Лента новостей
Статья27 июля 2012, 12:37

Любавины: родители плюс семь «я»

С Михаилом Григорьевичем Любавиным, тогда просто Мишкой, я познакомился в далеком 1957 году, когда с отцом на телеге приехал в Мучкап к бабушке в гости из деревни Коростелевки Шпикуловского района (ныне не существующих). Первым, с кем я наладил дружеские отношения, был бабушкин сосед Колька Абышев, живущий напротив через дорогу. Нам с ним в ту пору было по 6 лет. Он-то и познакомил меня со своим троюродным братом Мишкой, который был старше нас почти на год. С тех пор и завязалась между нами дружба, которая длится до сих пор.
Тогда же через тря дня мы с отцом уехали домой, и я не думал, что когда-нибудь мы будем часто встречаться. Однако в 1960 году наша деревенька попала в число не перспективных и была ликвидирована. Наша семья перебралась на новое местожительство в село Вольная Вершина, а в 1962 году – в Мучкап. Купили маленький домик на самом конце улицы Карла Маркса, а через речку Мучкап в трех сотнях метрах жила на улице Степана Разина моя бабушка с тетями. Естественно, в этот же день я был у нее. И первыми, кого я встретил, были Колька и Мишка.
Это было накануне Дня Победы. Я учился в то время в четвертом классе. Естественно, тут же обсудили, в какую идти школу мне. Они ходили в существовавшую тогда Волковскую начальную школу, на месте которой сейчас стоит кафе «Бриз». Эта школа от нас была ближайшей и, конечно, ребята заявили, что в ней я и буду учиться.
Но тут в наш разговор вмешался соседский пацан Витька, которого дразнили Бутуз за его габариты: он был выше на голову, шире в плечах, хотя и был ровесник. Он тоже ходил в 4-й класс, но Мучкапской средней школы, где его отец работал преподавателем. Он и предложил мне идти в МСШ, хотя это и было в два раза дальше. Аргументировал это тем, что, мол, ребята в 5-й класс все равно пойдут в Мучкапскую школу, будут там новичками, а я уже стану старожилом. Для меня же было все равно, ведь любая из этих школ за четыре года учебы для меня становилась третьей, так что не привыкать быть новичком. Но аргументы Кольки и Мишки оказались весомее, они, просто-напросто, побили вдвоем Бутуза, хотя и он расквасил им носы. В итоге 10 мая под «конвоем» новых друзей вошел в двери Волковской школы и был ??? представлен учительнице Анне Васильевне. Велико же было мое удивление, когда я узнал в ней свою новую соседку. Вот влип, оказался под ее контролем и в школе, и дома! Знал бы, пошел в МСШ, в которую пошли учиться старшие сестра и брат. Кстати, с Анной Васильевной мы стали добрыми друзьями на многие десятилетия, вплоть до ее ухода в мир иной.
Отвлекаясь от темы, отмечу, что через год нам выделили под новое место жительства дом, в котором проживал до революции … Дмитрий Волков, в честь которого и названа Волковская школа (там было раньше его домовладение). Он приезжал к нам в 1965 году, работал в то время заместителем Министра легкой промышленности. Показал сопровождавшим его людям комнаты, где жил сам, его нянька и т. д.
Теперь для меня ближе был дом Мишки, чем Кольки, и я там бывал чаще. А связывало нас, наверное, то, что семьи наши были многодетные и небогатого достатка. Мы не могли одеваться также, как наши сверстники, у которых в семьях было 1-3 ребенка. В моей же семье было 10 детей, у Любавиных – 7, у Абышевых – 6. Отцы наши были фронтовиками, занимали на работе рядовые должности, лишь бы детей прокормить. Уже после 4 класса мы сами подрабатывали, сбивая летом ящики под овощи и фрукты в заготконторе.
Сегодня я веду разговор о семье Любавиных. В 1934 году Григорий Алексеевич женился на Анне Егоровне, а уже через год в семье появился первый ребенок – дочь Мария. Оба они работали на мельзаводе, жили в собственном кирпичном доме. Заработка хватало, чтобы хорошо одеваться и питаться. Поэтому в 1938 году в семье родился еще один ребенок – сын Владимир. Живи, радуйся, расти детей.
