Лента новостей
Общество19 января 2016, 10:18

Дмитрий Щугорев: «Я хочу снять документальный фильм и о Тамбовщине…»

Дмитрий Щугорев: «Я хочу снять документальный фильм и о Тамбовщине…»
Герои его репортажей - президенты, премьеры, министры, лидеры партий и еще многие знакомые и незнакомые большинству из нас люди. Но то, что зрителям телеканала «Россия-24» имя их автора и одного из ведущих - Дмитрия Щугорева хорошо известно – утверждение, пожалуй, бесспорное.

Сегодня он наш собеседник, а
эта неожиданная встреча состоялась в Мичуринске во время новогодних каникул.

- Дмитрий, давайте начнем с того, что Мичуринский район для вас не из категории отвлеченный понятий…
- Да, несмотря на то, что родился в Москве, Мичуринский район считаю своей родиной. Тут прошла значительная часть моего детства. Все летние каникулы я проводил в селе Хмелевое. Здесь же родились мои родители и здесь до сих пор живут мои родственники.

- Кто ваши родители?
- Они родились и выросли в селе Старое Хмелевое. В 1972 году переехали жить и работать в Москву. Отец трудился на АЗЛК, потом в сфере ЖКХ, в 2006 году его не стало. Мама работала на ткацкой фабрике. Её специальность достаточно редкая – колорист. Это специалист, разрабатывающий цвета для тканей. Она умеет различить десятки незаметных оттенков в обычных, казалось бы, цветах. Когда мама вышла на пенсию, мы решили, что ее малая родина – вполне подходящее место для жизни. Как ни странно, столичная жизнь для пенсионера во многом уступает провинциальной. Здесь - чистый воздух, тишина, при этом достаточно развитая социальная инфраструктура. Ну и потом и в Хмелевом, и в Мичуринске живет много нашей родни – обстоятельство немаловажное во все времена. Мы купили здесь дом, два года занимались его ремонтом и сейчас мама большую часть времени живет здесь. Здесь у нас свой огород. Я стараюсь бывать тут при малейшей возможности. Приезжаю всегда с удовольствием.

- Какие-то яркие впечатления о мичуринском детстве сохранились в памяти?
- Прежде всего, отношения между людьми. Они были проще, более открытыми и искренними. Вероятно это особенность того времени. Конечно это и ежедневный крестьянский труд. В деревне держали сотни коров. У нас было две, которых, кстати сказать, я порой сам пас.
Еще одно из ярких воспоминаний детства - незабываем вкус домашнего молока! Бабушка сама делала творог, сметану. Это невозможно сравнить сегодня ни с какими продуктами в красивых упаковках. Осенью собирали подсолнечник и потом молотили его. На нашей улице Зеленой (в народе – Баландовка) стук молотилок в эти дни был непереставаемым. Работали в каждом дворе. Сейчас вспоминаю эти моменты с особой теплотой…

- Ваша главная профессия – переводчик…
- Да, закончив переводческий факультет Московского государственного лингвистического университета, я стал работать на телевидении, но в рамках своей профессии. На последнем курсе меня пригласили на стажировку на один из каналов. Задача – переводить новостные блоки, выходящие на лентах зарубежных информагентств и готовить их для нашего эфира. Возможность накопления практического опыта и совершенствование своих знаний – важный момент в любой профессии, а для переводчика тем более. Подрабатывал и преподавателем иностранных языков. Но в конечном итоге, связал свою жизнь с телевидением, о чем нисколько не жалею.

- Как устроен ваш рабочий день?
- Ведущие новостей на канале «Россия-24» работают по своему графику. Семь дней – рабочая неделя, потом неделя отдыха. Но отдыхать не получается: в эти дни я, как правило, работаю над другими проектами. Например, сейчас это программа «Городские технологии», рассказывающая про Москву. Снимаю и документальные фильмы, причем в этом случае их география охватывает не только Россию. Подобных работ уже десять. Здесь я выступаю и как автор сценария, и как ведущий. Съемка документального кино или иных программ не входит в мои обязанности, но желание расти в профессиональном плане и возможность заработать – немаловажные моменты. И потом, работа на новостных выпусках порой изматывает и требует перемены рода деятельности. Так что такие творческие и рабочие поездки помогают «отдохнуть» от привычных дел. Недавно вернулся с Курильских островов, где мы снимали фильм про то, как там, в промышленных масштабах восстанавливают популяцию дикой кеты. Фильм называется «Земля кеты», его показывали в нашем эфире. Это был сложный в творческом и производственном плане процесс. Но при этом, работая там с утра до ночи, я отдыхал. Именно отдыхал. Прямые эфиры и работа в студии – крайне напряженная работа, заставляющая сосредотачиваться на многих мелочах и деталях. Безусловно, от этого устаешь.
Телеэфир начинается в 17.00, в это время выходит «мой» первый выпуск новостей. Но на работу приезжаю к 14.30, готовлюсь, просматриваю новостные ленты, правлю тексты. Новости – это конвейер. Над выпуском трудится большая бригада различных специалистов. Все в общем потоке и постоянном движении. У меня, как и у других ведущих, нет своего отдельного кабинета. Сам производственный процесс построен следующим образом: два часа в эфире один ведущий, два часа – другой. То есть – два часа я «на экране», потом подготовка к следующему эфиру (в это время работает другой ведущий) и затем снова я «на экране». И так восемь часов. В 23.00 рабочий день заканчивается и я еду домой. Заканчивается, если не случилось ничего плохого в мире или стране. Тогда говорить об окончании рабочего дня не приходится…

- Что происходит в таком случае?
- Начинается работа в несколько ином стиле. Главная цель - максимально оперативная информация с места событий, различные комментарии. Есть специалисты в той или иной области, с которыми мы в таких случаях связываемся, они готовы объяснить или прокомментировать ситуацию. Благодаря этому зрители находятся в курсе событий. И пока напряжение не спадает, говорить о привычном завершении рабочего дня не приходится.

