Лента новостей
Статья2 августа 2016, 11:13

Там огонь глотал живых и мертвых, а из пекла рвался детский крик...

Всё дальше уходят в прошлое годы Великой Отечественной войны. Но есть среди нас люди, которые пережили её, и для которых невозможно забвение…

Светлана Абрамовна Ефремова не участвовала в сражениях, не выносила раненых с поля боя. У неё был свой фронт, и была своя встреча со смертью. Женщина, рождённая в 1939 году, плохо помнит её, знает больше по рассказам матери, но всё же не изжить из памяти гул фашистских самолётов. Сначала грозные крылатые машины проносились над родным Ленинградом, девочка по звуку определяла - тяжёлые, гружёные снарядами. Значит, опять бомбёжка. Опять надо в подвал…

Отец ушёл на фронт. Из города на Неве спешно эвакуировали людей. Фашист замыкал своё смертоносное блокадное кольцо, и все знали: с железнодорожного вокзала сегодня отправляется последний состав, на котором вывезут из Ленинграда детей: детдомовских и "домашних", родители которых оставались в осаждённом городе. Быть ответственной за благополучную доставку ребятишек в тыл назначили маму Светланы - работницу одного из детских садов. Она увозила из Ленинграда и своих детей: Свету и её младшего братишку Юру.

18 июля 1941 года поезд прибыл на станцию Лычково. Тогда-то маленькая Света снова услышала голос вражеских самолётов. Лётчики видели, они просто не могли не видеть на вагонах красные кресты и надписи - по-русски, и по-немецки: "Дети!". Но вновь и вновь опускались к земле, бомбили, расстреливали в упор тех, кто пытался убежать подальше от огненного смерча, охватившего железнодорожные пути.
Ребятишек пытались спасти, сопровождавшие их женщины буквально выбрасывали малышей из вагонов на руки подоспевшим солдатам, рабочим станции. Света и маленький Юра стояли, уцепившись за подол платья матери. Та, прежде всего, старалась уберечь от гибели чужих ребятишек. Отмахивалась в ответ на крики: "Своих! Своих давай!". Отвечала: "Они со мной, а эти без родителей. Я за них в ответе!". Какой-то парень в солдатской гимнастёрке оторвал от юбки матери Юру, побежал с ним в сторону от горящего состава. Через несколько шагов упал, сражённый вражеской пулей. Годовалый Юра остался жив, был только ранен.

Потом был госпиталь в Рыбинске, родина отца - Абхазия. Там не было страшных бомбёжек, не было и голода, как во многих областях России. Местное население оказалось очень гостеприимным, как могло, помогало эвакуированной из Ленинграда семье. Маму Светланы устроили на работу, хотя прежде немного "потаскали по всяким КГБ". Интересовались: как это она осталась в живых, когда столько людей погибло?

Война вновь напомнила о себе, когда семью Светланы, после снятия блокады, отправили на родину. Отца девочки к тому времени уже не было в живых: боец Ленинградского фронта погиб во время решающего сражения за осаждённый город. До этого он писал: "Береги детей. Скоро вернусь". Верил в то, что вернётся. Не смог, не получилось…

Света увидела смутно знакомые по ранним детским воспоминаниям улицы - одни развалины. Узнала, что такое голод. Шёл 45-й год, но хлеба в достатке не было. Его выдавали по карточкам, как и крупы, сахар. Прежде всего, старались накормить детдомовских ребятишек. Светлана Абрамовна вспоминает:
- Пошла я в школу. В классе два ряда парт: один для "домашних" ребятишек, другой для сирот. Как перемена, детдомовские садятся завтракать. Разворачивают свёртки: у них белая булочка маслом намазана. У нас ничего… Мы говорим: ладно, когда-нибудь потом тоже так кушать станем…
Лакомиться белыми булками, да ещё и с маслом, Светлане пришлось не так уж скоро. Зато в те голодные времена она получила хороший урок, научивший её ценить совсем не материальные блага:
- Мама заведующей в детдоме работала. Однажды пришли мы с братом к ней. Она целую тарелку конфет ребятам несёт. Мы не выдержали: "Мам, дай хоть одну. Их ты кормишь, а нас нет!". Мама тогда рассердилась, домой нас отправила, пригрозила: "Вернусь с работы, таких вам конфет дам! У кого отнимать вздумали? У этих ребятишек родителей нет, а вы… С матерью, дедушкой-бабушкой…". Пришли мы домой, плачем: "Бабушка! Мама нам конфет не дала!". Бабушка нас полотенцем отхлестала: вот, мол, вам конфеты. Куда пошли, у кого просили? Правильно говорила, правильно нас тогда воспитывали.

