Лента новостей
Статья2 августа 2016, 11:04

Ныряющие в бездну

Написать этот очерк о нашем земляке, участнике Великой Отечественной войны Алексее Тихоновиче Астахове меня побудило чувство гражданского долга. Ведь о моряке-подводнике с легендарной советской подлодки "С-13", потопившей фашистский лайнер "Вильгельм Густлофф", немецкий военный транспорт "Генерал Штойбен" и другие, на его малой родине, в Уварово, как выяснилось, ничего и никому кроме кровных родственников, не было известно. Между тем, он прожил долгую славную жизнь.

Родился А.Т.Астахов в деревне Новосёлок Уваровского района в 1922 году в многодетной крестьянской семье. Его родители Акулина Степановна и Тихон Филиппович воспитали шестерых детей. Рос Алёша среди русских полей и лугов. Вместе со своими сверстниками облазил все овраги, прилегающие к деревне, "охотился" на сусликов в степи, слушал пение жаворонка в знойный день в поле, бегал купаться на речку Шибряйку. В те годы она была глубокой и полноводной. Учился в местной начальной школе, а после - в Верхнем Шибряе.

Получив семилетнее образование, он уехал в Ногинск Московской области к дяде. Там выучился на электрика и с июня 1940 года работал в "Мосэнерго" линейным рабочим Ногинского подрайона, помощником электромонтёра. В сентябре 1941 года был призван Ногинским РВК и после прохождения шестимесячных курсов в учебном отряде им.Кирова в Ленинграде был направлен служить на Краснознамённый Балтийский флот в 1-ю Краснознамённую бригаду подлодок электриком на новую подводную лодку "С-13", командиром которой в апреле 1943 г. был назначен капитан 3-го ранга Александр Иванович Маринеско, до того уже ходивший в боевые походы на лодке М-96, имевший опыт морской войны, награждённый высшей правительственной наградой - орденом Ленина.
Во вновь набранном экипаже - 47 человек, последним в списке числился краснофлотец Алексей Астахов. Он был самым молодым членом экипажа: ему исполнилось 18 лет.
Служить подводником на мелководном Балтийском море было нелегко. Самая большая впадина - 400 метров - у берегов Швеции, а глубина Финского залива всего до 30 метров. Дно моря - сплошные шхеры, мели, камни, банки.

Весь флот дислоцировался между Ленинградом и Кронштадтом. Подводные лодки были несовершенны, и всё определялось выносливостью экипажа. Воздуха хватало на 3-4 суток, а затем надо было всплывать, чтобы зарядить аккумуляторные батареи и закачать воздух. На это требовалось, как минимум, 8 часов. Только после этого ныряющая лодка могла продолжать поход.
Кроме того, с целью не допустить выхода в Балтийское море советских подводных лодок, гитлеровцы заминировали фарватер Финского залива, установив большие противолодочные сети, расположив их в два яруса. Заграждение охранялось надводными кораблями и считалось непреодолимым для ныряющих лодок. Поэтому каждый боевой поход был сопряжён с величайшим напряжением сил, требовал от людей мужества и стойкости. Шанс вернуться был минимальным. Это было погружением в бездну.

В одном своём интервью Алексей Тихонович рассказывал: "В боевой поход мы ходили только зимой. Летом дни короткие: нам не хватало времени сделать зарядку. Не передать то напряжение, когда лодка касалась мины, и та скрежетала по обшивке субмарины: сердце сжималось в комок".

Война на море - цепь случайностей и неожиданностей. И очень много, конечно же, зависит от командира, от принимаемых им решений. Экипажу "С-13" с командиром повезло: Александр Маринеско был умелым, инициативным, смелым и решительным человеком, специалистом своего дела.

- По словам дяди, - заметил во время нашей беседы племянник ветерана Александр Астахов, и ныне живущий в Верхнем Шибряе, - экипаж "С-13" жил и служил, как одна семья. Очень любили своего командира, который по-отечески относился к морякам, называя их не иначе, как "сынки" или по именам. Именно экипаж спас Маринеско от трибунала за совершённый им проступок, отказавшись идти в поход без своего командира.

