Лента новостей
Статья9 февраля 2015, 15:19

Лётчик-штурмовик из Андреевки

Редкие гости, решившие пройтись по единственной сохранившейся улице некогда многолюдного сампурского села Андреевка, средь буйства захватившего оставленную людьми территорию растительного царства, могут увидеть Памятный знак, установленный на месте дома, в котором родился и жил в юные годы Герой Советского Союза Михаил Федорович Конин, заслуживший это высокое звание, сражаясь с врагом в огненном небе Великой Отечественной войны. Имя славного земляка выбито на граните мемориала Памяти п. Сатинка и в аллеях Славы городов Котовска и Люберцы, в первом из которых Михаил Конин начинал трудовую биографию, а во втором провел последние годы жизни.


Тихо неся свои воды в Нару-Тамбов, речка Кензарь на своем коротком 18-километровом пути нежно обнимает прильнувшие к ней на рубеже XVIII – XIX веков крестьянские избы деревеньки Андреевки.

Жили в ней землепашцы, растившие хлеб и скот себе на пропитание и на благо помещика, а потом - для победы коммунистических идей.

Людно и по-деловому шумно было когда-то на ее улицах, в одну из которых втиснулся невеликий дом Федора и Пелагеи Кониных, в семье которых 22 октября 1921 года родился мальчик, нареченный Михаилом.

Школьные его годы совпали со становлением нового уклада крестьянской жизни. Так они и шли по жизни вместе, взрослея одновременно: Мишка из класса в класс, а колхоз - от страды к страде.

Познавать мир будущему асу боевых штурмовок определенно нравилось. За школьной партой перед крестьянским пареньком неожиданно открылись доселе невиданные горизонты. Когда Михаил учился в старших классах семилетней школы, страна «заболела» авиацией. О красных или, как тогда еще говорили, сталинских соколах слагали песни, писали книги и снимали фильмы. Имена героев советского неба - Чкалова, Байдукова, Ляпидевского, Леваневского, Каманина, Водопьянова и других знали в самых отдаленных уголках еще совсем молодого Союза Советских Социалистических Республик.

Стоит ли удивляться, что влюбился в небо и крестьянский сын Мишка Конин, не испугавшийся ради мечты шагнуть за пределы родной Андреевки.

Сначала поступил в ФЗУ (школу фабрично-заводского ученичества), после окончания которой работал слесарем, а затем контролером ОТК на заводе №204 города Котовска, успевая посещать занятия в аэроклубе. Это, как показало время, и определило его дальнейшую жизненную и фронтовую судьбу.

В апреле 1940 года Конина призвали в Красную Армию. В это время в Европе уже вовсю полыхало пламя Второй мировой. Гитлеровская Германия, будто молодой хищник, испробовав крепость своих «клыков», жаждала новых побед. Лязгая гусеницами танков, ревя моторами самолетов, калеча и убивая людей, война подобралась вплотную к нашим границам. Война стояла на пороге…

В последние мирные годы промышленность первого рабоче-крестьянского государства лихорадочно налаживала выпуск новых образцов вооружений: орудий, танков, самолетов. Не меньше, чем техника, нужны были и люди, способные ей управлять.

В 1941 году Конин окончил одну из старейших летных школ страны - Егорьевскую. После чего сам стал инструктором начинающих военлетов в расположенной в станице Пролетарская Ростовской области 19-й авиашколе. В 1942-м (скорее всего летом), когда немцы направили свои главные удары на Сталинград и Кавказ, школу расформировали. Михаила спешно - фронт неумолимо приближался - направили на курсы переподготовки: осваивать новый, запущенный в серийное производство в феврале 1941 года самолет – легендарный штурмовик Ил-2. Так сержант Конин попал в 808-й штурмовой авиаполк, с котором ему было суждено, пройдя сквозь огненную карусель боев, дойти, вернее долететь до Берлина. Но тогда до Победы было еще очень далеко. Свой личный таймер обратного отсчета войны Михаил включил 28 ноября 1942 года.

Поддерживая сражающиеся в степях под Сталинградом части, полк в период тяжелейших оборонительных боев понес страшные потери. Многие экипажи не возвращались с заданий. К середине августа 42-го в нем практически не осталось самолетов. Однако после технического и кадрового пополнения (частью его был и М. Конин) эскадрильи 808-го вновь поднялись в сталинградское небо – теперь уже наступающее.

…За доблесть, мужество и ратное мастерство, проявленные в годы Великой Отечественной, Михаил Федорович Конин был удостоен множества боевых наград, включая высшую – звание Героя Советского Союза. И именно они, за неимением мемуаров, стали той отправной точкой, которая позволила более подробно прояснить фронтовую биографию нашего земляка. От них мы и будем отталкиваться в дальнейшем нашем повествовании…

Не считая медалей, отважный летчик был награжден двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени, Александра Невского, Золотой Звездой Героя и орденом Ленина. Нам удалось найти наградные листы (представления к награде) на все из них за исключением двух орденов Красной Звезды. И первый из них поднял нас именно в огненное небо Сталинграда. Итак, читаем…

19 декабря 1942 года пилот, ст. сержант Конин, выполняя приказ командования, в составе 6 самолетов штурмовал и бомбардировал укрепленный рубеж противника Н. Астахов, Пономаревка. Своими смелыми атаками тов. Конин дерзко громил отходящего врага. В этом бою он уничтожил и поджёг до 4-х автомашин, повредил 2 полевых орудия, истребил до 25 человек всадников и заставил замолчать одну зенитную батарею, обстреливающую наши самолеты.

