Лента новостей
Статья18 февраля 2016, 10:00

Добрым быть - добро дарить

Василий Сухомлинский говорил, что "добрые чувства должны уходить своими корнями в детство… В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств". Этой цели подчинена деятельность работников дошкольных образовательных учреждений. Воспитывать в ребёнке доброту стараются и педагоги Избердеевской начальной школы-детского сада.

Ребёнок не рождается добрым или злым. Таким он становится в зависимости от воспитания, условий жизни, примера окружающих. Формирование исключительно важного качества - доброты - лежит в основе нравственного воспитания дошкольника. Основой нравственности человека являются те качества, которые определяют его моральный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Фундамент этого процесса должен быть заложен в дошкольном возрасте.

Воспитание доброты связано с пробуждением в ребёнке сострадания, умения сопереживать и радоваться успеху другого, как своему собственному. Ребёнок должен приходить к этому не через порицание или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства. Воспитывать в ребёнке доброту и чуткость нужно с такой же настойчивостью и последовательностью, как любое другое положительное качество личности. И самое главное - воспитать доброту можно только добром.

Формирование этого качества у дошкольников происходит постепенно. Маленькие дети стремятся к добрым поступкам сначала ради похвалы и одобрения взрослых. Со временем привычка поступать хорошо, делать добро перерастает в естественную потребность заботы о ком-то. А сочувствие, выражающееся в активной, бескорыстной помощи другому человеку, отказе от своего личного в пользу другого человека является одним из первых пробуждающихся у дошкольников гуманных чувств.

Задача родителей - создавать и постоянно поддерживать в семье атмосферу любви, доброты, милосердия и взаимопомощи. Задача воспитателей -
формировать у детей первичные ценностные представления о добре и зле, воспитать в них стремление делать добро.

В нашем детском саду в конце января прошла неделя доброты и добрых дел. В это время воспитатели проводили беседы с детьми о добрых поступках, способах и формах выражения доброты друг к другу, родным, домашним животным и так далее. Воспитанники с огромным желанием разучивали стихи о добрых людях и добрых поступках, с интересом рассматривали иллюстрации к художественным произведениям, изображающие положительных и отрицательных героев, наблюдали за поступками взрослых и детей, и главное - посильно помогали воспитателю и всем-всем, кто в этом нуждался.

Во время недели добрых дел прошла акция "Пернатый друг", призванная воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Детям заранее было предложено домашнее задание - вместе с родителями изготовить кормушки для птиц. Участники акции проявили фантазию и мастерство. Кормушки из фанеры, ДВП, картонных коробок, пластиковых бутылок оказались прочными, практичными и удобным для птиц. Финальным мероприятием недели стало размещение кормушек на деревьях.

Теперь ребята с удовольствием кормят птиц, с огромным интересом наблюдают за ними, слушают, как они щебечут, наевшись и перелетая с ветки на ветку. Таким образом у детей воспитывается ответственность за порученное дело: ребята не только любуются пернатыми, но и следят, чтобы у птиц всегда было достаточно корма.

Доброта рождается в деятельности. И даже ребёнок всегда может кому-то помочь, о ком-то позаботиться - о маме, младшем братике или сестричке, котёнке, птицах. Задача взрослых - поощрять стремление ребёнка совершать добро.
Автор:Марина КОЗЛОВА