Лента новостей
Статья27 июля 2012, 11:01

Базар жил, базар жив, базар будет жить

В первом микрорайоне возле "Магнита" каждый день шумит рынок. Его пытались перенести за Школу единоборств, для этой цели благоустроили и огородили специальную территорию с прилавками и навесами. Но как ни старались уговорить продавцов торговать на новом месте, ничего не вышло, никуда они переезжать не стали…

Рынок просыпается рано. В седьмом часу утра приходят "хозяева" павильонов, практикующие выносную торговлю. У них много дел: соорудить из подручного материала прилавки, вынести из помещения ящики с товаром, расставить ценники. Ещё нужно сделать навес из покрывал: такая крыша от дождя не спасёт, но от палящего летнего солнца в какой-то мере защитит. На таких точках можно приобрести овощи, фрукты, зелень. А ведь когда-то вот так же на улице, в зной и мороз торговали колбасой, селёдкой, консервами…
У продавцов первого микрорайона свой особый подход к делу. На одной из точек всегда работают два человека. Один на весах, при кассе. А второй… интересно, как называется его "должность"? Если вы хоть на секунду остановитесь у прилавка, девушка в фартучке тут же, без лишних разговоров подаст вам целлофановый пакетик: пожалуйста, мол, набирайте фрукты-овощи по вкусу. После такого молчаливого и ненавязчивого предложения трудно уйти с пустыми руками. Тем более, что цены приемлемые. Нет, они не намного ниже, чем в сетевых магазинах, случается, какой-то товар продаётся даже чуть дороже. Продавцы поясняют:
От качества всё зависит. Видите, эти персики наши. Они идут дороже, чем турецкие, которые иногда завозят сетевики.

Вслед за предпринимателями-палаточниками на рынок приходят продавцы совсем другой категории. Они не занимаются перепродажей продукции, предлагают покупателям овощи и ягоду "собственного производства". Ещё ранней весной они выращивают в своих квартирах зелёный лук, а потом начинают "жить" на огородах. У большинства из этих женщин земельные наделы невелики и очень неудачно расположены: за гаражами, там где пролегает дорожка, ведущая на химзавод. В этой местности нет ни ручья, ни пруда, ни родника. Воду для полива огородники носят пластиковыми баклажками: укладывают по пять-шесть полуторалитровых ёмкостей в матерчатые сумки и тащат такую тяжесть за полкилометра. У кого-то рядом с огородом врыты в землю детские ванночки: пойдёт дождик, наполнит их всё полегче.
Мало вырастить урожай, его ещё нужно уберечь от непрошенных гостей, что нет-нет да заглядывают на чужие огороды. Нужно доставить товар на рынок. Те, кто живёт поблизости, вручную носят вёдра картошки, огурцов и т.д. к месту продажи. Другим приходится конструировать транспортные средства. Берут основу (колёса) от старой детской коляски, сверху пристраивают ящик или какой-нибудь короб. Такая тележка вместительна. Зимой она утепляется ненужными шубами, пальто, просто плотной материей, под бочок к пакетам картофеля укладываются бутылки с горячей водой: покупатель не должен принести домой с рынка мёрзлые овощи.
Я разговариваю с Ниной Васильевной Фроловой и её "коллегами", они рассказывают, чем живёт рынок, о своих рабочих буднях, о товарах, которые здесь можно приобрести:
Сегодня Людмилы нет, она много лет уже здесь мёдом торгует, хороший мёд, с собственной пасеки, такой Вы в магазинах не найдёте. Там квас продают деревенский, а там подсолнечное масло: Вы не думайте, не заводское, самобитное. Рыбу рыбаки иногда приносят, но немного. До которого часа стоим? До трёх, четырёх, как покупатель идёт. Продадим что - хорошо, нет домой тащим. А после рынка на огород…
Я интересуюсь, зачем моим собеседницам нужна такая морока. Ради чего мокнуть под дождём, мёрзнуть зимой, пытаться защититься от жаркого солнца зонтиками, часами трудиться на огородах:
- Вы же отработали своё, на пенсии. Может, стоит больше отдыхать?
Мне отвечают улыбками, тяжёлой работы эти женщины не страшатся, а кроме того:
Что там наша пенсия, дочка? Минималка. И детям помогать нужно, внукам-правнукам на гостинцы какую копейку дать. Нет, мы на судьбу не жалуемся. Одно плохо: прилавки здесь раньше были, потом их порезали, столы мастерить приходится да на рынок их таскать.
Ещё моих собеседниц не устраивает отсутствие туалета. Он был, потом его кто-то сжёг. Впрочем, поджигателя никто здесь осуждать не склонен. Нина Васильевна высказала своё мнение:
Когда уличная торговля тут шире велась, за туалетом как-то следили. А потом… Люди у нас в городе безалаберные, мусорные пакеты туда таскать начали. И сейчас таскают, у ларьков оставляют. Из туалета свалку сделали, может, и хорошо, что его сожгли. Я вот раньше на Кубани жила, так там даже на обочине дороги ни бумажки, ни пакетика. Уваровцам поучиться бы надо у тамошних жителей.

