Лента новостей
Статья14 мая 2014, 13:05

Перед законом все равны

- Напишите про Виктора Алексеевича Макарова, - с такой просьбой накануне Дня ветеранов МВД России обратились к нам сотрудники МО МВД России "Уваровский". Аргументировали свою просьбу бескрайним уважением к "настоящему милиционеру", активисту-общественнику и просто интересному человеку. Мы сразу же позвонили будущему герою газетной статьи. На наше приглашение он коротко ответил: "Есть завтра в десять быть в редакции!"…

Потом была война
Надо отметить, что Виктор Алексеевич - настоящая журналистская находка, замечательный собеседник: из его подробных воспоминаний можно сложить целую повесть. И начать следует с самого его детства…
- На свет я появился в феврале 1939 года, в Москве. Матушка сидела дома, была практически неграмотной. Отец - строитель-десятник, работал в Кремле, отделывал кабинеты Микояна, Ворошилова, Кагановича… Моя старшая сестра умерла в младенчестве. После меня ещё одна девочка родилась. Потом - война. Матушку сначала на окопы забрали, а как узнали, что у неё двое малолетних детей, обратно домой отправили. Микоян отцу сказал: "Отправляй жену и ребятишек к родственникам, куда подальше. Бабушки и дедушки у меня были в Уварове. Повёз нас отец на вокзал, а там сказали, что женщине с двумя малышами сопровождающий требуется. Отец не мог из Москвы уехать, а тут смотрит: земляк по вокзалу бегает, билет никак не найдёт, чтобы в Уварово уехать. Сговорились они с моим папой: так я при сопровождении того мужчины сюда и приехал.
Устроиться у родни не удалось. В маленьких "плетнёвых избушках" и так жильцов хоть отбавляй. Встали на квартиру. Потом отец Виктора к своей семье приехал, его назначили лесником, стал он заготавливать дуги, оглобли, дровни, приклады для винтовок и автоматов.

Новогодний "прорыв"
Когда Виктор окончил десятилетку, пошёл на строительство сахарного завода:
- Мне настоящий экзамен устроили. Сидят передо мной начальник электроцеха, начальник отдела кадров, профсоюзный деятель. Начальник цеха лист бумаги берёт, рисует: "Это лампочка, это выключатель, это розетка. Ну-ка, соедини всё, чтобы лампочка горела!". А я ещё в школе помогал электрикам свет проводить, справился с задачей. Мне ещё один вопрос задают: "К счётчику подключишь?". Отвечаю: "Запросто!". Экзаменаторы на мою схему посмотрели: "Ну что? Электрик третьего разряда!". Взяли на работу. Мы копали ямки под столбы, уличные светильники на улице Центральной устанавливали. Потом заводскую контору освещали, столовую, школу, медпункт, детский сад… Да! Вы знаете, почему завод 31 декабря пускали? Пуск намечали провести числа 27-го. А от предприятия шла канава с проложенным кабелем на водокачку. Туда трактор отправили: заровнять землю. Он в траншею провалился, кабель из строя вывел. Тут снег, метель, ремонтировать трудно. Нас, электриков, "на прорыв" бросили, а кабель-то чешский, мы не знаем как к нему и подступиться-то. Справились с задачей только 31-го декабря. В половине двенадцатого ночи нас привезли в столовую: замёрзших, как цуцики, голодных. Завод пустили…

Лейтенантом и мужем стал в один день
Виктор пошёл служить в армию. Он мечтал стать лётчиком, и после года службы его направили в Качинское лётное училище:
- На первом же экзамене я прогорел. На центрифуге закружился, рука невольно нажала на кнопку "стоп". Вернулся в армию. Отслужил достойно, моё имя было навечно занесено в Книгу почёта нашей части. Приехал домой, сразу в военкомат. Там мне говорят: "Есть предложение поехать тебе учиться на шофёра. Одному из хозяйств требуются водители". Отучился, шоферил некоторое время на разных должностях, по комсомольской линии работал. Затем мне "путёвку" в милицию дали.
- Не по своей воле, значит, в органы определились?
- Партия сказала - надо, комсомол ответил - есть! Назначили водителем. Работаю год, к нам приезжает молодой начальник милиции Валерий Дмитриевич Ларин. Говорит мне: "Хватит баранку крутить, давай-ка ты езжай учиться в Саратов". Я в сомнениях: не сдам же вступительные экзамены. А Ларин отвечает: "Не сдашь, выгоню к чертям, никуда больше не устроишься". Ну, поступил я. Через два года 28 августа получил диплом, лейтенантские погоны и... стал мужем. Всё в один день!

