Лента новостей
Статья2 октября 2014, 11:00

Школа начинается с первого учителя

Родом из сказки
Несмотря на то, что идёт уже третий на сегодня урок, атмосфера в классе вполне рабочая, сосредоточенная. Второклассники Покрово-Марфинской средней школы внимательно слушают свою учительницу, старательно тянут руки, ведь идёт состязание между двумя командами, на которые на время урока разделился класс. Зоркий глаз учителя замечает каждую взметнувшуюся вверх ладошку, но Татьяна Фёдоровна старается спрашивать равномерно, чтобы уравнять шансы команд.
Ваня и Миша наперебой перечисляют виды устного народного творчества, которые хорошо запомнили с прошлого урока. Затем девочки и мальчики вспоминают, какие виды сказок им известны. Дальше переходят к сказке, которую читали дома, попутно ответив на вопрос, почему она называется "У страха глаза велики". Пересказать сказку вызвалась Катя - девочка с локонами как у Мальвины и очаровательными веснушками на носу.
Много чем ещё успели позаниматься ребята за время урока: отгадывали загадки, связанные со сказками; угадывали по опорным словам, о какой сказке идёт речь; дополняли недостающими словами всякие сказочные словосочетания. Например, Татьяна Фёдоровна говорит: "Царевна…", а дети продолжают: "Лягушка". Она им: "Ковёр…", а они: "Самолёт" и так далее. Просто поразительно, какими, оказывается, ёмкими могут быть сорок пять минут, и как незаметно способно бежать время.
После того, как команды сосчитали заработанные красные и жёлтые жетончики, выяснилось, что разница между ними всего в один красный. Затем - традиционная физкультминутка, в ходе которой не только выполняли упражнения, но и с разрешения учителя на несколько секунд укладывались головами на парты и думали о хорошем. Естественно, что после такой физкультминутки хочется смотреть на мир исключительно с улыбкой.
Затрудняюсь сказать, когда в последний раз мне доводилось присутствовать на уроке, но за эти несколько лет, к счастью, мало что изменилось. По крайней мере, на уроках в начальных классах. Учителя, которых безо всякой натяжки можно назвать "классными мамами", всё так же сеют разумное, доброе, вечное. Учат, воспитывают, приобщают к хорошим манерам, не забывая напомнить о том, что спинку следует держать прямо, а слово "ну" при пересказе совершенно излишне. На стенах - всё те же спряжения глаголов и склонения имён прилагательных. Жалюзи на окнах - пожалуй, единственный современный штрих, нарушающий добрую картинку из детства.
Педагогика в лучших традициях
Нет, к числу ретроградов я себя не отношу, и, как говорится, "до селезёнки" за прогресс. Но когда какие-нибудь инновации не служат на пользу делу или, хуже того, вредят ему, то, естественно, как и всякий нормальный человек, принять такое не могу. К сожалению, почти всё, что мы позаимствовали для своей образовательной системы у Запада, отнюдь не сделало её лучше. И поэтому часто ловлю себя на мысли, что скучаю по старой школе, в которой учились думать, работая над сочинениями, ответы на вопросы формулировали сами, не выбирая один из предложенных, а учителя не были "рабами бумаги" и жили в профессии, реализуя свой личностный и творческий потенциал. Так что, к педагогам прежней формации, сумевшим сохранить себя в условиях модернизации, честно говоря, питаю слабость. Татьяна Фёдоровна Калиничева относится к их числу.
То, что учитель начальных классов - явление уникальное и универсальное, думаю, ни для кого не секрет. Человек, работающий с малышами, абсолютно самодостаточен и должен уметь всё: петь, танцевать, рисовать, мастерить, выразительно читать и многое другое. Всё это способствует всестороннему развитию детей. Вот как об этом сказано в педагогической концепции Татьяны Фёдоровны: "Психологи утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше, в противном случае оно может угаснуть".
А вот ещё одна выдержка из её учительского досье: "Вызывает беспокойство характерное для сегодняшнего дня отсутствие у детей младшего возраста самостоятельности, "умения учиться". К концу начальной школы ребёнок обязательно должен приобрести это умение. Если этого не происходит, то, как следствие, в средних классах он перестаёт учиться, теряет интерес и порождает массу подростковых проблем школьного негативизма. А, получив аттестат зрелости, обнаруживает свою глубокую незрелость, неготовность жить в стремительно меняющемся мире".
К этому следует добавить, что Татьяна Фёдоровна глубоко убеждена, что воспитание детей идёт рука об руку с воспитанием родителей. Она не устаёт повторять папам и мамам:
- Успехи ваших детей прямо пропорциональны интересу, который вы проявляете к их делам и вашему участию в их жизни.
