Лента новостей
Статья17 февраля 2016, 14:30

Эхо Великой Отечественной

Благодаря поисковой работе педагогов и ребят из школы №7 города Мичуринска, в этот день на сампурскую землю вернулись души ещё шести защитников Родины, семь с лишним десятилетий считавшихся пропавшими без вести.

«Мы пишем ваши имена»

По словам директора мичуринской школы №7 Елены Рыбальченко, этой встречи могло бы и не быть. Напиши сверстники из реальной школы германского города Мунстер письмо в какой-нибудь другой российский город, район, село… Ведь ни один из самых отдалённых уголков великой страны в годину сороковых не обошла беда похоронок, не миновало горе утрат.

Но так случилось, что оно пришло именно им. И именно им выпала благородная и нелёгкая доля возвращения сынов Отечества домой. Возвращения из небытия солдат, чьи судьбы, словно мотылёк, сгорели в гигантском пламени Великой Отечественной войны.

Совместный российско-германский патриотический проект «Мы пишем ваши имена» стартовал в 2007 году, а пять лет назад в него включились учителя и учащиеся школы №7 города Мичуринска.

Суть его проста и глубока духовно: дать возможность молодёжи, чьи предки сражались друг против друга, понять, ощутить весь ужас вражды, практически руками потрогать страшную правду о войне.

Используя данные военных архивов, дети наносят на глиняные таблички имена наших солдат, погибших в застенках концентрационного лагеря Берген-Бельзен, обжигают и укладывают их воедино на кладбище Хёрстен, где погребено 50 тысяч узников этой «фабрики смерти».

Побывав там, юные мичуринцы уже не могли жить спокойно. Для них эта патриотическая акция стала делом чести и совести. С тех пор они упорно и кропотливо, год за годом возвращают в города, сёла и деревни Тамбовщины тех, кого уже, казалось, невозможно вернуть - пропавших без вести солдат.

А потом была неизвестность

Пропал без вести… Вдумайтесь, как это жутко. Был человек: дышал, работал, любил. И вдруг исчез, как будто и не жил вовсе, не радовался солнышку, не растил детей, не веселился и не печалился!.. Страшно это. Страшно ещё и потому, что не оставляет близким ничего, кроме робкой надежды и ночных терзаний: а вдруг жив, вдруг случится чудо?

Но чудеса случаются редко. Уже ушли из жизни, выплакав все слёзы, матери и поднявшие на ноги безотцовщину вдовы. Отшагали по ней свой век и дети, до глубоких седин хранящие в самом потаённом уголке души память об отце, которого порой и не видели вовсе. Разве что на старенькой фотографии...

Да что дети! Порой кажется, что горькая эта память прочно «въелась» в наши гены, заставляя внуков и правнуков отправляться на поиски своих предков, «высекая» слёзы в глазах, когда находят хоть малую весточку из прошлого.

Плакали на могиле своего отца, младшего лейтенанта Хорина Егора Никитовича из Текино, четверо его детей, самый младший из которых уже разменял восьмой десяток лет. Плакали и от горя, и от счастья одновременно. Потому что вновь резанула боль утраты и в то же время спал невыносимо тяжёлый груз безвестности.

- Я хорошо помню, - вспоминал после поездки в 2013 году на кладбище Хёрстен сын погибшего в плену офицера-танкиста Виктор Хорин, - лето 41-го года. Первым событием для моего отца стала война с Финляндией, где он был ранен, но вернулся живой.

Успел немного подлечиться и тут началась Великая Отечественная война. Он с первых дней на фронте. Очередное ранение, госпиталь. Не залечив ран, опираясь на палку, отец уходит догонять своих…

Сцена прощания до сих пор стоит у меня перед глазами. Наша мама и мы, её дети, провожаем защитника Отечества на войну.

От него была всего одна коротенькая весточка! Затем долгое беспрерывное молчание и неизвестность…

Все эти годы умерший в аду лагеря Берген-Бельзен младший лейтенант Егор Хорин считался пропавшим без вести. Имя его, память о нём были возвращены из небытия мичуринскими ребятами в 2011 году, и на Мемориале села Текино, куда кадровый военный Хорин не попал, так как не был в списках мобилизованных, появилась ещё одна фамилия, ещё одна украденная войной судьба.

Без права на забвение

Всего за годы своей деятельности мичуринские школьники из поискового отряда «Надежда» установили имена 344 солдат и офицеров из Тамбовской области, погибших в лагере Берген-Бельзен и захороненных неподалёку, на кладбище Хёрстен. Из них 23 - сампурца.

В этот визит, уже не первый, «Надежда» вернула домой ещё шестерых наших земляков, шестерых красноармейцев, ушедших на фронт и пополнивших чудовищно длинный список пропавших без вести солдат.

…В притихшем зале по одной загораются поминальные свечи. Всего шесть - по числу воинов, чьё последнее «прости» долетело до родного порога сквозь десятилетия.

И не скрывала слёз Клавдия Петровна Фирсова из Павловки - дочь красноармейца Калинина Петра Филипповича, считавшегося пропавшим без вести осенью 1941-го, а на самом деле умершего в концлагере 17 февраля 1942 года. Плакала Светлана Сергеевна Филина - внучка солдата из Бахарево Алексея Архиповича Дудова (умер в концлагере 10 февраля 1942 года).

С волнением приняли от поисковиков папки с документами и мешочки с кладбищенской землёй потомки рядового из Анновки Макарова Серафима Сергеевича и беляевца Дмитрия Дмитриевича Селиванова.

Передали их не сумевшим выбраться на вечер Памяти родственникам призванного из Павловки в 1941 году бойца РККА Евсеева Степана Алексеевича и понзарца Самойлова Алексея Демьяновича.

В скорбной минуте молчания замерли люди. Минуте, которая для многих, особенно юных, сравнима с годами. Годами духовного взросления и восприятия чувства, имя которому - сопричастность и патриотизм.

Одетые в форму периода Великой Отечественной, юноши и девушки из «Надежды» рассказали о том, что пережили в ходе поисковой работы, раз за разом всё больше узнавая о том ужасе, который творился в Берген-Бельзене - одном из многих нацистских душегубок.

Племянница одного из заключённых лагеря, которому удалось бежать и выжить, вспоминала его рассказ: «Нас взяли в плен в Литве 23 июня 1941 года прямо в казармах - спящими. Когда пригнали в лагерь (тогда он ещё был шталагом под номером XI-С), дали передохнуть не в бараках, а на поляне. После того, как мы перешли в другое место, на зеленевшей до того лужайке не осталось ни одной травинки…»

Всего в июле 1941-го в расположенный на земле Нижней Саксонии Берген-Бельзен поступило около 20 тысяч военнопленных солдат и офицеров Красной Армии. К весне 1942-го 18 тысяч скончались от голода, холода и болезней. Выжить удалось лишь 2097 узникам!..

Благодаря гостей из Мичуринска, глава района Николай Евдокимов ещё раз подчеркнул лейтмотив этого вечера - память. Память, которая не позволит покрыть пылью забвения и грязью лжи трагедию и подвиг Великой Отечественной, те чудовищные жертвы, которыми досталась нам Победа.

Пока мы помним - они с нами. И будет гордо шагать средь цветущего мая по главным улицам городов и сёл непобедимый и легендарный - Бессмертный полк.

Автор:Владимир Поветкин