Лента новостей
Статья21 августа 2012, 13:37

Влюблённый в небо

В рамках Года российской истории редакция подготовила информационный мини-проект о заслуженных людях – наших земляках, состоявшихся как профессионалы в той или иной сфере, которые пользуются уважением местных жителей, многое сделали или делают сейчас для процветания своего края. Цель данного проекта – пробудить в читателях местный патриотизм, гордость за своих земляков.
Серию очерков под рубрикой «Лучшие люди» мы начинаем рассказом о штурмане — лётчике авиационной группы высшего пилотажа «Русские витязи» уроженце рабочего посёлка Дмитриевка, выпускнике второй школы райцентра Сергее Владимиро-виче Щеглове.


От военных буден до мирных дней


О вехах становления пилотажной группы «Русские витязи», составленной из лучших лётчиков подмосковной авиабазы Кубинка, можно узнать из книги Н. Валуева «Автографы в небе». По официальным источникам, датой её рождения считается 5 апреля 1991 года. Как пишет автор, уникальность «Русских витязей» состоит в том, что это единственное в мире пилотажное подразделение, выполняющее одиночный встречный и групповой высший пилотаж в составе четырёх, пяти и шести боевых самолётов класса тяжёлых истребителей четвёртого поколения Су-27, окрашенных в цвета Государственного флага России. Есть у них и своя эмблема, выполненная в виде щита, на голубом поле которого изображён ромб самолётов.
За годы своего существования «Русские витязи» посетили Великобританию, Поль-шу, Францию, Малайзию, Германию, США, Голландию, Канаду, Бельгию, Словакию, Австрию, Китай. Всего 12 стран, причём некоторые из них — неоднократно. Они были гостями пилотажной эскадрильи «Красные стрелы» Королевских ВВС Великобри-тании в Скэмптоне. Им была оказана честь совершить показательные полёты над резиденцией королевы-матери в Шотландии.
Примечательно, что в строю парадного расчёта над Москвой ассы из Кубинки впервые прошли 1 мая 1946 года. Этот авиационный гарнизон, расположенный в 60 километрах западнее столицы, известен россиянам как школа номер один пилотажного мастерства, место дислокации всемирно известных авиагрупп «Русские витязи» и «Стрижи». Помимо этого, Кубинка — одна из крупнейших баз российских ВВС в московском регионе. Она появилась здесь в 1934-1935 годах, когда в Кубинке стал базироваться 82-й отдельный авиационный отряд, для которого был построен здесь аэродром. В 1938 году сюда прибыли только что сформированные два авиаполка — 11 и 24-й, которые впоследствии были объединены во 2-ю истребительную авиабригаду. Эти части первыми в ВВС РККА проводили в Кубинке войсковые испытания новых самолётов (И-26 (Як-1) и ЛаГГ-3) и осваивали их. В грозном 1941 году на них они вступили в бой с фашистскими захватчиками. Во время первого массированного налёта гитлеровской авиации на Москву (в ночь с 21 на 22 июля) командир эскадрильи 11-го истребительного авиационного полка капитан Константин Титенков сбил в районе Старой Рузы, расположенной в 15-ти километрах от Кубинки, флагманский самолёт немецкой авиагруппы. Благодаря мужеству, проявленному бойцами 643-го батальона аэродромного обслуживания, авиабаза в Кубинке не была сдана врагу. И ещё один интересный факт: в 1944 году здесь был сформирован 1-й истребительный авиаполк чехословацкой ар-мии.
Организационно пилотажная группа «Русские витязи» ведёт свою родословную с 22 марта 1938 года. В тот день в местечке Горелово Ленин-градской области на базе 70–й и 58-й истребительных и 33-й отдельной разведывательной эскадрилий был сформирован 19-й истребительный авиационный полк во главе с майором Третьяковым. А уже осенью 1939 года лётчики полка выполнили важное задание правительства — провели войсковые испытания истребителя И-16 с двигателями М-63. Осенью того же года полк принимал участие в освободительном походе в Западной Украине. Затем — война с белофиннами в 1939-1940 годах, где лётчики отличились в воздушных боях над Корейским перешейком. За мужество, проявленное в борьбе с врагом, в апреле 1940 года полк был награждён орденом Красного Знамени.
В 1941-1944 годах 19-й истребительный авиаполк воевал в составе ПВО Ленинграда, действовал на Волховском, Воронежском, Юго-Западном, 1-м Украин-ском и 1-м Белорусских фронтах в составе 15-й, 2-й и 16-й воздушных армий. Лётчики выполняли боевые вылеты главным образом на свободную охоту. За доблесть и мужество, проявленные личным составом при освобождении города Проскурова (г. Хмельницкий), полку было присвоено почётное наименование «Проскуровский», а позже он был преобразован в 176-й гвардейский полк. Как свидетельствуют архивные документы, в 1944 году за отличное выполнение заданий командования в составе 1-го Украинского фронта полк был награждён орденом Алексан-дра Невского, а в мае 1945-го — орденом Кутузова 3-й степени.
Всего за годы Великой Отечественной войны лётчики 176-го гвардейского Проску-ровского орденов Красного Знамени, Александра Нев-ского и Кутузова истребительного авиационного полка совершили 8535 боевых вылетов, провели 711 воздушных боёв и сбили 398 самолётов противника, ещё 56 вражеских самолётов были уничтожены на земле. Помимо этого, в арсенале лётчиков 3 уничтоженных танка, 256 автомашин, 213 повозок, 7 автоцистерн и столько же зенитных батарей, а также выведено из строя 36 паровозов, сожжён 1 железнодорожный эшелон.


