редакцию и на местное телевидение, чтобы разыскать его родственников. Первым увидел это сообщение Николай Макарович, проживающий в Хорошавке, и оповестил всех своих родных. Эта новость их и обрадовала, и отозвалась щемящей болью. Обрадовала, потому что теперь родные М.Е. Кирсанова знают о его судьбе, о месте захоронения и, кто знает, может кто-то из потомков фронтовика сможет когда-нибудь туда съездить и поклониться его праху. Главное - память о нем в семьях детей и внуков всегда жила и живет.

Спасибо
поисковику-
энтузиасту


Кто же такая Антонина Васильевна Назарова и почему занимается поиском не вернувшихся с войны? Мы узнали о ней из публикации в местной прессе. Есть в Ленинградской области газета, которая выходит под эгидой партии “Единая Россия” и называется для нас необычно - ”ЕR47”.
В ней говорится: “Стараниями и силами энтузиастов Ленинградской области удается поддерживать в сохранности мемориалы и памятники Великой Отечественной войны. Антонина Назарова и ее сын Андрей из поселка им. Тельмана Тосненского района вот уже несколько лет не только ухаживают за братскими воинскими захоронениями, находящимися в поселке, но и активно участвуют в поиске погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны бойцов Советской Армии. Вот что рассказывает она о себе:
- Живу я в этом поселке уже 37 лет. Здесь родились и трое моих детей: два сына и дочка. Когда они учились в школе, то часто ходили на уборку братского захоронения. Я составляла им компанию и постепенно, как сейчас принято говорить, “втянулась”. Сейчас мне 62 года и существенную часть моей жизни составляют уход за мемориалом и поиск погибших. Я уже не могу представить свою жизнь без этих двух важных дел, - рассказала она корреспонденту местной газеты.
По словам пенсионерки, сообщает он, неоценимую помощь, как в поддержании сохранности воинского мемориала, так и в последующей его реконструкции, ей оказал коллектив ЗАО “Су-326” под руководством Дмитрия Мартынчика.
- У них я ни в чем не знала отказа, - рассказала она. - Стоило только попросить. Дмитрий Тарасович и его коллектив всегда были готовы прийти мне на помощь. В 2008 году было решено построить мемориал. ЗАО “СУ-326” вложило в этот проект около 15 миллионов рублей. Но главное - не столько деньгами, сколько отношением, - замечает она. - Надо было видеть, с каким трепетом и любовью мастера выполняли свое дело. На мой взгляд, наш мемориал - самый лучший в области.
На вопрос о том, каким образом осуществляется поиск погибших и пропавших без вести воинов Великой Отечественной, Антонина Назарова рассказала, что она с сыном рассылает по всем уголкам России воинские списки и всегда получает на них ответ.
“У меня хранится благодарственное письмо от Николя Саркози, когда он был президентом Франции. - Нам удалось найти место гибели солдата французского происхождения и сообщать об этом во Францию. Память о каждом солдате, погибшем в Великой Отечественной войне, в борьбе с фашистами, бесценна, - убеждена она. - Мой долг - хранить и беречь эту память, так как я гражданин страны-победительницы”.
Мы, земляки фронтовика Макара Елисеевича Кирсанова, так же, как и его родные, благодарны этой женщине и ее сыну Андрею, сотрудникам архива за то великое дело, которым они занимаются - возвращают из небытия имена людей, боровшихся с лютым врагом в годы Великой Отечественной войны и сложивших голову за то, чтобы прогнать его с нашей земли, завоевать мир для своих детей. Они сделали для этого все, что было тогда в их силах. Светлая им память!



Фото из семейного архива Барановых
и Антонины Назаровой.
Автор:Любовь Пьянова