В самом тенистом месте торгуют молочкой. Не все продавцы пожелали беседовать с журналистом, наверное, не ждали ничего хорошего от встречи с прессой. Но с некоторыми мне удалось найти общий язык. Симпатичная женщина, представившаяся Натальей, охотно рассказала мне о своём хозяйстве. У неё три коровы: Милка, Жданка и Марта. Хлопот с ними хватает, но в благодарность за хороший уход и хозяйскую ласку дают они отменное молоко. Сегодня Наталья привезла на продажу и рассыпчатый творог, и сметану - ту самую, в которой ложка стоит. Мы вместе вспомнили те времена, когда пытались запретить уличную торговлю молочкой. В ответ на мой вопрос, было ли это правильным, Наталья покачала головой:
- Вряд ли. Кому мы мешаем? Продукты у нас всегда свежие, молоко продаём только утрешнее или вечерней дойки. Никогда не разбавляем, ничего не примешиваем, антисанитарии не допускаем и отлично знаем, сколько можно молочко без холодильника держать. Пусть хоть каждый день Роспотребнадзор ходит, проверяет. Пусть наказывает, если что не так кто же против. Вы поймите, нам невыгодно плохим товаром торговать, покупателя-то не обманешь. Раз купит, а на другой раз не придёт, да друзьям-соседям расскажет, у кого негодную продукцию приобрёл. А кроме того, домашнюю молочку часто детишкам берут, в том числе совсем малышам. К чему же грех на душу брать, никто из нас детскому здоровью вредить не станет.
Ходили разговоры о том, что в пластиковых бутылках молоко покупать на рынке небезопасно. Наталья, как и её товарки, готова возить его банками, вот и сегодня несколько трёхлитровочек в сумке имеются. Но покупателю подавай именно бутылки: они идут бесплатным приложением к продукции, а банку с собой из дома брать надо это уже не практикуется.
В ходе беседы затронули мы тему благоустройства рынка. Моя собеседница так же, как и продавцы-огородники, посетовала на отсутствие прилавков:
У некоторых из нас есть табуреты, столики. Но я то уваровская, на рынок на машине приезжаю, к тому же здешние предприниматели не отказываются мой табурет на ночь в своих ларьках пристроить. А есть те, кто из сёл, деревень ездит, им приходится на землю бутылки выставлять, на пакет, картон… Может, кому-то из покупателей это и не нравится, по-человечески я их пойму. Но как быть? На рынок, что за Школой единоборств, перебираться? Нет там никакой торговли. Я то пойду, да покупатель не пойдёт. Это уже пройденный этап…
Постепенно в наш разговор с Натальей включились и другие молочницы. Беседовали мы долго, я даже узнала, сколько стоит тюк сена и надолго ли его хватает бурёнкам. А потом моё внимание привлекло множество цветочных букетов.

Ранние хризантемы, разноцветные циннии, первые гладиолусы, розы всё это богатство принадлежит Нине Алексеевне Громовой. На рынке она уже больше десяти лет, с того самого момента, как вышла на пенсию. По совместительству она торгует и овощами. А вот у Валентины Ивановны Мухортовой рыночный стаж не столь велик. Цветами и вовсе случайно занялась, вынесла раз-другой на продажу вишню, потом решила и несколько букетиков на рынок прихватить. И, по её словам, затянула, заинтересовала такая жизнь: что ни говори, всё при деле. Удачно сложилось. Валентина Ивановна всю жизнь проработала продавцом в магазине, торговое дело знает. А цветы любила всегда: на её приусадебном участке в посёлке сахарного завода растут пионы, гвоздики, нарциссы, тюльпаны, розы. Обе цветочницы уверяют: уход за растениями требуется такой же, как за малым дитём, иначе закапризничают, болеть начнут. Цветы понимать надо, любить, окружать заботой. Продавцам цветов нужно уметь правильно оформить букет, красиво упаковать. Жаль только, что занятие это больше для души, чем для заработка. Неплохо идёт торговля в предпраздничные дни, накануне первого сентября. А в остальное время служат цветы больше украшением рыночной площади. И Нина Алексеевна, и Валентина Ивановна знают, что товар у них скоропортящийся:
- Взять наши розы, к примеру. Вянут они гораздо быстрее магазинных. Но зато как пахнут! Импортные- они же "неживые", чем-то обработанные, наверное. Никакого аромата.
Насчёт запаха, это верно…

Шумит рабочинский рынок. Обсуждаются на нём городские проблемы и новости. В тенёчке дремлют кошки, которых по доброте душевной подкармливают тут сердобольные продавцы. Идёт торг, призывно краснеет малина в пластиковых стаканчиках, в мисках с водой благоухает свежайший укроп. Наплыв покупателей ожидается к десяти часам утра. А чуть поодаль идёт полным ходом ремонт крытого рынка, возле него тоже развёрнута торговля: сюда жители приходят за одеждой и обувью, хлебобулочными изделиями, бытовой мелочью.

Фото автора.
Автор:Олеся Харламова