Лента новостей
Статья13 июня 2012, 11:16

Просто Елена…

Уроженка села Новое Тарбеево Мичуринского района Елена Сергеевна Жданова отметила третьего июня, на великий православный праздник Троицу, столетний юбилей.

Когда человеку уже далеко за восемьдесят, время словно останавливает свой разрушительный бег, не прибавляя на его лице новых морщинок, других следов неминуемого старения. Вот и Елена Сергеевна ничем внешне не отличается от тех, кто значительно моложе ее — лет, этак, на пятнадцать—двадцать. А уж если поговорить с ней «за жизнь», откроются такие грани ее незаурядной личности, как тонкое чувство юмора, крестьянская, идущая от самой земли мудрость и молодой задор.

Учиться грамоте ей не пришлось: в многодетной семье она была восьмой по счету из двенадцати ребятишек. Ее отец умер рано, и девочка помогала матери воспитывать младших братьев и сестер. За годы Великой Отечественной войны семья сократилась наполовину — одна за другой приходили с фронта похоронки.

А здесь, в тылу, тоже был свой фронт — только трудовой: Елена рыла окопы, добывала торф. Домой возвращалась смертельно усталая, но с кусочком хлеба в руках: сама не доедала, несла родным. Объединившись с соседками, пахали друг другу огороды, впрягаясь в плуг. А на спине — ребенок: в 43-м родилась у Елены дочь Людмила. В этом же году в одном из боев геройски погиб ее муж.

Тут другая беда: племянница, Анна Ильинична, вернулась с фронта без ноги. Елена Сергеевна взяла ее к себе, окружила заботой и вниманием, выучила ее на лесника, выдала замуж. А свое женское счастье больше не искала: похоронила его вместе с любимым Мишенькой где-то в чужой земле.

Но духом не падала. Трудилась не покладая рук на тех же торфоразработках, выращивала поросят, продавала мясо, семечки, даже в Москву торговать ездила, чтобы семья не нуждалась. Несмотря на горести, нелегкую жизнь, оставалась улыбчивой и приветливой. Любила отвести душу в хорошей песне или удивить народ новой частушкой.

«Бывало, сидим вечером, ужинаем, — вспоминает ее дочь Людмила Михайловна Кретинина, — а мимо дома идут с гармошкой парни и девчата. Мама в такие моменты на месте не могла усидеть. Выбежит прямо из-за стола на улицу и начнет частушками сыпать. Она их много знала. А я слушаю и запоминаю».

Родные и близкие зовут старейшину рода просто — Еленой, без имени, отчества. А внучки называют мамой.

В день юбилея поздравить долгожительницу пришли начальник отдела культуры, молодежной политики и спорта и отдела ЗАГС администрации Мичуринского района Н.В. Попова и Е.В. Маркова. Они передали ей самые теплые пожелания и подарки от главы района С.В. Щукина и главы Староказинского сельсовета Л.Н. Карповой.

Последнее время живет Елена Сергеевна в Мичуринске у дочери: несколько лет назад случайно упала прямо в доме и получила травму. С тех пор почти не ходит.

Торжество по случаю юбилея многочисленные родственники организовали по высшему разряду. Поставили во дворе дома нарядный шатер, накрыли обильный стол, пригласили гармониста, чтобы порадовать Елену любимыми мелодиями.

Один за другим поднимались тосты в ее честь, звучали искренние слова любви и признательности за ее доброту, за то, что она рядом, не сдается.

«Нет, я на жизнь не обижаюсь, — бодро произносит вдруг она, с нежностью глядя на своих родных, — Жила и живу очень хорошо, всем довольна. Слава богу, сто лет… Вроде как много, а если разобрать жизнь на кусочки, то мало получается. Нет, мне еще пожить надо на белом свете. Сколько? Да годков десять еще не мешало бы. Как здоровье? А про него не говорят. Хорошее оно у меня».

Смеется весело, глаза лукавые, а на ухо мне шепчет: «То там заколет, то здесь заболит. А как иначе — я ведь живая, все чувствую. Врачей не люблю, сама себе доктор. Лекарства мне дочка даст, выпью — смотришь, полегчало».

Родственники рассказывают, что Елена любит смотреть по телевизору передачи «Жди меня», «Поле чудес», «Давай поженимся!», что она внимательно следила за выборами Президента, знает, кто такие Путин и Медведев.

…Вскоре худенькие щеки Елены порозовели от радостного волнения, от внимания окружающих. В который раз заиграла гармошка. Теперь по ее заявке — «Хас-Булата…» Удивительно звонким и сильным голосом выводит Елена старинную мелодию, нагнув набок голову, погрустнев лицом. Но через минуту-другую вновь требует «Матаню». Хлопает в ладоши, танцует корпусом. Вправо, влево... Глаза горят. В эти минуты ей не то чтобы ста, восьмидесяти лет не дашь…

Видя, что ее фотографируют, старается позировать, а потом начинает хохотать в ответ на просьбы сделать «чи-и-з». «Нет, вы только подумайте: как это я должна улыбаться, а рта не раскрывать?.. Чем вам мой рот не нравится? Зубов маловато? Так не беда. И кушаю, и пою не хуже других»…

Оптимизм у Елены не напускной, жизнью выстраданный. А рецепты ее долголетия просты и мудры одновременно, как и она сама: верить в лучшее, радоваться жизни, любить людей, делать добро. Так мало и так много, если разложить на всю жизнь длиною в сто лет.

Фото автора

Автор:Галина Свиридова