Лента новостей
Статья12 июля 2012, 14:31

Наслаждение творить

Искусство, мастерство, умение – так переводится греческое слово «технология». Задача учителя технологии – сделать руки детей умелыми, мысли красивыми, а работы неповторимыми. Именно так работает учитель Избердеевской средней школы Татьяна Алексеевна Орлова.

Каждый урок Татьяны Алексеевны - творческий поиск. Когда работают дети, они лишь до поры копируют и повторяют предлагаемые задания. Затем почти у каждого рождаются свои мысли, образы, решения, которые воплотятся в жизнь. Учитель помогает каждому ребёнку найти себя в мире творчества, вовлекает детей в общую деятельность, вызывающую радость от успеха, движения вперёд. Особенность уроков технологии в том, что ученик своими руками создаёт материальный предмет, законченное изделие, в которое он вкладывает свои знания, умения, чувства.

- Ничто не даёт человеку такой свободы, как творчество. Это – горный поток, который может вращать турбины, а может размывать берега. Наше творчество вращает турбины, - говорит Татьяна Алексеевна. – Сухомлинский утверждал, что истоки творческих способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. Я разделяю это убеждение.
Когда молодая учительница, полная энтузиазма и пока нереализованных далеко идущих планов, впервые в новом качестве переступила порог родной Избердеевской средней школы (а было это в 1997-м году), уроки труда проходили здесь по старинке – на «убитых» швейных машинках девочки шили вещи, которым не суждено было никакого практического применения. Дипломированный учитель технологии, Татьяна Алексеевна так работать не хотела. Да по складу характера и не могла. «Всё, за что берёшься, нужно делать на отлично»- её девиз по жизни.
Орлова разработала собственную программу курса технологии в соответствии с имеющейся материально-технической базой. От швейной практики отказалась, оставила только теорию – как правильно снять мерки и построить чертёж будущего изделия. Зато видов рукоделий в новой программе, которую девчонки осваивали с удовольствием, не перечесть.
Народная мудрость гласит: «Рукам работа – душе удовольствие». Не сразу и не у всех получается по пословице, так как рукоделие требует усидчивости, внимательности, аккуратности. Учитель считает, что в этой ситуации лучше сделать шаг в сторону, но идти вперёд, чем стоять на месте. То есть, пока оставить то, что не получается, и выбрать другой вид работы (или всё же творчества?). А выбирать есть из чего. Тут тебе и традиционные вышивание, вязание крючком и на спицах, и менее распространённые вышивание атласными лентами, нитяная графика, и уж совсем экзотическая кусудама – работы с двусторонней цветной бумагой. «Если что-то мне понравилось – обязательно научусь сама и научу своих девочек»,- так работает учитель. Очень хотелось на уроках освоить лоскутную пластику, но для этого нужна швейная машинка. Татьяна Алексеевна долго искала в книжках, журналах, Интернете аналог. Нашла технику лоскутной пластики вручную. Девочки увлеклись этих видом рукоделия, получаются очень интересные практические работы.
Большинство изделий, которые выходят из-под проворных, умелых пальчиков учениц, показывают, что кладезь народного искусства не исчерпан, остаётся огромный простор для создания оригинальных вещей. Возрождение интереса ко всем видам декоративно-прикладного рукоделия учителя радует: через художественные образы и предметный мир к детям приходит восприятие Родины, культуры народа, его традиций и обычаев. Татьяна Алексеевна даже элективный курс для девятого класса разработала – «Традиции русской народной культуры». А ещё она – автор базисной программы для десятого- одиннадцатого классов «Школа Рукоделий».
Для развития творческих способностей учитель использует все доступные виды работы: творческие проекты, творческие задания, интегрированные уроки, внеклассные мероприятия, предметные недели. Кстати о недели технологии Не преувеличу, если скажу, что это мероприятие привносит яркий праздник в школьные будни. Каждый день бывает особенным. И учителя, и ученики с удовольствием участвуют в викторинах на разные изучаемые темы (кулинария, мода, рукоделие, сервировка и так далее) с использованием современных информационных технологий. Школьные коридоры в это время украшают выставки, не побоюсь этого слова, эксклюзивных работ юных искусниц. Отзывы о таких неделях и у тех, кто принимал непосредственной участие, и у зрителей-болельщиков – только восторженные.
Но самое любимое детище Орловой – кружок «Тайны рукоделий». Дополнительная образовательная программа предполагает теоретическую часть и творческие занятия. Вот уж где полёт фантазии девчонок ничем не ограничен! Обычно учитель показывает, что должно получиться в результате кропотливой работы, а каким путём идти к цели – полная свобода выбора. Естественно, что изделия не похожи одно на другое, как и индивидуальны самовыражающиеся в них творцы. Тема следующего занятия – всегда сюрприз для кружковцев. Учитель только озадачивает подпором исходного материала для работы, и девчонки, теряясь в догадках, с нетерпением ждут встречи с любимым делом. Идея и для уроков, и для кружка учитель черпает из особой папочки под названием «Банк идей», в которую много лет собирает всё, что касается преподаваемого предмета. Такие же «банки» есть и у многих учениц Орловой. На занятиях Татьяна Алексеевна с интересом наблюдает, как буквально на глазах рождается сплочённый коллектив. Им вместе комфортно не только рукодельничать, делясь друг с другом нитками, бусинками, лентами, секретами, но и отмечать праздники, дни рождения.
Учителю греет душу то, что творческие работы ее девчонок – всегда в числе лучших на различных конкурсах и выставках муниципального и регионального уровней. На последнем из них – VIIIобластном конкурсе детского творчества по пожарной безопасности её питомцы стали лауреатами.
Уроки технологии привлекают тем, что результат обучения можно увидеть, подержать в руках, подарить другу. Сколько радости получает ребёнок от сделанной своими руками салфетки, картины, подушки, украшения! Оформление изделий развивает вкус, чувство цвета, композиционное видение, формирует способность видеть красоту. В конце концов, навыки, полученные на уроках, помогают придать индивидуальность предметам гардероба. Каждое изделие несёт в себе не только конкретное выражение конкретного образа в том или ином материале, но и духовный, эмоциональный заряд.
В своё время маленькая Таня научилась рукоделию от своей бабушки. Передать усвоенное и приумноженное Татьяне Алексеевне в своей семье пока некому – сын, естественно, интересуются футболом и техникой. Поэтому она щедро делится знаниями и умениями с ученицами. Учитель видит в своих девочках будущих жён, мам, хозяек красивого дома с чехлами на стульях в технике вышивания лентами, с картинами на стенах в технике изонити, со шторами в технике филейного вязания. Уютного дома, в который хочется бежать с работы и из школы. А если мама сумеет научить дочь тому, что умеет сама, передаст ей свою увлечённость творчеством, то никогда не оборвётся «времён связующая нить».
Своими знаниями Орлова охотно делится с коллегами, выступая на семинарах, педсоветах, конференциях. Она обобщила на муниципальном уровне накопленный опыт по темам «Проектная деятельность на уроках технологии» и «Роль недели технологии в развитии творческих способностей и познавательной деятельности учащихся». Результаты творческой деятельности школьниц размещены Интернете. Увлечённость делом и профессионализм педагога по достоинству отмечены. Татьяна Алексеевна Орлова – учитель 1-ой квалификационной категории, победитель районного конкурса «Учитель года – 2008», победитель районного конкурса «Защита авторских программ и методических разработок». Есть среди заслуженных наград учителя Почётная грамота управления образования и науки области и Почётная грамота областной Думы.

Автор:Т.Толстова