Это был их самый результативный поход за всю историю советского подводного флота. 11 января 1945 года лодка вышла на "свободную охоту". В это время продолжалась эвакуация немцев по Балтике.
30 января вечером сигнальщик Виноградов заметил вдалеке огоньки, а гидроакустик Шнапцев доложил командиру, что слышит шум винтов большого, двухвинтового, транспорта. Маринеско принял решение: "Будем топить", и лодка пошла на сближение. Но, к сожалению, удобный момент для атаки был упущен, и им пришлось догонять противника. "С-13" на предельной скорости шла вдоль берега. Её союзниками были ночь и шторм. Через четыре часа они обошли лайнер, и лодка легла на боевой курс.
Как после вспоминал ветеран-подводник Астахов, шла лодка на небольшой глубине: 30-40 метров, и с расстояния 4,5 кабельтовых торпедировала цель. Корабль затонул в течение 26 минут.
Во время торпедной атаки "С-13" Алексей Тихонович находился в шестом отсеке. Он отвечал за погружение субмарины. Дело в том, что сбросив груз (торпеды), облегчённая подлодка выталкивается вверх, на поверхность, и она становится уязвимой для авиации и торпедных катеров противника. Это самый опасный момент для субмарины: её могут обнаружить и уничтожить. И здесь требовалось его мастерство: как можно быстрее "нырнуть" в глубину, чтобы уйти от погони. Что они и сделали, взяв курс на север. По шуму винтов командир насчитал семь преследовавших их немецких кораблей, которые стали сбрасывать глубинные бомбы. Пришлось затаиться, лечь на грунт. От ударов при взрыве бомб лодку отрывало от грунта и снова било о дно.
- Было впечатление, что лодка разойдётся по швам, - рассказывал ветеран Астахов. - Но командир успокаивал: "Ребята, всё будет хорошо". И они вышли из этого боя победителями, прославив своей атакой, которую позднее назвали "Атакой века", не только Балтийской флот, но и всё наше Отечество.

Это была самая крупная военно-морская катастрофа 20 века. Сами немцы восприняли гибель корабля-символа "Вильгельм Густлофф", как расплату за войну. На нём по разным сведениям находилось от восьми до десяти тысяч человек. Среди них лучшие подводники-асы третьего рейха, будущие экипажи с командирами 70 новейших фашистских субмарин, их семьи.

А экипаж "С-13" в те минуты не знал, что потопленный ими войсковой немецкий транспорт - это фашистский лайнер "Вильгельм Густлофф" с водоизмещением более 25 тысяч тонн. Лодка уходила из опасного района. А через две недели, 10 февраля 1945 года, "С-13" пустила на дно ещё один большой немецкий транспорт "Генерал Штойбен".

За участие в этом походе А.Т.Астахов был награждён орденом Отечественной войны II степени. Его грудь украшали также полученные ранее медали: "За оборону Ленинграда", Ушакова и Нахимова.

В 1946 году А.Т.Астахов демобилизовался и поступил работать на Кронштадтский завод, где трудился до 1982 года, до ухода на пенсию. Будучи бригадиром электромонтажников, он ремонтировал электрику на подводных лодках и кораблях. За свои рацпредложения не раз награждался многочисленными грамотами.

Семью завёл в 1948 году, женившись на медсестричке Маше, с которой познакомился ещё в 1944 году. У них родились сын и дочь. Олег стал инженером и работал на том же заводе, что и отец, позднее в воинской части. А Татьяна Алексеевна 42 года отдала педагогическому труду, учила детишек в начальной школе. С ней автор этих строк связалась по телефону, и вот что рассказала дочь героя:

- Отец был человеком с активной жизненной позицией. Он участвовал в военно-патриотическом воспитании молодёжи, выступал в школах и воинских частях, рассказывая о боевых походах подлодки "С-13", ее экипаже и командире Александре Маринеско. Он принял из рук мэра Санкт-Петербурга Собчака "Золотую Звезду" Героя Советского Союза, которой Маринеско наградили спустя 45 лет после славного похода "С-13". Историческая справедливость всё-таки восторжествовала. Награду командира Алексей Тихонович передал его старшей дочери Элеоноре, которая живёт в Прибалтике.

Вносил свою лепту отец и в работу Совета ветеранов-подводников города-крепости Кронштадта. У нас дома часто собирались его друзья-подводники.
Умер последний член экипажа легендарной лодки С-13 на 92-ом году жизни после продолжительной болезни. Старшину I статьи А.Т.Астахова похоронили с воинскими почестями 15 октября 2013 года на кладбище города Кронштадта.
- Всё было очень торжественно, - вспоминает Татьяна Алексеевна, - почётный караул, военный оркестр из Санкт-Петербурга приезжал, салют прогремел…
Вот так завершил свой земной, славный путь наш земляк Алексей Тихонович Астахов. Помните о нём, уваровцы, и гордитесь!
Автор:Галина Мньщикова