Но все перечеркнула война. Уже летом 1941 года Г. А. Любавин был призван из резерва и направлен на фронт. Служил в железнодорожных войсках. Это был один из самых опасных участков боевых действий, недаром в первый год Великой Отечественной личный состав железнодорожных войск сменился трижды. Дело в том, что военные железнодорожники отступали последними, уничтожая после себя колею, чтобы ею не могли воспользоваться фашисты. А при наступлении шли в авангарде, восстанавливая дорогу, чтобы по ней сразу же стали подвозить на фронт бойцов, боеприпасы, военную технику. Боевой путь Любавина отмечен правительственными наградами, а домой он вернулся лишь в самом конце 1946 года.
Все это время Анна Егоровна с двумя малолетними детьми на руках мыкала горе. Трудно было прокормиться, одеться и обучаться, нечем зимой протопить дом. Хотя и работала на мельзаводе зерногрузчицей, взять оттуда муки или зерна было практически невозможно, так как за карман этого «деликатеса» можно было схлопотать 10 лет тюрьмы. Такие случаи, к сожалению, в Мучкапе были.
Когда вернулся домой Г. А. Любавин, он тоже стал работать на прежнем месте. Но жизнь облегчилась ненамного. В 1947 году родилась дочь Таисия, через год – дочь Нина… вскоре у Любавиных на руках было семь«я», которых нужно было воспитывать. И Анна Егоровна стала домохозяйкой, на работу уже не выходила. Ее важный труд матери государством отмечен двумя медалями и орденом. Но жить-то приходилось на одну отцовскую зарплату, так как госпомощь на детей была мизерной.
Тем не менее, все дети выросли, получили соответствующие образование и специальности, которым остались верны на всю жизнь. Привыкшие с детства к труду и дисциплине, они не метались в поисках синекуры, не были летунами. Так, старшая Мария, окончив Кирсановский ветеринарный техникум, всю жизнь проработала ветврачом. Владимир, отслужив действительную во Внутренних войсках, полтора десятка лет отдал сверхсрочной службе в городе Ливны Орловской области. Вернувшись домой, до выхода на пенсию работал газоэлектросварщиком в ЛМУ «Райсельхозтехники», преобразованном затем в УПНР. Кстати, здесь же работал по этой специальности и его брат, мой друг Михаил, окончивший Кирсановские курсы по этой профессии. Так до выхода на пенсию он занимался всю жизнь избранным в юности делом.
Дочь Нина, окончив специальные курсы в Балашове, всю жизнь отработала секретарем-машинисткой в МСО (впоследствии РАСО). А Таисия после окончания Балашовского техникума трудилась до выхода на заслуженный отдых в «Райсельхозтехнике» бухгалтером. Дочь Людмила также всю жизнь проработала бухгалтером в Тольятти, куда уехала после окончания Тамбовского кооперативного техникума. Она и сейчас трудится главным бухгалтером профкома Тольяттинского политехнического института. Вышла на пенсию и младшая сестра Наталия, которая после окончания Тамбовского медицинского училища немного поработала медсестрой в Шапкинской больнице, а потом переехала в Тверь и всю сознательную жизнь проработала в детсадике, заботясь о здоровье людей.
Такая она семья Любавиных, среднестатистическая сельская семья бывшего СССР. Да и сейчас у всех бывших Любавиных среднестатистические семьи теперь нынешней России. Лишь у одной из сестер 4 детей и другой – 1, у остальных сестер и обоих братьев – по 2, то есть следующее поколение уже насчитывает 15 человек. А последнее поколение имеет в своих рядах уже 9 правнуков и правнучек.
Время неумолимо. Давно ушли в мир иной Григорий Алексеевич и Анна Егоровна Любавины, недавно покинул белый свет старший сын Владимир Григорьевич, к сожалению, безвременно скончались их три внучки. Но по прежнему оживленно в родительском доме, правда, уже перестроенном, где проживает Михаил Григорьевич с женой Верой Анатольевной и младшим сыном Дмитрием. Другой сын, Александр, живет отдельно со своей семьей, имеет 2 детей. Сюда собираются члены семьи Любавиных (хотя имеют теперь другие фамилии) на различные торжества, отсюда посещают могилки родителей.
… В семье свято чтут память о родителях. Недавно я побывал у Нины Григорьевны, которая вместе со своим мужем Андреем Емельяновичем Зинчук показывали мне старые семейные фото, военный билет отца, свидетельство о бракосочетании Григория Алексеевича и Анны Егоровны, их награды, другие реликвии.
Семейные традиции не обесцениваются со временем.

Автор:В. Неудахин