Лента новостей
Статья11 февраля 2016, 10:40

Мы в ответе за всех...

Псы с городских окраин

Неподалёку от тамбовского зоопарка, за высоким забором, скрывается территория приюта для животных. Пробираясь между гаражами, ловлю себя на мысли, что от дороги забор не виден. Временное пристанище для десятков лап и хвостов выдаёт только несмолкаемый лай и едва слышное, но не менее звонкое, мяуканье.

Мне открывает Людмила Заворыкина, член Совета организации АНО «Доброе сердце», одна из активистов волонтёрского движения организации и непосредственно приюта. Сегодня здесь немноголюдно: в будний день обычно дежурит один из администраторов и часто приезжает кто-то из волонтёров. Утром... Мы с Людмилой Александровной подходим к администратору Юлии Бучневой, готовящейся к утреннему кормлению своих «подопечных».

— Кухни как таковой у нас нет. В основном наши животные едят сухой корм. Но стараемся готовить и мягкую еду — варим каши в мультиварках, — поясняет Юлия.

День приюта для животных расписан буквально по минутам. Утренний обход, во время которого нужно не просто осмотреть вольеры, но и уделить время для общения с каждым здешним «жильцом». Затем — завтрак, уборка, прогулка. Собакам и кошкам, которые в силу обстоятельств оказались вне дома, нужна социализация, то есть общение с человеком. Задача «Доброго сердца» — найти дом для каждого животного.

Обитатели приюта — собаки и кошки, большинство из которых были найдены волонтёрами на тамбовских улицах. Сегодня в 48 вольерах обитает около 60 хвостатых, лохматых и усатых. Впрочем, попадают сюда животные не только из областного центра. Нередко приходят сообщения от неравнодушных жителей из районов об одиноко скитающихся по дорогам собаках, о поселившихся на заправках, у магазинов, прибившихся к дикой стае...

— Во-первых, мы забираем с улиц так называемых «потеряшек» — собак явно домашних, с ошейниками. В таких случаях есть надежда, что животное просто убежало по недосмотру и хозяин вот-вот объявится, — говорит Людмила Заворыкина. — Во-вторых, к нам попадает немало травмированных животных, которых мы направляем в ветклинику на лечение.

Ответственно. Официально

На каждого вновь поступившего обитателя заводятся индивидуальная карточка и паспорт. В эти документы вносятся основные сведения о животном: пол, примерный возраст, окрас. Обязательно вклеивается фотография четвероногого и заносится информация о проведённой медицинской профилактике: прививках и противогельминтной обработке. Эти процедуры также обязательны.

— Когда наши животные уезжают к хозяевам, паспорта мы отдаём, а вот карточки остаются у нас. Бывает так, что вроде животное забрали, но спустя какое-то время возвращают снова в приют. Некоторые хозяева «возвращенцев» не считают нужным отдать паспорт питомца, тогда по карте мы восстанавливаем информацию о животном, — рассказывает Людмила Александровна.

К слову, животных передают в хозяйские руки только при составлении договора и предоставлении паспортных данных потенциального хозяина. Так человек берёт на себя ответственность за содержание живого существа. Сотрудники «Доброго сердца» судьбу некогда своих питомцев отслеживают, независимо от того, отдают животное в «новые» руки или возвращают «потеряшку» прежнему хозяину.

— Нередко, увы, встречаются «серийные потеряшки», когда одна и та же собака попадает к нам несколько раз. В таких случаях возникает вопрос вообще о том, насколько человеку собака нужна и важна, — не скрывая эмоций, говорит Людмила Заворыкина. — Такое же возмущение вызывают и бегающие свободно по улицам собаки в ошейниках. Конечно, при таком отношении собака может и убежать, и, не дай Бог, попасть под колёса машины! Видимо, решить проблему можно только введением серьёзных штрафов за самовыгул домашних животных.

Персоналии

Проходя мимо вольеров, Людмила Александровна рассказывает мне об их жителях. Вот «владение» лайки Армы. По собачьим меркам она — долгожитель, не меньше 16 лет. Арма почти ничего не слышит, зрение лишено былой остроты, собака редко выходит из конуры. Видимо, прежние хозяева просто выкинули старушку на улицу — мол, отслужила своё...

В соседнем вольере — статный красавец-стафф Тайсон. В отличие от степенной Армы, стаффордширский терьер молод и старается привлечь к себе внимание. Найден на улице несколько месяцев назад. Несмотря на усилия волонтёров, хозяина отыскать не удалось, но в приюте надеются, что Тайсон, как и многие другие его вынужденные соседи, обретёт настоящий дом.

Пройдя ещё несколько шагов, замечаю в одном из вольеров «старого знакомого» — приметного шарпея со звучной кличкой Идеал. Впервые я увидела его летом, и тогда мне подумалось, что породистый красавец явно не задержится здесь надолго, даже несмотря на уточняющую подпись на табличке: «С характером».

— Идеал действительно уезжал домой: его забрал молодой парень из Тамбова, в городскую квартиру. Периодически мы созванивались с молодым человеком, он говорил, что с собакой всё в порядке. Позже мы узнали, что шарпей на самом деле живёт у родственников парня в сельском частном доме, — говорит Людмила Заворыкина.

Когда Идеала удалось отыскать в том самом селе, оказалось, что его посадили на цепь. О тех днях сегодня напоминает вытертая на шее шерсть и недоверие к людям. Рассказывая о каждом животном, сотрудники приюта указывают на особенности конкретных кошек и собак, которые стоит учитывать их потенциальным хозяевам.

— Тайсона, к примеру, мы бы заведомо не отдали молодым ребятам или в семью с детьми. Такой собаке нужен сильный, волевой человек, — говорит Людмила Александровна. — Кошки у нас, к слову, тоже разные. Кому-то нужны внимание и ласка, кто-то сразу прыгает человеку на плечо, а кто-то предпочитает весь день лежать на боку.

Есть здесь и ещё один обитатель — белый голубь. На воле он не выживет: выбит дробью правый глаз, из-за чего птица летает только по кругу...

Трудности и перспективы

Когда-то «Доброе сердце» начиналось с единомышленников в социальных сетях. Сегодня группа «выросла» до статуса автономной некоммерческой организации и приюта для животных. Любое начинание — не всегда просто, а потому есть здесь и немало проблем.

В частности, нет штатного врача. Ветеринарное обслуживание «приютских» животных осуществляется специалистами клиники «Зоомир-Регион», на платной основе. Основной источник финансирования сегодня — добровольные пожертвования и нередко — средства самих волонтёров. Напомним, что благо­устройство территории и строительство приюта велось за счёт гранта в рамках исполнения подпрограммы «Регулирование качества окружающей среды» госпрограммы «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Тамбовской области» на 2013‒2020 годы. В цифрах это шесть миллионов рублей, за которые АНО «Доброе сердце» уже отчиталась. Впереди немало планов, и активисты организации надеются, что большинство задумок удастся реализовать.

— Будем подавать документы на участие в различных проектах, которые позволят нам получить финансирование, — поясняет Людмила Заворыкина. — Нам не хватает медицинского блока и хорошей кухни, большого помещения для кошек и, конечно, тренировочной площадки.
Автор:Юлия НОСОВА. Фото автора