Лента новостей
Статья2 октября 2012, 09:51

“Не тот учитель, который получает образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность, что он… не может быть иным”

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой как-то сказал об учителе: “Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным”. И с ним на этот счёт не поспоришь.
Действительно, одной из самых уважаемых и почётных профессий в России на сегодняшний день является профессия учителя. Одна из тех профессий на земле, без которой общество, как бы далеко ни уходило оно в своём развитии, не могло и не может обойтись. Ведь именно учитель не только учит грамоте, но и передаёт младшим поколениям жизненный опыт, культуру, национальные и общечеловеческие традиции, ценности.
Учителем с большой буквы, мудрым, знающим, профессиональным, ответственным, любящим и понимающим является заслуженный учитель математики 2 Гавриловской школы Александра Петровна Плужникова (по выслуге лет сейчас находится на заслуженном отдыхе). Её педагогический стаж составляет ни много ни мало 43 года, из них 4 года она возглавляла райком профсоюза, имеет богатый опыт работы на руководящей должности в районном отделе народного образования основным инспектором, где она курировала кадры, осуществляла контроль за деятельностью школ. Награждена нагрудным значком “Отличник народного просвещения”, имеет звание “Ветеран труда”.
Несомненно, богатый опыт, который она приобрела на руководящей должности, неоценим. Но как признаётся сама наша героиня, с детьми ей работать было намного легче, проще и приятнее. Много лет беззаветно преданная своей любимой профессии, как ни странно, учителем Александра Петровна себя не грезила, да и из числа родственников учителей никогда не было. Будучи из семьи обычных колхозников, где родители трудились на износ, окончила начальную школу в Поляково, затем семилетку в Синявке Гавриловского района. Старшие классы, с 8 по 11, училась уже в Гавриловке. Твёрдая уверенность, в том, что свою дальнейшую жизнь она раз и навсегда свяжет с учительством, пришла уже в период учёбы в Гавриловской школе. Благодаря любимым учителям - Марии Павловне Воронковой, Александре Матвеевне Селивёрстовой и ныне здравствующей Наталье Михайловне Чурубровой окончательно утвердилась в своём решении. Уже будучи в 9 классе она точно знала, что после окончания школы поступит только в пединститут и только на физико-математическое отделение и непременно будет математиком!
«”Поступать было легко”,- вспоминает Александра Петровна. – “Так как за плечами был солидный багаж знаний, который я приобрела за годы учёбы в школе. Предмет преподавали талантливые учителя, они прививали любовь к предмету, вкладывая в своё дело педагогическое мастерство, опыт. У таких учителей и хотелось учиться, соответственно, и знания они давали хорошие и прочные”.
После окончания математического факультета Тамбовского государственного педагогического института по распределению пришла работать в свою родную школу в должности учителя математики. Поначалу работать молодому педагогу было нелегко, сказывалось отсутствие необходимого жизненного и профессионального опыта. Как говорится, молодо-зелено. И тогда на помощь молодому учителю приходили мудрые, более опытные старшие наставники. До сих пор очень благодарна Александра Петровна учителям-математикам Вере Николаевне Баклановой и Наталье Михайловне Чурубровой, которые неотступно поддерживали, помогали, и, разумеется, в нужный момент наставляли. Большую поддержку в первые годы оказывали родители.
“Но сегодня статус учителя несколько изменился. Если раньше родители просто боготворили человека, дающего их ребёнку путёвку в жизнь, то теперь определённая их часть считает, что и без помощи учителей смогут пристроить своих детей. К счастью, остались ещё и те родители, которые всё же понимают, что школа всегда была и остаётся фундаментом для дальнейшей жизни”, - говорит Алесандра Петровна.
За годы работы в Гавриловской школе сложилась определённая методическая система преподавания математики, которая давала положительные результаты в обучении и воспитании учащихся. На наш вопрос, что, по вашему мнению, должно быть главным во взаимоотношениях учителя и ученика, наша героиня говорит: “Учитель должен обладать терпением, искренностью и вниманием. Он должен быть лёгким в общении, весёлым, интересным, жизнерадостным, целеустремлённо и неустанно работающим над собой. И обязательно быть любящим детей. Я хочу сказать, что без этого качества людям нечего делать в учительской профессии. Помимо богатого внутреннего мира, учителю очень важно быть грамотным, иметь определённый багаж знаний, объём которого всегда должен быть немного больше, чем требует того школьная программа. Ведь учеников нужно уметь заинтересовать предметом, найти к каждому индивидуальный подход, постоянно удивлять и будоражить их воображение. И если учителю это удаётся, ребят не нужно заставлять учиться, они будут это делать сами и с большим интересом”.
