Лента новостей
Статья14 июня 2012, 15:47

Вера

Любимой забавой озёрской ребятни была игра в школу. Верховодила, то есть была учительницей, совсем малая, не умеющая читать и писать девчушка Вера Кораблина. Очень уж ей нравилось ставить сверстникам оценки. И так вжилась она в этот образ, что, окончив школу-восьмилетку, отвезла документы в педагогическое училище на школьное отделение.
Первые шаги в профессии она сделала в Казинопадворской школе, где не только вела уроки в начальных классах, но была пионервожатой, библиотекарем и учителем музыки. В общем, ушла в работу с головой. В это же время заочно училась на филологическом факультете Мичуринского пединститута.
Удивительно, но старшеклассники, практически ровесники, слушались девятнадцатилетнюю учительницу беспрекословно. Что саму Веру Андреевну, теперь уже Дубровскую, нисколько не удивляло – она с раннего возраста была лидером. Однако, за мужем, который работал в городе, покорно подалась в Мичуринск, как тогда казалось, на пмж. Здесь успела родиться дочка, а мама - получить диплом вуза. И что-то потянуло Дубровских на родину. С работой проблем не было – педагогов в селе всегда не хватало. В Алексеевской школе ей предложили все классы начального звена.
Дубровская вспоминает, как старалась выстроить план таким образом, чтобы каждому хватало внимания учителя. Чуть ли не ежедневно её уроки посещал директор школы. Посторонние люди как-то напрягают и учителя, и ученика. Вера Андреевна начинала волноваться, нервничать. Но директор успокоил: «Я не недочёты в работе ищу, я понять пытаюсь, как Вы за урок успеваете столько сделать».
Не проработав и года учителем начальных классов, Вера Андреевна получила предложение возглавить учительский коллектив школы в соседнем селе. Трезво оценив свой профессиональный и жизненный опыт, Дубровская вежливо отказалась. А вскоре была поставлена перед фактом: «С завтрашнего дня Вы – директор Пальнёвской школы». Именно здесь она училась руководить, вспоминая своего первого директора Валерия Александровича Шевченко – человека требовательного, въедливого, профессионально грамотного, именно такого, каким должен быть директор.
Семилетний пальнёвский период жизни Вера Андреевна считает самым сложным. Ей часто приходилось бывать в отделе народного образования в райцентре. По бездорожью, где пешком, где на попутках, чаще на лошади – сама себе возница (не могу представить эту интеллигентную даму с вожжами в руках, понукающей бестолковую кобылу! – прим. автора). Не только бесконечная дорога омрачает воспоминания о тех годах. В семье появился второй ребёнок. Детского сада в селе не было, поэтому рос он в школьных коридорах. Заходить на урок к родителям (супруг - тоже учитель, вёл в физическую культуру) ему строго-настрого запрещалось. А малыш и не заходил – стоял с обратной стороны двери и кричал: «Мам, я здесь!». Ученики начинали хихикать, рабочий ритм сбивался, учителю приходилось долго успокаивать класс. Тишина же за дверью тревожила: где Алёша, чем занимается? К тому же Лена через год-другой должна закончить восьмой класс. И как потом её, совсем ребёнка, отпускать в другое село в среднюю школу? Короче, родительские чувства заставили Дубровских искать более подходящее место работы и жительства. Учительская чета готова была перебраться куда угодно, трудоустроиться на любую должность в школу. Главное, чтобы она была средней, и в селе имелся детский сад. Так Дубровские оказалась в Волчках. Жильё предоставили прямо напротив школы, рядом – детский сад, музыкальная школа, до райцентра – асфальтированная дорога. Многие бытовые проблемы были сняты с повестки дня, и на работу оставалось куда больше времени и сил.
Школа в селе была довольно крупная – более двухсот учеников, большой педагогический коллектив. И планы рождались тоже грандиозные. Например, организовать школьную ферму по примеру соседей из Знаменского района. Там сельские ученики взялись ухаживать за частью колхозного дойного стада. При первой же встрече с председателем колхоза имени Коминтерна Дмитрием Сергеевичем Рудомёткиным Вера Андреевна рассказала о таком сотрудничестве хозяйства и школы. Почти сразу же они вдвоём съездили в Сухотинку за опытом, всё взвесили, посчитали и решили – микроферме в Волчках быть. Выслушав убедительные доводы педагога и хозяйственника, правление колхоза постановило выделить школе ферму, пусть там молодое поколение