Первое "дело" и юные инспекторы
После учёбы в Уварово Виктор попал не сразу. Хотели его отправить в Магадан, в Моршанске должность давали, там некоторое время и трудился. Спасибо Ларину - вернул своего сотрудника в родной отдел, до областного начальства дошёл, а Макарова никому не уступил.
Началась служба. Виктор, уже не только муж, но и отец, стал инспектором дорожного надзора. Старший госавтоинспектор по фамилии Грицко во всём помогал своему подопечному. Говорил: "Чему тебя там учили, забудь. Всё начнём заново. И запомни. Выпить… это ещё можешь после рабочего дня. Взятку возьмёшь - пальцем в тебя тыкать всегда будут: щипач, сволочь. И это будет правильно. Всё понял?". Кивал Виктор, а вскоре догадался: наблюдает за ним наставник. Не сам, а через участковых и других сотрудников. Сведения собирает: не перегибает ли палку молодой инспектор, как с водителями общается?
Потом "настоящее" дело было: машина сбила на перекрёстке мотоциклиста и скрылась.
- Приезжаю на место происшествия, - рассказывает Виктор Алексеевич, - мне, как прошедшему надлежащее обучение, поиск автомобиля поручают. Устанавливаю, что машина зелёного цвета. Как? Очень просто. Где соприкосновение авто с мотоциклом было, там зелёная краска осталась. Уровень удара свидетельствует - на месте аварии была легковушка. Легковая машина зелёного цвета - ГАЗ-69, других таких не было. Потом следы от колёс остались: машина поворот делала. Куда пошла? По Октябрьской улице. Кто в этой стороне? Поехали в совхоз "Уваровский", там водитель стоит, крыло автомобиля трёт. Да сам ещё с похмелья. Так и нашли нарушителя.
За время службы, помня наказ своего наставника Грицко, Виктор Макаров всегда оставался верен принципу: перед законом все равны. Он не смотрел на должности и заслуги, за нарушения наказывал всех одинаково. За это его уважали, и за это же на него часто злились. Говорили: если задержал Макаров, можно даже не обращаться к начальнику милиции, не поможет. А какое удивление у уваровских автовладельцев вызвали школьники с полосатыми жезлами в руках!
- Их у меня было сорок человек - мальчишек, юных инспекторов дорожного движения. От десяти до тринадцати лет. Мы их обучали, для них устраивались конкурсы - настоящие экзамены на знание ПДД. Один из моих мальчишек на областном конкурсе получил из рук начальника ГАИ мотоцикл и, хотя ему было всего 13 лет, удостоверение на право управления этим транспортным средством.
Однако юные инспекторы не только участвовали в конкурсах. Они вели настоящую взрослую работу. Стоя на обочине дороги, поднимали свои жезлы:
- Вы нарушили правила дорожного движения. Почему у вас в кабине трое пассажиров вместо двух?
- Мальчик, знаешь, иди учись, чего тебе здесь надо?
Посмеётся так водитель в ответ на детский вопрос, уезжает по своим делам, а номер его машины уже вписан в рапорт юного инспектора. Документ передаётся Виктору Алексеевичу Макарову, история имеет продолжение в виде выписанного штрафа за нарушение.
Шофёры недоумевают, возмущаются. Потом предупреждают своих "коллег":
- Был у Макарова. Он своим пацанам и их рапортам верит безоговорочно. Мальчишки же… Они и правда инспекторы. Там и приказ, и удостоверения… Всё законно.
По костям ходить
не привык
Виктор Алексеевич Макаров был замполитом уваровской спецкомендатуры, начальником поселкового отдела милиции, начальником медвытрезвителя, снова вернулся в ГАИ, работал старшим госавтоинпектором регистрационно-экзаменационной группы. В своё время отучился в Высшей школе милиции.
Ему предложили поехать в Магадан, он согласился, но было поздно: вакантных мест уже не нашлось. Позже Виктор волей случая и благодаря давнему знакомству всё же попал в Омсукчанский район Магаданской области. Мог бы и в областном центре устроиться, предлагали ему "тёплое место" заместителя начальника ГАИ города. Говорили, что оно пока занято, но дело это поправимое, кресло зама можно быстро освободить. Тогда Виктор нахмурился: "Не привык я по костям ходить. Готов поехать туда, где у вас совсем плохо…". Направили его старшим "госом" в Омсукчан.
- За первый год работы получилось так… Если в 1981 году там было сто с лишним дорожных происшествий, 37 человек погибших и 112 раненых, то "у меня" за 12 месяцев два человека погибло, пять раненых, а дорожных происшествий максимум восемь. Никто не поверил, из Магадана целая комиссия приезжала для проверки, с представителем КГБ.
Через несколько лет Виктор Алексеевич вернулся домой. Почему? Это уже отдельная история, в которой "замешаны" и супруга Виктора, Раиса, и сын - ему была необходима помощь в осуществлении его мечты стать военным. Виктору предложили должность начальника РЭО ГАИ при УВД Тамбовской области. Он выполнял свои обязанности, пока не дали о себе знать проблемы со здоровьем. В звании майора ушёл на пенсию…

Фото из личного архива В.А.Макарова.
Автор:Олеся Харламова