- Вас могут бросить на любой сюжет?
- В общем-то да. Но моя специфика – события, связанные с внешней политикой. И это не только официоз и мидовские мероприятия. Отдельное место занимают командировки и работа в горячих точках. В моей биографии – Иран, Ирак, Южная Осетия. Хотя Иран нельзя отнести к горячим точкам. В 2006 году мы находились там в ожидании начала боевых действий, в акваторию Персидского залива зашел американский авианосец, ситуация с каждым днем становилась все напряженнее. Это была и во многом остается «закрытая» страна, живущая по своим законам и на которую наложены различные ограничения. Тогда к счастью все успокоилось. Но чтобы не терять времени я сделал несколько специальных репортажей о жизни в Иране. Это удивительное государство с множеством необычных деталей в быту и повседневной жизни. Персия всегда занимала особое место в истории Востока. И сегодня там много моментов поражающих воображение: например, успешно развиваются ядерные технологии, и как сопутствующее направление - ядерная медицина, наука, другие сферы, так или иначе задействованные в этом сложном научно-производственном процессе…

- Вы входите в президентский и премьерский пулы. Работа в кремлевских мероприятиях дает журналисту какие-то преимущества?
- В этой обойме я с момента своей работы на канале «Russia Today». Говоря о преимуществах, сразу отвечу - абсолютно никаких. Ну, возможно, это позволяет быть одновременно свидетелем и журналистом, причастным к историческим или иным масштабным событиям. Это интересно, это ответственно. Но преференций никаких нет.

- Насколько вы свободны в вопросах, адресованных высокопоставленному собеседнику?
- Естественно, всегда приходится отдавать себе отчет с кем ты беседуешь. Конечно, приходится заранее «погружаться» в тему, чтобы подготовить хороший материал. И любой из моих собеседников, понимает, что вопросы в большинстве своем будут острые и проблемные. Более того, он их всегда ждет. Иначе разговор будет никому неинтересен. Да, собеседники разные, с одними разговор быстро перестает быть формальным, с другими он так и не выходит за официальные и протокольные рамки.

- Вы проводите границу между журналистикой и пропагандой?
- Любое средство массовой информации занимается пропагандой. Вообще в самом этом слове нет ничего такого, чтобы открещиваться от этого. И потом, сегодня среди сотен телеканалов, сайтов, газет любой человек имеет возможность выбирать между стилем и формами подачи информации. И находит то, что ему более комфортно.

- Дома смотрите телевизор?
- Конечно. В основном новости и документальные проекты. И когда некоторые мои коллеги говорят, что они не смотрят телевизор, у меня невольно возникает вопрос – «А что ты в своей профессии делаешь»? Если тебе неинтересна работа твоих коллег – то это говорит о том, что ты остановился в своем профессиональном росте. Я расцениваю это так. Кстати, моя мама тоже почти всегда смотрит мои выпуски. И даже может потом высказать какие-то свои замечания: по поводу моего галстука или каких-то других моментов.

- Вы не пресытились журналистикой?
- Нет. Я могу уставать от своей работы, как и любой человек. Есть и будут более или менее интересные моменты в профессии. Но мне всегда нравится делать то, что я сейчас делаю.

- Как проходит ваш отпуск?
- У нас не принято отдыхать более двух недель. В прошлом году на майские праздники приехал в Хмелевое, сажал в огороде картошку. Это, кстати сказать, доставляет мне огромное удовольствие. Потом на несколько дней вернулся на работу в Москву. А через пару дней улетел в Крым.

- Нет ли у вас желания снять фильм о Тамбовщине?
- Есть. Но пока не определился о чем именно будет такое кино. Не хочу спешить с подобными начинаниями. Это требует серьезной подготовки. Я полагаю, эта часть страны, с которой к тому же связана история моей семьи, моих предков богата событиями прошлых лет и перспективна будущими задумками. Хотя меня больше интересуют темы, связанные с развитием производственных или научных технологий. Как раз то, что сегодня присутствует в регионе и в частности в наукограде и Мичуринском районе. Так что вопрос с созданием этого фильма – вопрос времени.


НАША СПРАВКА:

Дмитрий Анатольевич Щугорев — российский журналист, ведущий и корреспондент телеканала «Россия-24» (с 2007 года), ранее — корреспондент «Первого канала» (с 2000 по 2005 годы), международной телекомпании «Russia Today» (с 2005 по 2007 годы). С 2007 года — ведущий прямого эфира выпусков новостей и информационных программ («Городские технологии», ранее — «Сенат», «Дебаты», «Проект Обама») телеканала «Россия-24».Автор специальных репортажей, документальных и научно-популярных фильмов.
В 2011—2012 годах — ведущий предвыборных дебатов на парламентских и президентских выборах на телеканалах «Россия-24» и «Москва 24». В качестве помощника ведущих участвовал в проведении передач «Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение» и «Прямая линия с Владимиром Путиным».
Автор:Вадим Гранитов