проявит себя. Сначала школьникам дали кусочек фермы - на большее не рискнули, закрепили наставников из числа самых опытных животноводов. И буквально через считанные недели учеников будто подменили. Почувствовав себя взрослыми, ребята стали куда серьёзнее, ответственнее. Бывало, родители на урок будили с трудом, а тут сами, без будильника просыпаться стали, чтоб ещё до школы успеть на ферме всё необходимое сделать. И ведь работа учёбе нисколько не помешала, наоборот – к знаниям ребята потянулись. А позже построили отдельное здание с помещениями для молодняка и дойного стада, с оборудованием по последнему на то время (конец восьмидесятых) слову техники.
Сначала «попросило ухи», а потом и вовсе приказало долго жить это благое начинание, когда разваливались колхозы, заводы, вся страна. Разваливалась в прямом смысле слова и школа: выпадали оконные рамы, проваливались полы, благо не под учениками. Однажды в «мрачном подземелье» оказалась сама Дубровская. Постоянное подкрашивание, подмазывание, латание дыр давало кратковременный косметический эффект, но в целом проблемы не решало. Все просьбы директора о помощи оставались без ответа - на капитальный ремонт средств в бюджете не было.
Всё же директору школы удалось привлечь внимание руководителей района. Вера Андреевна – дама настойчивая. Про таких в народе говорят, что её провожают в дверь - она тут же входит через окно. Обязательно добьётся желаемого, ведь не для себя же просит – для детей, для села. В общем, когда действующий тогда глава района Евгений Николаевич Кирин оценил, в каком состоянии находится здание, сразу же, накануне учебного года принял решение начинать ремонт крыши. Было это в 2003-м году.
Весь школьный коллектив переместился в одно крыло здания, а в другом начался ремонт. Тогда под классные комнаты отдали все помещения, включая учительскую. Три года учительские столы стояли прямо в коридоре. Поначалу быстро только рушили, а строительные работы шли ни шатко ни валко – в зависимости от скудных денежных вливаний. И лишь когда школу удалось включить в областную программу, полным ходом началась реконструкция. Работы не прекращались в течение учебного года, а в каникулы строители трудились в две смены. В итоге в школе старыми остались только стены. Произошли и структурные изменения – теперь здесь уютно расположились и дошколята.
Всё это время Волчковская средняя была объектом пристального внимания руководителей района и области. А директор школы Дубровская три года, пока шёл ремонт, не уходила в отпуск, а «отдыхала» на объекте. Чего стоил Вере Андреевне такой ритм жизни, знает только она. Зато первое сентября 2006-го года – дата, знаменательная не только в истории образовательного учреждения, но и села. Поначалу все жители ходили в школу, как в музей на экскурсию.
Сейчас у волчковского директора довольно беспокойное хозяйство. Только здесь учатся 160 школьников и 21 ребёнок посещает группу дошкольного образования. А ещё у Волчковской средней семь филиалов. Два школьных автобуса доставляют на занятия ребят не только из близлежащих Фёдоровки, Найдёновки, Знаменки, Барановки, Семирова, но и даже из соседнего Мордовского района.
В последние годы в Волчках не надеются только на бюджетные вливания. Школа сама зарабатывает деньги, участвуя в конкурсах инновационных проектов. Победы в них дали довольно солидное подспорье организации образовательного процесса. По-прежнему большое внимание директор уделяет профориентации старшеклассников – юноши выходят с правами тракториста.
Дубровская внимательно следит за своими бывшими учениками, гордится их успехами. К примеру, победой во Всеросскийском конкурсе врачей Танечки, Татьяны Петровны Мяктиновой. Или аспиратнтки ТГУ Ольги Зайцевой, которая сейчас стажируется в Германии. Или Сергея Зайцева, который после восьмого класса Волчковской средней поступил в школу Холмогорова, а потом на престижный факультет МГУ.
Не стыдно учительнице перед односельчанами и за собственных детей, их она воспитала достойно. Дочь после окончания Воронежского государственного университета работает в районном суде. Сын – выпускник Поволжской академии, служит участковым в Волчках. Дети одарили Веру Андреевну внуками, которых она очень любит. Но посвятить себя только им бабушка ещё не готова – есть силы и желание работать. И планы на будущее связаны пока только с Волчковской школой.

Автор:Т.Толстова