Второе рождение

Своё современное наименование авиачасть из Кубинки обрела в 1992 году, когда полк был переименован в 237-й Проскуровский Краснозна-мённый орденов Кутузова и Александра Невского Центр показа авиационной техники. (Сегодня в составе Центра две пилотажные группы — «Русские витязи» и «Стрижи». По оценке авиационных специалистов, они — одни из лучших в мире, — прим. автора). А через год ему было присвоено имя И.Н. Кожедуба. Тогда в начале 1990-х годов о пилотажной группе русских лётчиков мало кто знал. Всё началось с того, когда на вооружение 1-й авиационной эскадрильи Центра показа авиационной техники поступили истребители СУ-27. Опытные лётчики быстро освоили новую технику и вскоре приступили к тренировочным полётам в составе «пары», «тройки», а затем и «четвёрки» машин в строю «ромб».
Дело это оказалось непростым, совместному пилотированию в небе мешали внушительный размер, масса самолёта (суммарный вес группы из 6 таких самолётов составляет около 150-ти тонн, а её размах около 75 метров — прим. автора), его инертность и, как ни странно, отличная аэродинамика. Преодолеть все сложности лётчикам помогли огромное желание и титаническое упорство. После того, как окончательно сформировался состав пилотажной группы из шести самолётов, встала новая задача: дать ему броское название, придумать эмблему, решить другие организационные вопросы. Среди многих предложенных вариантов решили остановиться на «витязе». По мнению лётчиков, это слово ассоциировалось с русскими былинами и воинственным духом и как нельзя подходило к их мощным боевым машинам, которые своим внушительным видом и впрямь напоминали крылатых богатырей.
Сегодня сильных духом, отважных лётчиков знают во всём мире. Их выступление неизменно вызывает аплодисменты и восторг зрителей. В числе поклонников «Русских витязей» и «Стрижей» и автор этих строк. Впервые мне довелось увидеть их полёт (правда, по телевизору) на праздновании, посвящённом 850-летию Москвы, когда «Русские витязи» на четырёх истребителях с выпущенными шасси и включёнными огнями появились в вечернем небе над Воробьёвыми горами, где в тот момент разворачивалось лазерное шоу Жана-Мишеля Жарра. Зрелище и в самом деле было потрясающим. Второе и опять незабываемое телевизионное знакомство состоялось в мае 2005 года, когда «Русские витязи» совместно с пилотажной группой «Стрижи» в составе 9 самолётов выполнили исторический пролёт над Красной площадью, посвящённый 60-летию Великой Победы. А через пять лет, 9 мая 2010 года, кубинская «девятка», ведомая Игорем Шпаком, который заменил трагически погибшего на тренировочном полёте в городе Жуковский Игоря Ткаченко, вновь появилась в небе над Москвой. Много позже узнала, что к обновлённому составу группы присоединился уроженец рабочего посёлка Дмитриевка гвардии подполковник, военный лётчик 1-го класса Сергей Владимирович Щеглов, который успешно прошёл программу пилотажной подготовки и занял место левого внешнего ведомого в строю «Русских витязей». Это известие было особенно приятным. К чувству восхищения мастерством и отвагой лётчиков добавились ещё местный патриотизм и гордость за нашего земляка. Естественно, захотелось рассказать о нём широкому кругу читателей на страницах «Знамени». Однако застать Сергея на малой родине во время его очередного визита к родителям оказалось делом непростым. Такие наезды, по словам близких, редки и непродолжительны. Львиную долю времени штурмана-лётчика авиационной группы высшего пилотажа «Русские витязи» С.В. Щеглова и его боевых товарищей занимают тренировочные полёты и показательные выступления на авиационных шоу. Поэтому, отчаявшись поговорить с ним при встрече, вынуждена была ограничиться той информацией, которую предоставили родственники.


