Сегодня

Вторник, 16 октября 2018
vkontakte twitter facebook ok

Тамбовские попрошайки: жизнь с протянутой рукой. Постскриптум

Итоговый материал в цикле журналистских расследований жизни посвященных попрошайкам Тамбова, под общим тэгом «город на дне». Автор решил подвести черту в почти полугодовых исследованиях этого полукриминального мира. Предыдущие материалы цикла можно увидеть здесь.

Александр Смолеев, журналист:

– Цыганки с золотыми зубами и кольцами, выкидывающие хлеб. Мамочки с грязными спящими или с лжебольными детьми, не помнящие диагноз своего ребёнка. Бабушки и дедушки, которых привозят и увозят на дорогой машине. Группа мошенников по всему городу (а позже оказалось, что и по всей стране), собирающих якобы на лечение больного мальчика. Молодые женщины, закутанные в одежды и изображающие из себя вековых старух. Алкоголики у храмов. В основном именно такими на поверку оказались тамбовские попрошайки. Реально нуждающихся лично я почти и не встречал.
   Хотя уверен, что некоторые из тех, кто ознакомился с моими материалами, всё равно будут продолжать обогащать мошенников и трутней. Уже не раз я слышал критику в свой адрес, что, дескать, поднял кощунственную тему, что публично обсуждаю нищих. Я же считаю, что в свободном обществе можно обсуждать любые социальные явления. Да и нищих среди героев моих публикаций почти нет. Есть бизнесмены и их «реквизит». И заработкам многих из них позавидовал бы среднестатистический тамбовчанин. На эту критику я стараюсь не обижаться, понимая, что не каждый может переосмыслить своё мировоззрение, что никто не хочет чувствовать себя обманутым.
   Подавать или не подавать – дело каждого человека. Надеюсь всё-таки, что сердобольные горожане будут более вдумчиво относиться к уличной благотворительности. Поговорите с собирающим милостыню, иногда у профессиональных нищих весьма примитивные легенды и они начинают «плавать» даже после одного-двух простейших вопросов. Купите им еду или лекарство, если хотите помочь. Ведь пока им будут давать деньги, их коммерция будет процветать.

Алёна Цымбал, заместитель председателя организации «Открытый мир»:

– У мошенников, собирающих милостыню, три основные уловки: старость, дети и инвалидность. Такие мошенники могут заработать от 50 тысяч рублей в неделю и больше.
Так, работники Центрального рынка рассказывали, как «бабушки» в конце рабочего дня перевоплощаются в молодого парня или в девушку-цыганку. Полиция тоже про это шоу знает, но только смеётся. Опознать их легко – у фальшивых бабушек совсем не видно лица и рук, они стоят на коленях и не отвечают на вопросы.
    Лишь один раз нам попалась женщина, реально нуждающаяся в помощи. Иногда её можно было встретить на улице. У неё психическое расстройство, она находится под присмотром социальной службы. Есть жильё, ребёнок-инвалид, мама. Они не умирают с голода, но живут очень бедно, а эти деньги позволяют им лучше питаться и хоть что-то из одежды купить. В любом случае это был не бизнес.
   Каким образом можно определить, нуждается ли собирающий милостыню или нет? Расспросить про ситуацию подробно, с датами, именами, сопоставить данные. Обычно человек не может внятно объяснить, почему попрошайничает, да и общаться он не хочет.
  Чтобы помочь попрошайке, надо вызвать полицию. Если ситуация реальная, то хуже не будет, могут и в нужную организацию за помощью послать. А вот мошенников при активности граждан заметно убавится. А если попрошайка с ребёнком – это, как правило, стопроцентное мошенничество.
   Конечно, самый действенный способ борьбы с этим бизнесом – не подавать. При желании помочь всегда найдётся человек, кому ваша помощь реально нужна. Подавая деньги женщине с ребёнком или с фото ребёнка, вы укрепляете детское рабство, а часто и женское, так как не все женщины добровольно идут на такой заработок. Несколько раз я лично видела женщину у
магазина на улице Сенько, собирающую якобы на операцию племяннику. Она всегда стояла вялая, подавленная. Ничего вразумительно про болезнь и операцию рассказать не могла, даже имя родственника не знала. За ней явно наблюдали из машины мужчины. После разговора со мной она исчезла.

Игорь Метальников, журналист:

– Когда заходит речь о попрошайках, во мне борются два чувства, две мировоззренческие позиции. Одна – христианская. «Да не оскудеет рука дающего», – говорит она и требует от верующего милосердия. Другая, прагматическая, заставляет задуматься – она строже к человеку, просящему милостыню. В любом случае стоит быть внимательным к своему шагу. Не могу подать пьянице, женщине с украшениями. Даже благообразной старухе с иконой, потому что у самого дома больная 90-летняя бабушка. И я уверен, что она, как бы ни сложились условия, не вышла бы на улицу, к чужим людям, с протянутой рукой. И если быть честным до конца, то никогда нигде не встречал благородства в попрошайке – а только наглость да притуплённую злобу.
   Конечно, не моё дело – судить людей за то, что они подают нищим. Но по сути, когда деньги идут в карман «трутням» и мошенникам, выглядит это благодеяние как неправильное квазимилосердие. Такое вот утешение для чёрствых сердец – кинуть монету (купюру) и забыться в дыму повседневности.

Протоиерей Виктор Шальнев, настоятель храма святого Лазаря в Тамбове:

– Те, про кого вы говорите, вовсе не нищие, а попрошайки. Среди них нищих нет. Потому что нищему человеку хлеба дашь, он скажет «Спаси, Господи», а этот возьмёт хлеб и выбросит. Какой он нищий? Этому человеку нужны деньги. Он обирает доверчивых людей любым методом. Он спекулирует на их доброте. Нельзя вести такой паразитический образ жизни. Так, часто цыгане запускают в храм своих детишек, которые просят милостыню. Детишек надо в школу вести, настраивать их на получение образования и работу. Если все наши детишки пойдут к храму побираться, что будет?

Тамбовские попрошайки. Часть 1

Тамбовские попрошайки. Часть 2

Тамбовские попрошайки. Часть 3
Тамбовские попрошайки. Часть 4
Тамбовские попрошайки. Часть 5
 

Автор: 
Александр СМОЛЕЕВ. Фото автора
Рубрика: 

Оставляя комментарий, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности на сайте.

Наверх