Характерно, что многие из родителей её сегодняшних учеников сами некоторое время назад были её учениками и поэтому с требованиями педагога знакомы не понаслышке. Наглядной иллюстрацией этому служат поделки из самых неожиданных материалов, начиная с теста и макарон и заканчивая скорлупой фисташек и яркими лоскутами прохудившегося надувного бассейна. Большинство из бережно хранящихся экспонатов этого своеобразного мини-музея сделано руками учеников разных лет совместно с их родителями.
Своё профессиональное кредо Татьяна Фёдоровна сформулировала в двух очень простых, но мудрых фразах. Она сказала:
- Именно первый учитель формирует отношение к школе. Точно так же, как в жизни человека всё берёт своё начало из семьи, жизненный этап под названием "школа" произрастает на почве начальных классов.
Учителями не рождаются
Татьяна Фёдоровна родилась в селе Верхоценье Сампурского района в 1953 году в простой крестьянской семье, где воспитывались восемь человек детей. Отец, Фёдор Григорьевич Поликарпов, окончил четыре класса церковно-приходской школы, а маме, Надежде Афанасьевне, и вовсе не довелось учиться. Этот факт изрядно озадачил: а откуда же тогда такое благородство, которое невольно наводит на мысль о нескольких поколениях учителей в роду? Оказалось, что оно складывалось по крупицам, напитываясь из многих источников.
- Пятидесятые-шестидесятые годы, на которое пришлось моё детство, - рассказывает моя собеседница, - время бедное, но счастливое. Телевизор, естественно, был тогда большой редкостью, и поэтому профессия учителя ценилась особо. Каждое слово учителя жадно впитывалось. К интеллигенции на селе вообще относились с большим уважением. А ещё у нас в доме всегда пели. Мама и папа очень красиво выводили на два голоса и русские народные песни, и молитвы. Кроме того, отец обладал замечательным даром общения. Всё это, видимо, и сыграло свою роль при выборе профессии.
После восьмого класса поехала поступать в педучилище. Конкурс был солидный - семь человек на место. И я провалилась. В девятый и десятый класс пришлось добираться за семь километров в Чакинскую школу. По окончании поступила на школьно-пионерское отделение Тамбовского педагогического училища №1. На вступительных экзаменах так волновалась, что о средней линии треугольника рассказывала настолько громогласно, что экзаменатор вынужден был сказать: "Девочка, не кричи! Ты здесь не одна".
Получив профессию, по распределению попала в Знаменский район. Тогдашний заведующий РОНО Александр Кириллович Качанов предложил поехать в Покрово-Марфинскую школу: "Там большой коллектив, пятьсот с лишним человек учащихся. Это бывший райцентр. Поезжай, тебе понравится!"
Директором школы на тот момент была Нина Павловна Самсонова. Она сразу же приступила с вопросами: "Что умеешь? На баяне умеешь играть?" И тут же добавила: "Забудь всё, чему тебя учили в педучилище. Это была теория, а здесь - жизнь". Так что боевое крещение получилось довольно серьёзным.
Первые три года Татьяна Фёдоровна проработала старшей пионервожатой, затем в течение трёх лет - организатором внеклассной и внешкольной работы. Заочно окончила факультет начальных классов Мичуринского педагогического института. С 1981 по 1992 годы работала учителем начальных классов, с 1992 по 2008 - заместителем директора по учебно-воспитательной работе и учителем русского языка и литературы, с 2009 по настоящее время - вновь учителем начальных классов.
Общий стаж педагогической работы Татьяны Фёдоровны Калиничевой составляет сорок один год. Всё это время она не только преподавала и руководила, но и беспрестанно совершенствовала своё профессиональное мастерство. Дважды проходила курсы учителей начальных классов, дважды - курсы заместителей директора по учебно-воспитательной работе при Институте повышения квалификации учителей. А ещё курсы под названиями "Теория и практические аспекты изучения и обобщения педагогического опыта", "Теория и практика управления школой в условиях модернизации образования", авторские курсы доктора педагогических наук, профессора М.Поташника по проблеме "Урок XXI века" - "Компетентно-ориентированное образование в начальной школе".
Профессиональное мастерство учителя подтверждено многочисленными наградами - Благодарственными письмами и Благодарностями главы администрации района, Почётными грамотами администраций района и школы, отдела образования. Но самой почётной из них является Грамота Управления образования и науки Тамбовской области.
За время нашего разговора неоднократно звенели звонки - у старших классов всё ещё продолжались уроки. После физкультуры приходили второклашки и одарили любимую учительницу букетами осенних листьев. На прощание я не удержалась и задала вопрос, не дававший мне покоя с самого начала нашего разговора:
- Вы часто ставите "двойки"?
- Бывает, но ставить их не люблю. Плохую оценку я ставлю лишь в том случае, когда знаю, что это подстегнёт, даст толчок. Но если ставить "двойки" бездумно всем подряд, то в не очень сильном ученике можно раз и навсегда убить желание учиться.
Автор:Инна ФОКИНА Фото автора