На протяжении долгих лет работы по выбранной специальности Александра Петровна ни на минуту не пожалела о выбранном пути. На этот счёт она сама с уверенностью говорит: “Даже если бы время повернуть вспять – ничего бы тогда менять не стала”.
Долгие годы Плужникова была классным наставником. А это - большая ответственность и большая нагрузка. Ведь во внеурочное время ребят также необходимо занять, заинтересовать и привлечь к участию в различных внеклассных мероприятиях. Это и участие во всевозможных поездках, экскурсиях, походах и прочее.
Первых своих выпускников Александра Петровна выпустила в 1973 году. Многие из них по примеру своего наставника навсегда связали свою жизнь с математикой. По подсчётам самой Александры Петровны, одиннадцать её самых сильных выпускников пошли по стопам своего преподавателя. Из них можно назвать Антонину Костину, которая преподаёт математику во 2 Гавриловской школе, Наталью Шахову, которая сейчас работает в Центре социальных услуг для населения Гавриловского района, Оксану Сивакову (возможно, это её девичья фамилия), Сергея Сомова и многих других. Более 30 её выпускников окончили школу с золотыми и серебряными медалями. Как вспоминает Плужникова, как-то в один год у неё было сразу шесть выпускников-медалистов.
По мнению Александры Петровны, к большому сожалению, подвижным играм и живому общению с книгой современные школьники предпочли компьютер. Они стали более требовательными к себе, к окружающим, к знаниям в том числе. Многие из учащихся, особенно это касается старшеклассников, уже в школе знают, чего хотят. Они умеют отстаивать собственные взгляды, могут дать понять взрослому человеку, что он в каких-то случаях не совсем прав. А вообще, дети как были жизнерадостными и активными, иногда смелыми, а иногда трусливыми, так такими и остались. Разве что стали в большей степени раскованными и "продвинутыми". А это значит, что и учитель не имеет права отставать от современных веяний времени. В связи с этим портрет современного учителя она видит следующим. По её мнению, “это должен быть специалист высокого профессионального уровня, обладающий организаторскими и исследовательскими способностями. Он трудолюбив, работоспособен, дисциплинирован. Умеет поставить цель и достичь её. Это личность активная и творческая. Он выдержан и душевно чуток, умеет нейтрализовать напряжение, обладает чувством юмора. Всё это помогает поддерживать позитивный эмоциональный фон класса. А его такт и уважение к личности ученика - оптимальные средства выхода из любой ситуации”.
Как и успешная профессиональная деятельность, ладно складывалась и её личная жизнь. С супругом Михаилом Константиновичем они прожили вместе более 40 лет, вырастили двух замечательных дочерей. Старшая – Наталья Михайловна, с 1988 года работает воспитателем в детском саду. Младшая – Ольга Михайловна, пошла по стопам своей матери и тоже стала учителем, только не математики, а русского языка и литературы. Преподаёт во 2 Гавриловской школе. Гордится Плужникова и своими внуками, их у неё пока двое. Оба они – большие молодцы, в школе старательно учатся, отличники с первого класса. Внучка Марина учится в 10 классе, её младший внук Данила – в 6 классе. Данила – очень активный и разносторонний мальчик. Помимо основных занятий в школе, он занимается музыкой, где постигает мастерство игры на гитаре. Также он посещает занятия воскресной школы, активен во многих проводимых мероприятиях.
Сама Александра Петровна по возможности принимает самое деятельное участие в воспитании подрастающего поколения. Выходя на пенсию, у человека появляется много свободного времени и надо потратить его активно и достойно, а не сидя дома и постоянно придумывая себе разные болячки. Этому правилу следует и наша героиня. Она всегда активно участвует в общественной жизни школы, является постоянным участником различных мероприятий. В свободное время читает много периодических изданий. Но в числе её первых информаторов на селе по-прежнему остаётся любимая газета “Сельские новости”. Так что, и находясь на пенсии, можно оставаться при этом Учителем с большой буквы, продолжая нести в общество доброе и вечное. Ведь учитель 21 века – это просто любимый учитель, который, по прошествии многих лет, с уважением и пониманием относится к своим ученикам, умеет находить общий язык, понимает детские проблемы и является другом каждому ребёнку. Именно такой и является Александра Петровна Плужникова. Поздравляем Вас и всех учителей Гавриловского района с профессиональным праздником! Успехов вам и творческих побед!
Автор:Анна ШЕРАШОВА. Фото из личного архива А. П. Плужниковой.