17 января 1943 года тов. Конин штурмовал и бомбардировал отходящие войска противника южнее г. Каменск – по дороге на ст. Лихая. Одновременно ведя бой с 4-мя самолетами Ю-87 противника. В этом бою тов. Конин проявил подлинную храбрость Сталинского сокола. Уничтожил лично сам 3 автомашины с грузом, одну легковую, повредил одно орудие с тягачом, зажег танк и пулеметным огнем уничтожил до 30 человек вражеской пехоты.

За период с 22 ноября 1942 года по настоящее время тов. Конин имеет 16 боевых вылетов. За эти вылеты уничтожил: 7 танков, 18 автомашин с войсками и грузом, 2 самолета Ме-109 на аэродроме противника, до 3-х зенитных батарей, до 3-х взводов солдат и офицеров.

Здесь необходимо пояснить, что скрывается за всем этим внешне непринужденно легким перечнем побед. Дело в том, что самый массовый боевой самолет в истории авиации Ил-2 не отличался особенными скоростными качествами и был довольно неповоротлив. «Летающий танк» или «Горбатый», как ласково его звали наши летчики (у немцев Ил-2 по понятным причинам заслужил совсем иные прозвища: «Черная смерть», «Мясорубка») по штурмовой сути своей вынужден идти в атаку на низкой высоте – от 500 метров и ниже, вплоть до бреющего полета. А значит, был удобной, лакомой мишенью для вражеской ПВО. Несмотря на высокую живучесть бронированных ИЛов, потери в штурмовых полках были большие. Как показал послевоенный анализ, в среднем за 7-8 месяцев Великой Отечественной в воздушных армиях полностью менялся состав этих работяг-самолетов…

Приказом №5 по 17 ВА Юго-Западного фронта от 20 февраля 1943 года за отвагу и мастерство, проявленные в ходе боев Сталинградской битвы, старший сержант Михаил Конин был награжден орденом Отечественной войны II степени. Радоваться и праздновать было некогда – война для него еще только начиналась.

Вместе с другими летчиками полка (1 мая 1943 года был переименован в 93-й Гвардейский) 267-й штурмовой авиадивизии (тогда же переименована в 5-ю Гвардейскую) наш земляк в июле 1943 года утюжил позиции немцев на Курской дуге, затем освобождал Донбасс, города и села Украины, в том числе Николаев, Херсон, Одессу.

В августе 1943 года дивизию перебросили на 1-й Украинский фронт во 2-ю воздушную армию, в составе которой она участвовала в разгроме крупной немецкой группировки подо Львовом.

Затем была Висло-Одерская операция, освобождение Польши, поддержка войск на Сандомирском плацдарме. И наконец – штурм Берлина и освобождение Праги.

Всего за годы войны Михаил Конин совершил по нашим подсчетам более 190 (по состоянию на начало марта 1945 года) успешных боевых вылетов, уничтожил и вывел из строя не менее 40 танков (с марта по 9 мая 1945 года данных нет), 75 автомашин с грузами и войсками, 5 самолетов (4 на земле и 1 – в воздушном бою), 470 солдат и сжег 9 цистерн с горючим.

Вот как 20 мая 1944 года характеризовал командир 93-го Гвардейского штурмового авиаполка гвардии майор Шумский своего подчиненного, представляя гвардии лейтенанта Конина к званию Героя Советского Союза: «…В ожесточенных боях на Дону, под Белгородом, при освобождении Донбасса, Запорожья, Никополя и Одессы товарищ Конин, летая на боевые задания в качестве ведущего, не имел ни одной потери самолетов своей группы.

Скромный, выдержанный на службе и в быту, он своим примером мужества и отваги в бою умеет увлечь своих товарищей на боевые подвиги; снижаясь до бреющего полета, сеет ужас и несет смерть фашистским захватчикам на поле боя».

Отваги и мастерства сампурскому асу ракетно-бомбовых ударов действительно было не занимать. 15 декабря 1943 года дюжина Ил-2 вылетела в район Токмаковка – Дмитриевка. На бреющем полете штурмовики расстреливали технику и живую силу противника, успев уничтожить и повредить 3 танка, 8 автомашин и рассеять до 50-ти немецких солдат.

При отходе от цели ведомую Кониным группу атаковали шесть вражеских истребителей Ме-110. Два из них в завязавшемся бою наши «Летающие танки» подбили, возвратившись на аэродром без потерь.

…После окончания войны Михаил Федорович продолжил службу в Военно-Воздушных Силах СССР, прошагав 24 июня 1945 года в составе 5-го сводного батальона летчиков сводного полка 1-го Украинского фронта по брусчатке Красной площади в ходе исторического парада Победы.

В 1947 году Михаил Конин окончил летно-тактические курсы ВВС, а в 1956-м Военно-воздушную академию. Служил на различных должностях в частях Закавказского военного округа, в Польше и Прибалтике.

В отставку в звании подполковника вышел в 1971 году, обосновавшись вместе с семьей в Риге, где вплоть до 1992 года работал старшим инженером завода «Коммутатор». После известных событий перебрался в Подмосковье, в город Люберцы.

Ушел из жизни один из героев Великой Отечественной войны 29 июля 2003 года. А спустя две зимы и две весны, в год 60-летиюя Победы в Люберцах состоялось открытие аллеи Славы, у центрального памятника которой посадили именные деревья Героев СССР и России.

И сейчас, здорово вытянувшись за десять лет, там шумит листвой клен, каштан или липа имени Михаила Федоровича Конина – солдата победителя, который, разбежавшись с полей сампурской Андреевки, взлетел высоко в небо, сумев сберечь его неповторимую чистоту от грязных лап захватчиков. И передать его нам: «Берегите, ребята!»
Автор:Владимир Поветкин