Когда мечты сбываются

Биография моего героя во многом схожа с судьбами мальчишек 70-80-х годов, предпочитавшим всем другим специальностям профессию кадрового военного, которая в те годы ещё считалась довольно престижной. Родился Сергей 16 августа 1973 года в рабочем посёлке Дмитриевка. После десятилетки поступил в Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков им. А.Ф. Мясникова, которое успешно окончил в 1995 году. Проходил службу в качестве лётчика в Борисоглеб-ском центре переучивания лётного состава, в Московском ВО. С 2007 года служит на авиабазе Кубинка. За время прохождения службы освоил Як-52, Л-39, МиГ-29, Су-27. Налетал на данных моделях самолётов 900 часов. Групповым высшим пилотажем начал заниматься с 2009 года. По словам мамы Александры Васильевны Щегловой, Серёжа с детства бредил самолётами, и ещё мальчишкой твёрдо знал, что будет военным лётчиком, поэтому все сочинения на свободную тему писал только об этом.
Примечательно, что в роду Щегловых кадровых военных никогда не было. О профессии военного лётчика мечтал когда-то Щеглов-старший, проработавший всю жизнь электриком на Никифоровском сахарном заводе. Владимир Николаевич так часто говорил с мальчуганом о своей мечте, что, видимо, и сына «заразил» небом. Увлечение оказалось настолько серьёзным, что молодой человек сделал всё, чтобы реализовать несбывшиеся планы отца. Как рассказала нам его школьная учительница и близкая родственница Щегловых Валентина Васильевна Редченко, Серёжа всегда был очень ответственным, целеустремлённым человеком, требовательным к себе и другим. Эти качества, заложенные ещё в детстве, пригодились Сергею Владимиро-вичу и в его трудной, сопряжённой с риском профессии. В практике военного лётчика был такой случай. Как-то перед очередной тренировкой Сергей, как обычно, поинтересовался у техника о готовности своего парашюта. Тот ответил, что парашют проверен и с ним всё в порядке. А во время полёта парашют неожиданно «заклинило» и он долго не раскрывался. К счастью, в тот раз всё обошлось, Сергей благополучно приземлился. Но данный инцидент послужил для всех хорошим уроком.
В обычной жизни Сергей весёлый, общительный, увлекается техникой, умеет и любит мастерить, многие вещи в их городской квартире сделаны его руками. С удовольствием катается на лыжах, коньках. К спорту приучил и своих детей — одиннадцатилетнюю Настю и трёхлетнего Арсения. К слову, Щеглов-младший, несмотря на свой юный возраст, по примеру отца, который любую машину может разобрать и собрать не глядя, уже хорошо разбирается в марках автомобилей. Надо отметить, что, будучи очень занятым, Сергей Владимирович в курсе всех семейных дел, всё свободное время проводит с женой и детьми, будь то загородные вылазки или увлекательные путешествия к морю или в горы. Примечательно, что все военные лётчики не только в небе, но и на земле стараются быть в одной связке, не без основания считая, что такой совместный семейный досуг ещё больше сплачивает коллектив. На отдыхе Сергей — непревзойдённый лидер, никто лучше него не может организовать детский праздник, приготовить шашлык или какое-нибудь экзотическое блюдо.
И хотя семья имеет для моего героя большое значение, на первом месте всё же, как поётся в известной песне, остаются самолёты. И домочадцы это хорошо понимают. Знают обо всех показательных полётах подразделения, в которых участвует их муж и отец, и с волнением ждут возвращения домой. Одно из памятных выступлений пилотажной группы «Русские витязи» состоялось в январе текущего года на очередном авиасалоне в Бахрейне (государство в Юго-Западной Азии), где своё мастерство и военную технику представляли более 20 стран. «Витязи», как всегда, оказались на высоте, покорив своим виртуозным, поистине фантастическим пилотажем и многочисленных зрителей, и короля Бахрейна. В знак признательности и своего особого расположения к россиянам правитель преподнёс каждому пилоту легендарной группы швейцарские часы. Теперь эта история, о которой наслышаны все в доме Щегловых, стала частью их семейной летописи. И, как знать, возможно, в недалёком будущем в ней появится новая запись, связанная с биографией ещё одного влюблённого в небо лётчика. Но это уже будет другая история…

Фото из архива пилотажной группы «Русские витязи».

Автор:Людмила Юркова