Вспоминает Светлана Абрамовна и те концерты, которые она и её сверстники давали для раненых бойцов:
- Считай, все школы были у нас заняты под госпитали. Мы туда ходили, чтобы солдат своим выступлением порадовать. Песни пели, стихи читали, танцевали. Особого мастерства у нас не было, но раненым наши концерты нравились. Кто хлопал, а кто и плакал. И все благодарили, спрашивали, когда ещё придём, угощали, чем могли.

О военной и послевоенной рабочей дисциплине рассказывает С.А.Ефремова:
- По гудку заводскому жили: часов-то не было. И не дай Бог на работу опоздать! Уволить, может, и не уволят, а неприятностей не оберёшься. Случай был у нас, когда мама ещё в детсаду работала. Идёт она в садик, нас с братишкой на саночках везёт. А тут гудок! Мама нас на дороге бросила: "Подберёт вас кто-нибудь!". А сама на службу бегом! Сейчас бы кто так сделал? Страшно малолетних детей одних на улице оставлять. А тогда не боялись на случайных прохожих ребятишек бросить. Нас дядечка какой-то подобрал: "Куда вам надо?". В садик, говорим. Отвёз. Вот какой народ был! Все друг за дружку.

Много лет минуло с тех пор. Давно уехала Светлана Абрамовна из города на Неве, стала жительницей Уварова. Но не забыть ей разрушенных домов на ленинградских улицах, скудных хлебных пайков, почтальона, принесшего в дом страшную "похоронку". И не забыть название небольшого села Лычково, ставшего станцией смерти для десятков ленинградских детей!..

К СВЕДЕНИЮ

Трагедия на станции Лычково в течение длительного времени оставалась забытой. 9 мая 2002 года в программе Первого канала "Доброе утро" прошел сюжет о трёх лычковских женщинах, ухаживающих за братской могилой ленинградских детей. Передача вызвала широкий общественный резонанс, и 9 мая 2003 года возле братской могилы был установлен памятник, созданный московским скульптором А.Н.Бургановым. Скульптура состоит из нескольких частей. На гранитной плите установлено отлитое из бронзы пламя взрыва, подбросившего в воздух ребёнка. У подножия плиты - оброненные им игрушки.

4 мая 2005 года в селе Лычково состоялась торжественная церемония открытия мемориала "Дети войны". Мемориальный комплекс представляет собой глыбу красного гранита, в неё вмонтирована бронзовая фигура девочки, левой рукой держащейся за сердце. Кроме этого, в комплекс входит чёрный гранитный куб, на котором выбита надпись "Детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945". Работу над монументом вёл волгоградский скульптор, народный художник России, Герой Социалистического Труда В.Г.Фетисов.

4 мая 2009 года на Лычковском кладбище над братской могилой детей была открыта надгробная плита-памятник "Скорбящая ленинградская мать", который был изготовлен по инициативе школьников из ДЮОО "Память сердца" петербургским скульптором В.Ниловым. В этот же день на железнодорожном вокзале станции Лычково Октябрьской железной дороги открыта мемориальная доска.
Сейчас в Лычково работает военно-исторический музей, в основу которого положена экспозиция, посвящённая созданию памятника.
Автор:Олеся Харламова