Войну закончил в Норвегии

« Сельские зори »
19
от
Пятница, 6 мая, 2011 (Весь день)
985
http://www.top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2011/05/06/top68.ru-voinu-zakonchil-v-norvegii-672.jpg?itok=T-gGlR8I

Коренной житель Петровского Виктор Иванович Кузьмин родился в 1914 году, он не понаслышке знает о событиях, которые многим известны только из учебников истории. Был современником тех великих и трагических дел, оказавших огромное влияние на судьбу Отечества: крушение одного строя и замена его другим, гражданская война, радикальные преобразования по всем направлениям и т.д. Такие события не проходят бесследно ни для людей, ни для государства. Многое пришлось перенести Виктору Ивановичу и его семье. Но шли годы, жизнь постепенно налаживалась, страна вставала из руин. Виктор обучился на шофера, и в 1932 году начал трудиться в Избердеевской МТС. По его словам, довелось поработать на всех марках грузовых автомобилей, которые тогда существовали в Советском Союзе. «Полуторка», ЗИС-5 – эти машины сейчас можно увидеть лишь в старых кинофильмах, а для Виктора Ивановича они «старые знакомые». Немало довелось повозить на них грузов по нашим дорогам, а еще больше – по бездорожью. Немало пришлось потрудиться в довоенные годы шоферу Избердеевской МТС!
Воскресенье, 22 июня 1941 года, разгар лета… Тогда еще мало кто мог предположить, что эта дата станет олицетворением гигантского горя для народов нашей страны. Тогда еще думали, что скорая победа будет добыта «на чужой земле и малой кровью». Уже 27 июня Виктор, получив повестку, был мобилизован в армию и отправился на фронт. В своем рассказе о военных годах Виктор Иванович немногословен. Оно и понятно: тем, кто пережил войну, кто видел ее ужасы, не в радость, конечно же, вспоминать пережитое. По словам ветерана, воевать он начал на смоленском направлении в составе 220-го артиллерийского полка. Водительские навыки пригодились – возил орудия, боеприпасы. Было очень тяжело, особенно зимой: холод, постоянные бомбежки, обстрелы. В одном из боев Виктор Иванович был контужен, отлежался в госпитале и снова на передовую. Много чего довелось повидать и испытать за военные годы! Побывать в Берлине Виктору Ивановичу не довелось, по его словам, их часть перебросили в Норвегию, где добивали остатки фашистских войск. Демобилизовался он в начале 1946 года. За время войны Виктор Иванович неоднократно был награжден, среди его наград есть и орден Отечественной войны II степени и медаль «За победу над Германией», многие юбилейные медали.
После возвращения домой поначалу продолжал работать шофером в родном селе. Но как и многим в то время, довелось поработать и за пределами родного края. Два года проработал на Горьковском леспромзаводе, где в то время трудились и военнопленные, заведовал складом ГСМ. В разрушенной войной стране тогда велось гигантское строительство. «Валили лес, отправляли по многим городам для стройки», - вспоминает Виктор Иванович. Потом по состоянию здоровья пришлось Виктору Ивановичу покинуть завод и вернуться домой. На этом же заводе вместе с ним трудилась и супруга, Мария Тимофеевна. За годы совместной жизни Кузьмины воспитали четверых детей.
В 1974 году Виктор Иванович ушел на заслуженный отдых. Сегодня хоть и беспокоят порой старого солдата недуги, но он не сдается, не теряет бодрости духа, чуть ли не ежедневно общается с соседями.
Фронтовой шофер Виктор Иванович Кузьмин прошел Великую Отечественную, как говорят, «от звонка до звонка». Не раз приходилось слышать, что из каждой сотни призванных в сорок первом живыми Победу встретили не более двух-трех человек. Виктор Иванович как раз из их числа. Из числа тех, кто дальше всех был от Победы и все-таки победил. С великим праздником Вас, дорогой Виктор Иванович!


 

Автор: 
Сергей Шальнев
Читайте также:
Наверх