Лента новостей
Статья5 июня 2012, 10:41

С мечтою о небе

Весной 2006 года посёлок Корф, что на берегу Берингова моря, в котором проживало пять тысяч человек, практически смыло во время землетрясения. Разрушило добротные двухэтажные дома из бруса. Жертв во время самого бедствия не было, но после… Крепкие, закалённые мужчины умирали от шока, нервного перенапряжения.

Камчатка


Так перевернулась жизнь лётчика Александра Малина. Конечно, уже наступал пенсионный возраст, и мысли вернуться на родину посещали не раз. Но всё тянул, не решаясь расстаться с дорогим сердцу краем.
Камчатка - место особое, суровое - край настоящих мужчин.
- Им заболеваешь, - говорит мой собеседник. - Нужно пожить там, чтобы понять. И сейчас мне снится. Если бы не землетрясение, я бы оттуда не уехал.
В самом деле, места богатейшие! Рыбалка - одно удовольствие: голец, кета, горбуша, нерка, кунджа - всё рыба ценных пород. Зимой подлёдный лов - навага. Её и в промышленных масштабах добывают. Лунки большие - размером с комнату. Опускают сеть. Вертолёт подлетает, тросом подхватывает - и на рыбзавод.
Охотиться они с товарищами реже, чем на рыбалку, ходили, и в основном на дичь.
Воду из рек без всякого кипячения пить можно: чистая, вкусная - не напьёшься! Воздух - не надышишься! Осеннюю тундру даже описать трудно: поражает разноцветье природы, изобилие ягод.
Местные жители - коряки - по-особенному привязаны к своей земле. Редко приживаются где-то ещё. Даже если уезжают учиться (есть в Петербурге институт народов Севера), чаще всего быстро возвращаются обратно, лишь единицы оканчивают.
В советские времена в Корякии построили двухэтажные коттеджи - благоустроили быт. Представители коренного населения немного в них пожили, а потом вернулись в свои юрты. Привыкли жить, сросшись с природой.
- Они как дети, - рассказывает мой собеседник. - Добрые, не обманывают, нет в них подлости.

Об учёбе, полётах и геологах

Александр Малин родился в Бондарском районе. Мечтал о героической профессии лётчика. Мальчишка способный, с математическим складом ума. Предлагали ему в ТИХМ поступать, а он пошёл в Кирсановское авиационно-техническое училище. Выдержал конкурс семь человек на место. Окончил - поехал на Камчатку. Там большой аэропорт - около тысячи сотрудников. Два года работал техником - проверял перед вылетом самолёты, вертолёты: ЯК-40, МИ-4, МИ-8. Трудился основательно, внимательно: осознавал ответственность - от каждой гайки зависят человеческие жизни. Важное дело. Но хотелось летать! Мечту осуществил, продолжив образование в Богоруслановском лётном училище, а потом - Академии гражданской авиации Санкт-Петербурга. Вернулся бортмехаником.
На Камчатке важнейшее средство передвижения - вертолёт. Дорог-то нет. "Скорая помощь", пожарная, доставка почты, грузов, даже корма скоту - по воздуху. Ещё возили геологов. Эти люди, по словам Александра Алексеевича, особенные: умные, начитанные, общительные, искали месторождения газа. В Корякии золото добывают, платину…
В лётном деле экстремальные ситуации не редкость. И сейчас помнит, как в канун Нового года получил его товарищ задание - забрать геологов, одному из которых требовалась медицинская помощь. Когда экипаж приземлился, выяснилось, что геологи уже отправились на вездеходе. Полетели по пути их следования, надеясь отыскать. Вдруг испортилась погода: поднялся сильный ветер. Вертолёт снесло, при попытке развернуться он врезался в сопку. А с 1996 года по 1998 - и вовсе трагический период: в год теряли по одному-два экипажа.
Случались истории и с хорошим финалом. Однажды они доставляли из отдалённого посёлка в больницу роженицу. Хорошо, приземлиться в аэропорту успели, "скорая" подъехала. Врачи роды приняли прямо в вертолёте. Лётчики в кабине сидели: двигатели не выключали, чтобы тепло было. На другой день счастливый отец пригласил их на банкет.

На пенсии жизнь только начинается

Нет, наверно, такого уголка на Камчатке, где бы не побывал Александр Малин почти за тридцать лет полётов. А ведь она с юга до севера тянется на тысячу триста километров, это десять часов лёта. По территории - как Франция, Германия и Испания вместе взятые.
Работал Александр на совесть. Да там по-другому и нельзя. Награждён Почётной грамотой от руководителя федерального Агентства воздушного транспорта, юбилейными медалями к 80-летию и 85-летию отрасли; министр транспорта Игорь Левитин вручил ему Знак "Отличник воздушного транспорта".
Двоих сыновей вырастили они с женой. Ребята учились хорошо, родителей не огорчали. Сейчас живут в Петропавловске-Камчатском. Старший - военный офицер. Младший пошёл по стопам отца.
- Живу теперь воспоминаниями, - делится Александр Алексеевич. - Во сне ещё работаю: то к геологам лечу, то комиссию медицинскую прохожу.
Но это он немного лукавит. С тех пор как вернулся на Тамбовщину, в Рассказово, где все это время оставалась мама, на месте не сидит. Навещает детей, ездит по России.
Особенно нравится - с 2007 года ни одного не пропустил - посещать выставки Московского авиационно-космического салона (МАКСа), который проводится один раз в два года. На нём представляют передовую технику: самолёты, вертолёты новой модификации демонстрируют полёты, разнообразные пируэты. Здесь встречаются с друзьями. Там в 2007 году впервые увидел вертолёт МИ-171. Это теперь их уже много. Недавно удивил необыкновенными техническими возможностями аэробус А-380 - самый большой самолёт, вмещающий почти 900 пассажиров. Совместное производство Англии и Франции.
Автор:Ольга ФРОЛОВА.