Лента новостей
Статья5 мая 2015, 09:14

«Сердечный голос Марии Мордасовой»


100-летию нашей знаменитой землячки, исполнительницы русских народных песен и частушек, народной артистки СССР, Герою Социалистического Труда Марии Николаевны Мордасовой было посвящено очередное заседание в читательском клубе «Афродита» при библиотеке села Первомайское. О жизни и творческой работе широко известной артистки участникам этого интересного мероприятия поведала Зинаида Викторовна Балабанова, музыкальный и зрительный ряд подготовили Валентина Афанасьевна Зяблова и Валентина Петровна Потапова.

Я в Тамбове родилась,
И в Тамбове моя мать,
И в Тамбове научилась
Громко песни распевать.

В ЭТОЙ известной всей России частушке наша землячка Мария Николаевна Мордасова признавалась в любви своей малой родине. Родилась Мария Николаевна в 1915 году, в маленькой деревне Нижняя Мазовка Черняновского уезда на Тамбовщине. В многодетной бедняцкой семье Яркиных, знавшей и непосильный труд, и голод, и нужду, всегда жило почтение ко всему красивому, что могло быть в простом крестьянском быту. Отец давал детям первые представления о поэзии, знакомя со стихами Некрасова и Кольцова. Чаровали детское воображение и прекрасные народные песни, сказки, былины. Голосистой, «певучей» была вся родня, но больше всех песен знала мать Марии Николаевны - Прасковья Прокофьевна, лучшая в округе песенница. Её специально приглашали на сельские торжества и праздники, слушали, затаив дыхание, уважали и любили односельчане.

«Мама мне целый сундук песен передала в наследство, - рассказывала Мария Николаевна. - Я с детства среди песен, как в саду. А петь для меня было так же естественно, как дышать…». О своём «первом концерте» перед сверстниками в пятилетнем возрасте певица вспоминала с улыбкой. И добавляла: «В семье у нас все пели… Ну, я пошла в них. Бывало, соберу соседских девочек во дворе, встану на ящик и пою. В школьном хоре участвовала, потом в колхозном».

В семье будущей народной артистки было 14 детей. Бедность была неимоверная, потому и окончила Мария Николаевна только 7 классов - ходить в школу было не в чем. Вековечный крестьянский труд постигала с 10 лет: девчонкой помогала по хозяйству, ходила с мамой в поле, на сенокос, высаживала молодые ёлочки на лесном кордоне, где они жили. Подросла - стала дояркой, затем бригадиром полеводческой бригады.

ПЕРЕД войной Мария Николаевна переехала в Воронеж, где стала работать на швейной фабрике, записалась в самодеятельный хор. Хор швейниц побывал с концертом в Москве, в Большом театре. Песни в исполнении фабричного хора часто звучали по областному радио.

«В радиостанции нас и застало страшное известие о начале войны, - вспоминала при жизни певица, - но жизнь продолжалась. Наша фабрика стала выпускать одежду для фронта. Не распался и хор. По два-три концерта в день иногда успевали дать. С июля 41-го по октябрь 42-го, до захвата города фашистами, хор дал около 500 концертов.

Зимой 1942-43 годов в селе Анна был создан Воронежский русский народный хор. Одной из первых его участниц и стала Мордасова. Свой первый концерт хор дал в освобождённом Воронеже в январе 1943 года. Вся страна услышала молодой, задорный голос и искрометные частушки Марии Мордасовой. Частушки с ходу запоминались и вместе с воинами пробивались на фронт.

«Тридцать лет я возглавляла частушечную группу Воронежского хора, - вспоминала М.Н. Мордасова. - Мы увлечённо собирали, обрабатывали старые традиционные частушки, создавали новые, постигали секреты их сценического воплощения».

Множество разных частушек исполнила Мордасова: «Подружка моя», «Семёновна», «Канарейка», «Сады-садочки», «Русская Ивановна», «Тимоня» и многие другие.

Мария Николаевна много гастролировала, но никогда не забывала о своих корнях. Она очень любила свою «певческую» деревню и родную Тамбовщину, любила не показно, а горячо и искренне; что выразила в сочинённой ею частушке:

Хоть в Воронеже живу я,
Но откроюсь вам, друзья,
О Тамбове я тоскую -
Это родина моя.

В ПОСЛЕДНИЕ годы жизни, когда умерла её мама, сократились приезды артистки в Черняное. Вот только несколько строк из писем Мордасовой тамбовскому журналисту Ивану Овсянникову: «Я никогда не забываю мои милые края, мои цветастые луга, щедрые плодородные поля, речку Цну, а главное - гостеприимный душевный народ моей Тамбовщины».

Большая дружба связывала её и Людмилу Зыкину. Они понимали друг друга с полуслова. И в народной песне они не терпели ни излишней сухости, ни чрезмерной чувствительности, разухабистости. Об этом они говорили долгими вечерами, когда Зыкина приезжала в Воронеж не только с концертами, но и просто проведать подругу. В своей книге «На перекрёстке встреч» она посвятила Мордасовой одну из глав. «Главная заслуга Мордасовой, - пишет певица, - состоит в том, что она не просто сделала народную частушку достоянием профессионального искусства, а показала её многообразную красоту и жизненную силу».

Мария Николаевна Мордасова умерла в 1997 году. Себя она называла «слугой песни», а была её повелительницей, российским соловьём, частушечной примой, «бриллиантом чистой воды» в мире искусства. Такой она и останется в памяти своего народа, в памяти её земляков.

Автор:Светлана Жарикова